Музыка в повести К.Паустовского. Урок музыки в 4-м классе

Разделы: Музыка, Урок с использованием электронного учебника


Вторая четверть

Цель: показать значение музыки в прозе.

Задачи:

  • Обучающие: учить детей воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение.
  • Развивающие:
    • на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта развивать воображение детей;
    • развивать вокально-хоровые навыки.
  • Воспитывающие: воспитывать слушательскую культуру.

I. Вступительная беседа

У.: Как и в сказках, стихах, баснях, музыка часто бывает главной действующей особой в повести. Она звучит во многих повестях К.Г.Паустовского - одного из самых «музыкальных» писателей России.

Слайд № 4

Константин Георгиевич Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече с художником мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но видеть, не только воспринимать его краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина, нашла живой отклик в сердце художника, и с того момента Паустовский именно так и стал воспринимать все мироздание. Перу писателя принадлежит немало повестей, рассказов, очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.

Кто внимательно читает книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений музыки, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка - помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, вселяет веру.

Слайд № 5

Сегодня на уроке пойдет речь об одном из таких произведений - «Старый повар».

II. Работа по теме урока. Сопоставление текста рассказа К.Паустовского с музыкой В.А.Моцарта

Ребята слушают рассказ «Старый повар» (аудиоисполнение) или Приложение

Слайд № 6

Вопросы и задания:

У.: 1) Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?

Д.: Роль музыки в рассказе, можно сказать, главная, потому что музыка помогла старому повару увидеть в своем воображении to, чего он не смог бы увидеть наяву; она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться со своей Мартой; сняла тяжесть с его души.

У.: Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе...

У.: 2) Какая музыка звучит в рассказе К.Паустовского «Старый повар»? Опишите её словами из повести.

(Если ребята назовут Симфонию №40, напомнить фрагмент из I части. Можно предложить фрагмент из II части Симфонии «Юпитер». Возможно, прозвучат оба фрагмента)

У.: 3) С помощью нотной записи (запись приготовлена на доске) охарактеризуйте главные интонации из симфонии В.А.Моцарта (фрагмент из II части Симфонии «Юпитер» и фрагмент из I части Симфонии №40)

У.: Итак, сегодня вы послушали рассказ, главным героем которого является музыка.

Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта.

Слайд № 7

У.: Перед вами портрет австрийского композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого вы слушали раньше и в рассказе Константина Паустовского.

Сказать про этого музыканта, что он замечательный, все равно, что ничего не сказать. «Такого гения больше не родит земля» — говорили про него при его жизни, говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда. Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. В 3 года он уже
играл на скрипочке и клавесине, с 5 лет началась его концертная деятельность. На экране вы видите город Зальцбург, где родился и жил Моцарт; Венский оперный театр, в котором рукоплескала публика юному дарованию.

Моцарт был большим жизнелюбом, добрым, приветливым человеком, музыка его такая же светлая, радостная и красивая. Не зря многие люди, слушая музыку Моцарта, находят в ней опору и утешение.

Слайд № 8

На экране обозначены далеко не все музыкальные произведения, написанные В.А.Моцартом.

Оперы «Дон-Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и другие входят в основу репертуара многих оперных театров мира.

Чтобы обогатить свой мир, чтобы увидеть его во всей красе, чтобы находить в музыке радость, утешение и опору не обязательно играть на каком-либо инструменте или сочинять музыку, можно просто слушать ее, принимая ее всей своей душой.

Слайд № 9

У.: Как вы думаете, что объединяет творчество В.A.Моцарта и П.И.Чайковского - композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утешение и опору». П.И.Чайковский очень любил музыку В.А.Моцарта. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть наивысший, кульминационный пункт, которого красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня такать, замирать от восторга, как он. В Моцарте я люблю все, ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».

Слайд № 10

III. Исполнение песни по выбору учителя: «Маленький принц» М.Таривердиева

У.: Когда музыка вам была необходима?

- Были у вас такие моменты, когда музыка помогла забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминания, радостные, светлые чувства?

- Кто из писателей написал о маленьком принце?

- Появилась бы песня, если бы не было повести А.Экзюпери «Маленький принц»?

или «Турецкий марш» В.Моцарта на стихи Ю.Энтина («Та-ба-да-ба-да»).

IV. Итог урока

К.Паустовский своим рассказом показал нам сегодня прекрасный пример того, как может музыка принести человеку «опору и утешение».

Слайд № 11

Приложение (если нет аудиозаписи)