План-конспект индивидуального психологического занятия по формированию и развитию сенсомоторной сферы ребенка с ТМНР по теме «Различение предметов по форме, величине и цвету. Классификация предметов. Развитие мелкой моторики. Повторение счета в пределах десятка». 1-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 1


Данное занятие проводится в рамках программы коррекционной работы с учащимися 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (с ТМНР)

Цель: научить ребенка определять форму предметов, находить общее и выделять разное по форме, цвету, размеру.

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроения.
  • Стимуляция двигательной активности.
  • Стимуляция положительного эмоционального реагирования на деятельность на занятии.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.
  • Уточнение умений детей различать и показывать по названию и по цвету геометрические предметы.
  • Развитие умений классифицировать предметы по форме, цвету и размеру.
  • Повторение счета в пределах десятка.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материалы для занятия: массажный шарик Су-Джок с пружинками-колечками, стеклянные камешки для аквариума (несколько вариантов различных по цвету и форме).

Структура занятия

I. Вводная часть

Ритуал начала занятия Приветствие «Солнышко».

II. Основная часть

  • Разминка: массаж ладошек шариком Су-Джок
  • Пальчиковая гимнастика
  • Разминка «Ладушки»
  • Упражнения на координацию рук по моторным пробам Н.И.Озерецкого
  • Упражнения с камешками для определения общего и разного признака
  • Повторение счетных операций в пределах десятка.
  • Формирование навыков адекватного использования предметов, через взаимодействие с ними
  • Тактильная стимуляция пальцев рук
  • Игра Ладушки-ловушки» развитие реципрокной координации, двигательного праксиса, расширение углов зрения ребенка.

III. Заключительная часть

Повторение эмоционального, познавательного, сенсорного и двигательного опыта, достигшего ребенком на занятии.

IV. Ритуал окончания занятия

Обеспечение положительного эмоционального настроя по окончании занятия, создание условий для проведения дальнейшей работы.

Ритуал окончания занятия.

Планируемые результаты:

  • развивается мелкая моторика рук,
  • ребенок осваивает двигательные операции с мелкими предметами,
  • выделяет признаки предметов,
  • осуществляет  классификацию.

Список использованной литературы:

  • Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - Москва; Просвещение, 1988.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - Москва; Академия, 2001.
  • Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - Москва; Генезис, 2007.
  • Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - Москва; ТЦ Сфера, 2001.
  • Широкова Г.А. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2006.

Ход занятия

Этап

Содержание

Используемые материалы

Вводная часть

Ритуал начала занятия «Приветствие»
Солнышко, солнышко в небе свети!
(тянемся руками вверх)
Яркие лучики нам протяни
(протягиваем руки ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладоши твои
(ребенок кладет руки в ладони психолога)
Нас покружи, оторвав от земли
(кружим ладони над головой)

 

Основная часть

Разминка:
(акупунктурный массаж, воздействие на биологически активные точки на ладошках ребенка)
Психолог перекатывает массажный шарик Су-Джок поочередно по правой, затем по левой ладошкам ребенка по часовой стрелке, читая прибаутку:

"Ежик, ежик чудачек
Сшил колючий пиджачок
Хочет с нами поиграть,
И ребят пересчитать"

По каждому пальчику перекатываем пружинки-колечки. Повторяем название каждого пальчика.

Пальчиковая  гимнастика:
(развитие мелкой моторики, чувствительности пальчиков ребенка, закрепление и повторение счета до 5)

Пальцы ребенка сжаты в кулачок под считалку

«Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять
пальцы спрятались опять!» (поочередно, начиная с большого пальца, разгибаем пальчики, затем в обратном порядке сгибаем и зажимаем кулачок)

Колечко на пальчике
(развитие мелкой моторики, повторение названий пальцев рук)
По каждому пальчику, начиная с большого, перекатываем пружинку сверху вниз:

"Покатилось, покатилось
По пальчику колечко
Прикатилось, прикатилось
К (имя ребенка) на крылечко".

Повторяем названия пальцев, проговаривая каждый.

Пальчики встречаются:
В сопровождении стихотворения каждый пальчик поочередно встречается с большим пальцем, постукивая друг о друга.

Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, (указательный и большой)
С этим братцем щи варил, (средний и большой)
С этим братцем кашу ел, (безымянный и большой)
Ну а с этим песни пел!
(мизинец и большой)

Игра в ладушки в сопровождении команд психолога.
(развитие реципрокной координации, тактильных ощущений)

Хлоп! (хлопок в ладоши, ребенок и психолог,)
Вместе! (ребенок хлопает по ладоням психолога)
Хлоп! (хлопок в ладоши)
Правой! (правой ладонью ребенок хлопает по ладони психолога)
Хлоп! (хлопок в ладоши)
Левой! (левой ладонью ребенок хлопает по ладони психолога)
Хлоп! (хлопок в ладоши)
Вместе! (ребенок хлопает по ладоням психолога)
и т.д. несколько повторений

Игра в ладошки по моторным пробам Н.И.Озерецкого: (развитие внимания, реципрокной координации)
одновременно ударяем по столу двумя руками: правая рука - сжата в кулак, левая раскрытой ладонью, затем наоборот: левая сжата в кулак, правая раскрытой ладонью. (Несколько повторений увеличивая скорость, предлагаем ребенку вслух комментировать движения, затем про себя проговаривать команды, на счет: раз- два).

Шарик Су-Джок с пружинками для пальчиков

Работа со стеклянными камешками "подушечками". Развитие интеллектуальных способностей, мелкой моторики, тактильных ощущений, цветовых представлений.
Перед ребенком помещается контейнер с камешками для аквариума различной формы и цвета. Психолог просит ребенка выбрать все камешки квадратной формы, после того как ребенок выложил все квадратные камешки, специалист с ребенком рассматривает их, разбирает в чем сходство и в чем разница этих камешков?
Специалист просит посчитать камешки, разложить по группам. Какие могут получиться группы? (по цвету, по величине).

 

В заключение делаем выводы: камешки одинаковые по форме, но разные по цвету. Сколько камешков каждого цвета? Сколько всего? (повторяем) Каких больше и каких меньше? Есть группы, в которых одинаковое количество камешков, повторяем какие.

Разноцветные стеклянные камешки для аквариума
Игра «Ладушки-ловушки»
(развитие динамического праксиса, реципрокной координации, формирование навыков внимания, динамической координации, расширение полей зрения)
Психолог и ребенок стоят друг напротив друга, между ними черта (можно провести мелом, положить скакалку или веревку). Специалист объясняет ребенку условия игры: «Между нами река, наши  ноги приклеены к полу, нужно поймать мою руку своей рукой, хлопнув по ладошке. Переступать черту нельзя, тот, кто наступит – сгорел!» Психолог водит своей рукой по кругу перед ребенком и по сторонам, стараясь не попасться ребенку, ребенок должен правой рукой поймать его правую руку, стукнуть ладошкой так же, как в игре "Ладушки", положение руки точно должно совпасть с рукой психолога, затем руки меняем.
Вариант 2: ребенок должен попасть указательным пальцем правой руки в ладонь психолога, затем тоже самое левой рукой.
Мел, скакалка или веревка

Заключительная часть

Психолог предлагает ребенку переложить стеклянные камешки в контейнер и пошуметь ими, опустив в контейнер руки. Затем вытащить неглядя любой камешек и назвать его форму и цвет.

 

Ритуал окончания занятия

Упражнение: Что мы делали сегодня? Ребенок повторяет, что делал на занятии, обсуждаем, что запомнилось, что понравилось, а что нет.
Ритуал прощания стихи А.Барто «Игра», сопровождаемые движениями рук.

Мы ссорились, (сжать кулачки)
Мирились (взяться за руки)
И спорили порой (толкаем друг на друга руки сцепленные вместе)
Но очень подружились
(психолог берет ладони ребенка в свои)
За нашею игрой
Игра игрой сменяется
Кончается игра,
А дружба не кончается
Ура! Ура! Ура! (можно обнять ребенка или поднять руки вверх)