Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить обучающихся с новыми звуками, новой буквой; формировать умение различать на слух звуки, читать слоги, слова с новой буквой; развивать речевую деятельность обучающихся; формировать поисковый метод чтения.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к слову, к родному языку, дать возможность почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка.
  • Образовательные: сформировать представление о новых звуках и букве; формировать умение различать на слух звуки, читать слоги, слова с новой буквой, развивать речевую деятельность обучающихся.
  • Развивающие: развитие личности обучающегося, коммуникативной компетентности, развивать кругозор, устную речь, творческое мышление, познавательный интерес и познавательную активность.

Методы: проблемный вопрос, беседа, частично-поисковый метод, метод наглядности, творческая работа, игровой метод.

Формы: фронтальная, работа в парах, работа на интерактивной доске по картине, работа с текстом, слогом, звуковой анализ слова, работа с лексическим значением слова.

Тип урока: урок ознакомления обучающихся с новым материалом.

Современные педагогические технологии: игровая, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология проблемного обучения.

Понятия: звук, буква, слово, общая часть.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, организовать свое рабочее место под руководством учителя;

Познавательные УУД:

  • Выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из текста, строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга, с пониманием относиться к ошибкам одноклассников.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: интерактивная доска, касса букв, схема с буквами и звуками, иллюстрации с изображением животных, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Будем мы читать, писать,
Главное здесь не лениться.
Наши гости посмотрят сейчас
Как ребята умеют трудиться.

II. Актуализация знаний

Звучит музыка (зимняя тема).

- Как вы думаете, какое это время года? (зима).

- Произнесите это слово хором (зима).

- Назовите первый звук [З`]

-  Дайте характеристику звуку [З`] (согласный, мягкий, звонкий).

-  Отгадайте загадку: зимой белый, летом серый (заяц).

- Произнесите еще раз отгадку (заяц).

- Назовите первый звук [З].

-  Дайте ему характеристику (согласный, твердый, звонкий).

-  Какой буквой обозначаются эти звуки? (буквой «З»)

На интерактивной доске схема.

III. Усвоение нового материала

1. Разработка речевого аппарата, игра «Дразнилки».

2. Проблемное задание.

- Я утверждаю, что слова звук, зубр, знак, Зина начинаются с твердого звука.

Я права?

3. Работа со звуковыми карточками (зонт, зима зубы, роза, коза).

Психогимнастика

- А сейчас, представьте, что вы в зимнем лесу, где в медленном танце падают, кружась снежинки. Они такие нежные, пушистые, ажурные. Одна снежинка упала к вам на руку и тут же растаяла, другая опустилась к вам на нос.

Снежинки в небе покружились
И к нам на доску опустились.

4. Чтение слогов с буквой «З» на интерактивной доске.

-  Прочитайте слоги (хором)

зы, зи, зу, зо, за

- Как они называются (открытые)

- Прочитайте слоги, но по-разному (с радостью, с удивлением, с вопросом, с грустью, с угрозой).

- Прочитайте слоги, где согласный звук твердый, (за, зы, зо, зу).

-  Прочитайте слог, где согласный звук мягкий (зи).

5. Чтение слов в учебнике.

- Прочитайте название буквы.

- Что общего в словах второго столбика (общая часть)

- Как называются эти слова? (родственные)

- Поставьте вопрос к каждому слову.

IV. Слого-звуковой анализ слова «мороз»

Снежинок нападало много, образовался сугроб.

Какие буквы спрятались в сугробе?

МОРОЗ

- Каким словом можно заменить слово «мороз» (стужа, холод)

- Кто дарит подарки на Новый год (Дед Мороз)

- Что вы можете сказать об этом слове (имеет много значений, многозначное)

- Произнесите слово мороз.

- Какой звук мы слышим на конце слова? (слышим [c], а пишем букву «з»).

-  Почему? (проверочное слово морозы).

V. Работа по картине

- Какое время года изобразил художник? (зимнее)

- Кого мы видим на картине (лисицу, медведя)

- Кого еще можно повстречать в лесу (зайца, волка,белку).

- А как живется этим зверькам в лесу? (трудно добывать корм, многие животные погибают, замерзают)

- Для того, чтобы помогать животным люди придумали зоопарк.

- Зоопарк – место где животных изучают, сохраняют редкие виды, показывают людям.

Фикультминутка

Мы устали, засиделись,              Одна рука вверх, друга вниз,
Нам размяться захотелось           Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,              Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,               Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Верхи вниз, вверх и вниз,
Приседай не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.              Дети садятся.

VI. Работа в парах (найди клетку зверю)

Игра «Найди клетку зверю».

VII. Чтение текста

ЗООПАРК.

В каникулы мы с классом ходили в зоопарк.

Там зубастый крокодил мирно спал у воды. Грозный тигр ласково играл со своими малышами.

Мартышки ловко лазили по канатам и визжали от восторга.

Толстый носорог бродил у изгороди и показывал нам свой рог.

Мы любим наш зоопарк!

1. Беседа по тексту с использованием иллюстраций животных (носорога, тигра крокодила).

- Понравился ли вам текст?

- О каких животных вы прочитали? (об обезьянах, о крокодиле, зебре)

- А они могут жить в наших лесах? (нет, они живут только в теплых странах).

- А зачем их поместили в зоопарк (чтобы их могли увидеть люди, чтобы их изучали ученые, чтобы сохранить).

2. Чтение по цепочке.

Гимнастика для глаз (снежинка на стекле).

3. Выборочное чтение.

- Я показываю картинку, а вы находите предложение об этом животном

4. Найдите в тексте слова с буквой «з» (перечислите слова).

5. Найдите восклицательное предложение.

Мы любим наш зоопарк!

VIII. Работа над пословицей

Здоровье дороже богатства.

IX. Итог

- Что вы нового узнали, с какими звуками познакомились, буквой?

- На следующем уроке мы узнаем, какой звук живет с ним по соседству.

X. Творческое задание

А сейчас мы будем рисовать.

У вас на голубом поле буква «З».

Что можно нарисовать, чтобы буква превратилась в рисунок (снеговика, бабочку, осьминога и т.д.)

XI. Рефлексия

Игра «Найди слово в слове».

Зубр (зуб); зоопарк (парк, коза, роза, пар); гроза (роза)

- Какие задания понравилось больше выполнять?

- Что вызвало затруднения? Как с ними можно справиться?

- Кому понравилось на уроке – хлопните в ладоши!

Урок окончен. Спасибо за работу.