Тема НОД «Составление описательного рассказа о домашнем животном с использованием театрализованной деятельности «Как котенок искал свою маму»

Разделы: Работа с дошкольниками


Развивающая среда

Декорация: деревья (елки, березы), лавки (украшенные, под полянки).

Костюмы: кошка, котенок, заяц, зайчонрок, лиса, лисенок.

Атрибуты: большой лист с дерева с запиской на нем, презентация со схемой составления описательного рассказа, ноутбук, магнитофон, мультимедиа.

Предшествующая работа

Беседа «Путешествие в деревню».

- Чтение сказок, рассказов, стихотворений, загадок о животных.

- Рассматривание иллюстраций с домашними и дикими животными.

- Работа со схемами для обучения детей составлению описательного рассказа.

- Творческое рассказывание (придумай сказку с заданными персонажами, продолжи сказку).

- Инсценирование сказки «как котенок искал свою маму» в младшей группе.

Словарная работа

- Продолжать работу по обогащению словаря детей (прекрасный, беззащитный, царапки, славный);

- Вводить в речь детей прилагательные (несмышленыш, глупыш, мохнатенький, усатенький, мягонький, хвостатенький). 

Методы:

Сюрпризный момент (залетел листочек в окно), составление описательного рассказа по схеме, оценка, игровая деятельность, музыка (звуки деревни, звуки домашних животных, фоновая музыка)

Ход НОД

В группе украшена под полянку.  В театральном уголке шапочки- героев сказки (кошки, котенка, зайца, зайчонк, лисы и лисенка). Звучит  фоновая музыка, дети входят в группу, располагаются полукругом.

1 часть – организационная (5 мин.)

Дети: Здравствуйте. (Проходят в группу. Осматриваются вокруг. Один из детей замечает листочек в окне (Сюрпризный момент)

Дети: Листочек в окно залетел. Давайте его достанем. 

Воспитатель: (Снимает листок. Дает детям рассмотреть)

Дети: Смотрите, на нем что-то написано. Прочитайте.(Отдают листок воспитателю).

Воспитатель: (Пытается прочитать, выделяя голосом слово ПОМОГИТЕ) «Помогите найти...Ко… или .ка..». Ничего не разобрать. Как быть? 

Дети: Надо помочь.

Воспитатель: Давайте закроем глаза, сосчитаем до пяти и перенесемся туда, где от нас ждут помощи. (Звучит отрывок «Трое из Простоквашино», когда дети начинают счет). Считают.

Воспитатель: Откройте глаза, посмотрите вокруг. 

Уютный, тихий уголок, 
Где нас разбудит петушок, 
Где по утру мычат коровки 
И прыгает козленок ловко, 
Домишко ветхий, древний 
Вы догадались где? .....

Дети: В деревне.

Воспитатель: Правильно. А как вы поняли, что это деревня? 

Дети: «Я сразу догадался, что это деревня, потому что в деревне живут коровы, козы, поет петух».

Воспитатель: А для чего мы здесь?

Дети: У нас кто-то попросил помощи. Нам надо помочь.

2 часть – основная (30 мин.)

Воспитатель: Раз мы в деревне, давайте присядем на завалинку. (Дети садятся на скамейку. Включается запись «Звуки деревни»)».

Воспитатель: Слышите? Чьи это голоса? 

Дети: Я услышала голоса кошки, собаки, свиньи, коровы, овцы. 

Воспитатель: Как, одним словом можно назвать этих животных? 

Дети: Это домашние животные. 

Воспитатель: Вы догадались, кому нужна помощь?

Дети: Как догадаться, их ведь много.

(Открывается презентация-схема «Алгоритм составления описательного рассказа о домашнем животном»)

Дети: Смотрите, подсказка. (Показывают (мультимедиа) на схему)

Дети: (Составляют описательный рассказ по схеме)

КОШКА – Это домашнее животное. Живет в доме человека. Она пушистая, мягкая. У нее четыре лапы и хвост. Есть острые когти. Она ловит мышей и лечит болезни.

Воспитатель: Ребята, в каких сказках встречается кошка?

Дети: Встречается в сказках: «Кошкин дом», «Кот в сапогах».

Дети: А еще мы играли в сказку «Как котенок маму искал».

Воспитатель: А ведь это герой сказки «Как котенок искал свою маму». Вы не догадались, кто из этих героев просил у нас помощи?

Дети: Котенку. Мы знаем, как ему помочь.

(Дети  предлагают одеть шапочки, сами уходят за ширму переодеваться, несколько человек остаются зрителями и расставляют скамеечки)

Воспитатель: Итак, артисты готовы. Мы начинаем.

Игра-драматизация «Как котенок искал свою маму»

Воспитатель: Спасибо, ребята. Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, что помогло котенку узнать свою маму?

Дети: Котенок узнал свою маму по описанию ее внешнего вида, по голосу, потому как ее зовут.

Воспитатель: А маме-кошке, что помогло узнать своего котенка?

Дети: Мама-кошка очень хорошо знает своего малыша.

Воспитатель: Какие животные встречались в сказке?

Дети: В сказке встречаются: ласковая кошка усатенький котенок, ушастый зайчик, рыжая лисичка и лисенок.

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли ей найти своего котенка и пришла пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до пяти.

Дети: Считают.

Воспитатель: Откройте глаза. А наше приключение на этом не заканчивается, мы и дальше с вами будем придумывать описания животных в загадках, стихах и путешествовать, например, в лес.

Литература

1. Веракса, Е. В., Комарова, Т. С., Васильева, Е. А. Программа «От рождения до школы» [Текст]/ Е. В. Веракса, Т. С. Комарова, Е. А. Васильева – М., 2012.

2. Щёткин, А. В. «Театрализованная деятельность в детском саду» [Текст]/ А. В. Щёткин. – М., 2007.

3. Миронова, О.С. «Учимся сочинять и рассказывать» [Текст]/ О.С. Миронова. – В., 2010.

4. Учебно-методическое пособие «Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой» [Текст]/ Учебно-методическое пособие. – М., 2008.

5. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи» [Текст]/ Н. Ю. Костылева. – М., 2007.

6. Интернет-ресурс «Музыка для дошкольников»;https://www.yandex.ru/search/?lr=1095&clid=22

Инсценировка сказки «Как котёнок искал свою маму»

Действующие лица:

  • ведущая (воспитатель)
  • мама кошка - Настя Сотникова
  • котёнок - Данил Кургашов
  • мама  зайчиха - Ксюша Коробейникова
  • мама мышка - Лера Шамина
  • мышата - Артем Антонов и Коля Хорунжин
  • мама лиса - Лиза Чарочкина
  • лисёнок - Тима Окрушко
  • Остальные дети - зрители

(звучит фоновая музыка песня из к/ф "Мама")

(Из приемной вбегает Котенок, делает вид, что ловит бабочку. Останавливается около ширмы, оглядывается на лес).

Котёнок.

Ой! Здесь лес такой густой-густой,
Я к мамочке хочу домой, мяу.

(выходит зайчиха-мама с зайчонком под фоновую музыку )

Мама Зайчиха: Ах, какой хорошенький маленький зайчонок!

Котёнок.

Я не маленький зайчонок,
А я маленький котёнок,
Потерялся я без мамы,
Не могу я дом найти
Видно сбился я с пути.

Мама Зайчиха Котёнку.

Что ж пойдём скорее с нами,
Отведём тебя мы к маме.

(Уходят). (Звучит фоновая музыка мышей). (Выбегают мышата).

Мышата.

Будем мы сейчас считать
Раз, два, три, четыре, пять!
Ты мышонок, я мышонок,
Зверя нет, смелей, чем мышь,
Догоняй, чего стоишь?

(Вбегает мама мышка и, показывая мышатам, говорит)

Мама Мышка.

Ой, смотрите, это кот,
По тропинке к нам идёт,
С ним зайчонок и зайчиха,
Разбегайтесь мыши лихо!

(Под музыку входит мама зайчиха с зайчонком и котёнком)

Мама Зайчиха.

Убежали, плохо дело,
Я спросить у них хотела,
Как дорогу нам найти,
И не сбиться нам с пути!

(обнимает котёнка и зайчонка и отходит в сторону)

Ведущая.

У красавицы лисы,
То же есть ребёнок,
Очень хитрый и смешной,
Рыженький лисёнок.

(Под музыку входит лиса и лисёнок)

Мама Лиса Зайчихе.

Привет-привет!
Мы не виделись сто лет.

Мама Зайчиха.

Всё дела, хозяйство, дом.
А сейчас искать идём,
Где живёт вот эта кроха!

(Показывает на котенка).

Мама Лиса. (Смотря на котёнка): У него ведь мама кошка!

Котёнок.

Потерялся я без мамы,
Не могу я дом найти!

Мама Лиса Лисёнку.

Вот видишь, Рыжик что бывает,
Когда от дома отбегаешь,
И не слушаешься мамы,
Плохо быть таким упрямым!

Лисёнок Маме Лисе.

Что ты мама, я без проса,
Не показываю носа,
Слушаюсь тебя всегда
И из норки никуда!

Мама Зайчиха Лисе. (Показывая на котёнка)

Мы его домой ведём,
Да дороги не найдём!
Где искать нам дом, скажи?

Мама Лиса.

На сосну ты путь держи!
Ну, соседушка, дела!
Ты зайчиха не серчай!
Нам пора идти, прощай!

(под музыку лиса с лисёнком уходят)

Мама Зайчиха.

Так, скорее, в путь, ребята!
Чтоб успеть нам до заката!

Ведущая. (звучит музыка из к/ф "Мама")

Котенка довела Зайчиха,
А то котенку было б лихо.
Отвели Котенка к Маме.

(Выходит Мама Кошка и Котенок бежит к ней, обнимает)

Ведущий:

Мамы есть у всех детишек,
У девчонок и мальчишек,
У зайчат и у мышат,
У лисяток и у котят.

(Все герои выходят на поклон под песню из к/ф "Мама")