Музыкально-литературная композиция "Давайте помнить, Родина – одна!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: история, Родина, Гражданская война, память


Выступление учащихся 5б класса МБОУ «Гимназия №1», г.Находка, Приморский край

Цели:

  • познакомить учащихся 5 класса с ключевыми страницами истории России XX века;
  • воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся: показать, что Гражданская война, последовавшая за Революцией 1917 года – это трагедия всего народа;
  • воспитание чувства патриотизма, уважения к российской истории и культуре.

Оборудование:

  • костюмы  «красных» – красные косынки, кожаные куртки, буденовки, красные банты на груди;
  • костюмы «белых» – у девочек белые платья, у мальчиков фуражки, кителя;
  • плакаты с датами «1917», «2017», изображение царской короны, флаги – Государственный флаг РФ и Красное знамя.

Перед началом выступления учащиеся выстраиваются на сцене по центру в колонну друг за другом: 1 ученица в красной косынке держит в руках плакат с датой «1917», 2 ученица – изображение царской короны, 3 ученица в красной косынке, 4 ученик – российский флаг… Т.е. чередуются «красные», «белые». Предпоследний ученик в буденовке держит Красное знамя. Последними стоят два чтеца, мальчик и девочка, изображающие современных школьников. У них в руках плакат «2017».

Под звуки нарастающей барабанной дроби ребята расходятся по обе стороны сцены, образуя два лагеря: «красных» и «белых».

Последними по центру сцены выходят вперед два чтеца.

Звучит колокольный звон и на его фоне читаются стихи.

1-й чтец-девочка:

Гражданская война. Раскол в стране.
Земля, Россия, дом родной в огне.
Раскол в сердцах, идёт на брата брат,
И, кажется, что нет пути назад.

2-й чтец-мальчик:

Где "белые"? Где "красные"? Куда
Всех завела гражданская беда?
И льётся кровь, сын на отца идёт...
Войной расколот русский наш народ.

Чтецы уходят.

Звучит фонограмма Гимна Добровольческой армии (1-й куплет):

Слышали деды — война началася,
Бросай свое дело, в поход собирайся.
Мы смело в бой пойдём за Русь Святую
И как один прольём кровь молодую.

Пока идет фонограмма «Лагерь белых» перестраивается, поворачиваясь лицом к «красным», изображает «сборы» на войну».

Колокольный звон, песня «Смело мы в бой пойдём за власть Советов» (3-й)

Вот показались белые цепи –
С ними мы будем биться до смерти!
Смело мы в бой пойдём за власть Советов,
И, как один, умрём в борьбе за это!

Под эту фонограмму «красные» выстраиваются против «белых».

Перед сценой появляются чтецы и уже остаются до конца.

Чтец-мальчик:

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

Звучат воспоминания о гражданской войне. Их по очереди («белый», «красный») читают ученики. Каждый, читая свою часть, поворачивается лицом к залу. Таким образом, все участники становятся лицом к зрителям.

1. Девочка в белом платье:

«Чувствовать, что у себя на родине ты чужой, - это хуже всего на свете».

2. Девочка в красной косынке:

«Все население поголовно бежало с белыми, побросали дома, скот, имущество, и бежали куда глаза глядят. Белогвардейцы запугивали население, что красные режут всех и всё, но вышло наоборот…»

3. Мальчик:

«Я пошел в комнату и увидел, что какие-то люди лежат и стреляют; они себя называли зелеными; я не понимал, что это за люди, — на другой день они были красные».

4. Девочка:

«В белогвардейских войсках началась страшная паника, потому что в деревнях начинают организовываться крестьянские партизанские отряды».

5. Девочка:

«Большевики спрашивали меня: “Где твой папа?” Но я говорила, что я не знаю, где мой папа, тогда они поставили меня к стенке и хотели убить меня. Тогда пришел еще один большевик и сказал: “Зачем вам мучить девочку, может, она и не знает ничего?».

6. Мальчик:

«Вот теперь я окончательно узнал, что творят белые; это действительно мародеры и злодеи трудового народа».

7. Девочка:

«Мы сидели, как ни в чем не бывало на втором уроке, и вдруг разом посыпались пули по нашему классу; стекла летели вовсю. Дежурный офицер скомандовал: “ложись”, и мы на животе поползли с третьего в нижний этаж, где и находились без всякой надежды на продолжение своей короткой жизни».

8. Девочка:

«В нашем полку 200 перебежчиков от Колчака, они рассказывают, что их за вопросы, за что они идут воевать, больше половины расстреляли, и офицеры за каждую провинность бьют плетями».

9. Мальчик:

«Видя родину в море крови, я не мог продолжать свое прямое дело - учение, и с винтовкой в руках пошел я с отрядом биться за честь и благо России».

Выходят чтецы (по центру сцены)

1-й чтец-мальчик:

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

2-й чтец-девочка:

Дай тебе боже, родная земля,
Мудрых вождей и великих,
Чтобы не слышали эти поля
Криков проклятия диких,
Чтоб не лилась неповинная кровь,
Слез неутешных не лилось —
Чтоб вековечно святая любовь
В грешных сердцах воцарилась!

Звучит фонограмма песни «Прощание славянки» со словами, ребята  перестраиваются в один ряд, перемешиваясь «красные» с «белыми» берутся за руки (можно вместе с чтецами) и поют эту песню 1-2 куплета.

1-й чтец-мальчик:

Кто прав, кто виноват? Не разобраться!
Мы знаем только, что Гражданская война была.

2-й чтец девочка:

Нельзя такому больше повторяться!
Давайте помнить – Родина одна!

(Родина одна! – эти слова все участники говорят вместе, берутся за руки и поднимают их вверх в знак единства)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дети эмиграции: Воспоминания. Сборник статей./ Под ред. Д382 проф. В.В.Зеньковского. — М.: Аграф, 2001. — 256 с.

2. Частные письма эпохи гражданской войны: По материалам военной цензуры // Неизвестная Россия: XX век. — М.: Издательство Московского городского объединения архивов. — Вып. 2. — 1993 (соавтор И.Давидян).- 2 (1) п.л.

3. https://www.stihi.ru/avtor/kurbatova
Татьяна Курбатова, Гражданская война, 2015.

4. Максимилиан Волошин, Гражданская война, 1919.

5. Федор Николаевич Берг, Ф. М. Достоевскому (отрывок).