Литературная игра «Я люблю тебя, Родина кроткая» (по творчеству Сергея Есенина)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить учащихся с волшебным миром поэзии Есенина.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание наизусть стихотворений Сергея Есенина;
  • Периодическое прослушивание песен на стихи Есенина;
  • Изготовление осенних веток;
  • Изучение особенностей русских народных костюмов, создание национальных сарафанов и кокошников;
  • Выставка репродукций русских художников-пейзажистов;
  • Знакомство с жанром натюрморта;
  • Фотоконкурс «Есенинская осень»
  • Конкурс на лучшее название для предстоящей игры;
  • Декоративное оформление четырёх разноцветных бумажных салфеток

Деление на группы

За 10 минут до начала игры детям раздаются осенние веточки с желтыми листьями и только 1 листочек на каждой ветке другого цвета: оранжевый, красный, зеленый или коричневый. Дети группируются по цвету этого одного листочка. В класс входят под есенинскую мелодию. Стол находят по декоративной салфетке, одноцветной с одним листиком на веточке.

Ход занятия

Вступительное слово

- Дорогие ребята! Целый месяц мы знакомились с жизнью и творчеством замечательного поэта – Сергея Есенина (на экране появляется портрет С.Есенина).

Он оставил нам такой чарующий волшебный мир, соприкасаясь с которым мы становимся чище и добрее. Зима у него поёт-аукает, снежный ковёр расшит метелицей, алый свет зари выткался над озером, месяц то с облаком бодается, то роняет вёсла по озерам; «кленёночек маленький матки зленное вымя сосёт», а руки милой – пара лебедей в золоте волос его ныряют. Что ни образ – то откровение.

Вы придумали красивое название для нашей игры: «Я люблю тебя, Родина кроткая». А я подобрала соответствующий теме эпиграф к игре. Но вы должны будете его отгадать.

Задание 1. Из разрозненных слов и словосочетаний сложить данную фразу. И только после того, как дети сложат эпиграф, его можно высветить на экране.

Задание 2. Я говорю детям о том, что хотя мы и разделились на команды, все равно мы единое целое – единая команда, собравшаяся здесь для того, чтобы почтить память замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

- Сколько ему сейчас исполнилось бы лет?

- Правильно, сто пятнадцать лет. И чтобы показать, что мы все одинаково любим стихи Есенина, давайте для начала сплетем венок в память о нем – венок из стихов. Каждая команда прочтет по очереди одну строчку из стихотворения о Родине. В этом стихотворении поэт говорит, что ему не надо рая, ему нужна только его Родина. Догадались?

- Итак, звучит первая строчка – хором, вторая команда читает вторую строчку и т.д.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Задание 3. Одно за всех. - Венок мы сплели отлично. Теперь каждая команда прочтет стихотворение по выбору (можно вдвоем, втроем и т.д.)

(Звучат четыре стихотворения Есенина)

Задание 4. Эпиграф к стендам. Члены каждой команды из разрезанных на части фраз составляют законченные предложения – своеобразный эпиграф к соответствующему стенду с репродукциями и фотографиями.

Задание 5. Озаглавим пейзаж. К иллюстрациям на стендах нужно подобрать есенинские строчки и прикрепить их к соответствующей репродукции. Затем кто-нибудь один или все по очереди читают эти строчки вслух.

Задание 6. Натюрморт «Поэзия Есенина». Из приготовленных заранее предметов (керамические и плетенные изделия, деревянные поделки, осенние листья и ветки, яблоки, подносы, хохлома, шарфы голубого, розового и белого цветов) необходимо составить натюрморт и озаглавить его есенинскими строчками.
Пока дети составляют натюрморт, звучат есенинские мелодии.

Задание 7. Любимый цвет Есенина. Мелодии продолжают звучать, а дети изучают розданные им карточки, на которых напечатаны такие фрагменты из стихотворений Есенина, в которых упоминается какой-либо цвет. Дети должны сделать вывод о том, какие цвета чаще всего использовал поэт в своих стихах.

Затем на больших листах бумаги они создают любую фантазию, используя именно эти цвета (лучше всего красками). Совсем не обязательно, чтобы это был сюжетный рисунок. Дети создают великолепные композиции из орнаментов или просто абстрактное разноцветное панно.

Задание 8. Вдоль и поперек. Каждая группа на листе бумаги крупно разноцветными фломастерами вдоль и поперек, по диагонали и вверх ногами записывает какую-нибудь есенинскую строчку или строфу. Другая группа должна привести слова в порядок.

Поскольку для одной игры заданий очень много, это можно провести в процессе подготовки к игре, причем существенно изменив его: аналогичные строчки дети должны подобрать самостоятельно.

Задание 9. Третий лишний. Из предложенных трех строф дети зачеркивают строфу, не принадлежащую перу Есенина.

Я тогда еще был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок
На оброненный ею клубок.

И начну у бабки сказок я просить,
И начнет мне бабка сказки говорить,
Как Иван-царевич Птицу-жар поймал,
Как ему невесту Серый волк достал.

Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил мой дед.

Задание 10. Синквейн. Обычно синквейн состоит из пяти вопросов, но в начальной школе я предлагаю ответить только на три. И даже это в большой степени способствует обогащению словарного запаса школьников.

  • Одно существительное.
  • Два прилагательных.
  • Три глагола.

Итак, для каждой группы дается стихотворение, по которому дети должны составить синквейн. Получается совсем неплохо.

«Письмо матери»

  • Свет.
  • Вечерний, несказанный.
  • Струится, успокаивает, озаряет.

« Я покинул родимый дом»

  • Клен.
  • Старый, одинокий.
  • Стережет, охраняет, ждет.

«Матушка в Купальницу»

  • Матушка.
  • Босая, уставшая.
  • Бродила, охнула, породила.

«Вот уж вечер»

  • Сторож.
  • Старенький, сонный.
  • Караулит, дремлет, стучит.

Задание 11. Чтение наизусть стихотворений Есенина по желанию. После прочтения стихов подвожу итоги игры и предлагаю детям хором произнести только одну последнюю строчку строфы. Начало строфы читаю сама:

Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю,
Я скажу: «Не надо рая…»

И когда звонкие детские голоса подхватывают:

«Дайте Родину мою!» -

Хочется искренне верить, что Родина так же дорога нашим детям, как была дорога она Сергею Есенину.