Использование выразительных средств в лепке – начало развития у детей скульптурных способностей (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


«В семье изобразительных искусств лепка
играет ту же роль, как и арифметика
в математических науках. Это азбука
представления о предмете.»

скульптор И.Я. Гинцбург

Лепка – это создание скульптур из мягких, пластических материалов. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Говоря о лепке в детском саду, имеется ввиду изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином. Лепка способствует развитию у детей зрительного восприятия, ручных навыков, кроме того лепка является одним из любимых занятий детей.

В детском саду занятия лепкой делятся на предметную, сюжетную и декоративную.

При предметной лепке ребёнок учится правильно изображать предметы, животных, людей, выделяя их характерные признаки. В предметной лепке изображение отдельных предметов является более простым, чем в рисовании. Темами лепки в старшей группе были следующие: «Овощи», «Фрукты», «Весёлая семейка» (грибы), «Поросёнок», «Девочка в зимней шубке», «Жираф», «Снеговик», «Дед мороз» и др. В результате обучения, детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного.

Занимаясь сюжетной лепкой дети не только изображают форму, но и располагают предметы в пространстве, связывая их между собой. Этот вид лепки требует большего объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без неё, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок и рассказов. С детьми лепят на следующие темы: «Мышки» (по стихотворению С.Маршака), «Божьи коровки на ромашке», «Собака со щенком», «Птичье гнездо», «Петушок и его семья», по сказкам «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Золотая рыбка»(из солёного теста по сказке А.С.Пушкина), «Дед Мазай и зайцы», «Пограничник с собакой», и др.

При декоративной лепке дети учатся обдумывать сюжет, рисовать эскизы, применять различные виды лепки, правильно и красиво заполнять всё пространство. Содержанием декоративной лепки могут быть такие темы: «Декоративная птичка», «Лепка декоративной посуды», «Чудо цветок», «Ветка рябины», «Зайчик с морковкой» (каргопольская игрушка), «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки), и др. Работы можно выполнять в технике «барельеф», т.е. на пластине. Выразительные средства, которые используются  в лепке это – форма, пропорции, движения, материал, детали, которые делают предмет красивее и интереснее. Овладеть этими средствами дети помогает знакомство со скульптурой.

«Скульптура» - высекаю, вырезаю, ваяние, пластика, вид искусства основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура) и рельефная лепка (рельеф). По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме, и т.д.), с натуры.

Основными способами лепки являются: конструктивный, скульптурный, комбинированный. Конструктивный  образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Этим способом дети начинают лепить очень рано, уже в 2–3 года. Скульптурный способ – его ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. В зависимости от образа моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями(детали вытягиваются, прищипываются и т.д.) Этот способ лепки более сложный по сравнению с конструктивным. Комбинированный способ объединяет два предыдущих способа и позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. Именно этот способ предпочитают дети в старшем возрасте. Он более доступный и универсальный по своим возможностям.

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные, ещё реже – пейзаж и вещи. Лепка - один из первичных, основных процессов работы скульптора. Не у всех детей есть опыт общения со скульптурой, более того опыт восприятия скульптуры в качестве художественного произведения у детей отсутствует. Поэтому начиная с младших групп детей надо знакомить со скульптурой. Младшие и средние группы – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптура малой формы. Скульптура малой формы включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Также сюда можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров. В старших группах детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

 Какие же выразительные средства познаёт ребёнок в процессе восприятия скульптуры? Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы.

В начале детей надо научить обследовать предмет, который предстоит вылепить. Для этого при рассматривании скульптуры, держа предмет в левой руке, правой проводим обследование сочетая его с анализом, выделяем в предмете более мелкие части и детали, фиксируем их величину по отношению к основной части предмета. Кончиками пальцев дети должны ощутить  линию перехода одного объёма в другой. Также нужно учить детей вычленять части фигуры.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Слепив 2-3 фигурки (например птицу с птенчиками) дети учатся самостоятельно располагать их на подставке. Под влиянием скульптуры дети быстрее осваивают изображение фигур в действии. Но прежде чем начать знакомство со скульптурой мы сами должны расширить свои знания о скульптуре, пополнить предметную среду в группе скульптурой малой формы и народной пластикой, иметь альбом со скульптурными изображениями.

У нас в методическом кабинете, а также в группах имеются скульптуры малой формы (это различные статуэтки), и мелкая декоративная пластика современных народных мастеров (дымковская игрушка, богородская, филимоновская). Есть иллюстрации и открытки с изображением памятников и монументов в Москве, т.е. монументальной скульптуры. Из имеющихся предметов можно сделать небольшую выставку, состоящую из нескольких скульптур разных по материалу и содержанию. Рассмотреть её с детьми, побеседовать  из каких материалов сделаны эти скульптуры. Скульптуру монументальную нужно рассматривать  на иллюстрациях, но этого часто оказывается  недостаточно, потому что дети воспринимают памятник не как объёмную скульптуру, а как простую плоскостную фигуру. Так показав две разных иллюстрации памятника Минина и Пожарского с разных сторон, дети воспринимают их как разные памятники, не относящиеся друг к другу. Для более полного знакомства детей с памятниками необходимо участие родителей, чтобы они провели с детьми экскурсию к какому-либо памятнику и рассмотрели его со всех сторон. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром проведение дидактической игры «Угадай, из чего сделано?», поможет знакомству детей с материалами, из которых сделаны предметы. В старшей группе дети лепят самые разнообразные формы: овощи и фрукты, животных и птиц, фигурки людей, предметы посуды и мебель, декоративные пластины. При лепке животных и птиц нужно использовать скульптуры, если есть такая возможность. «Птичка с птенцами», «Тигрёнок», «Лягушка», «Слоник», «Жирафёнок», «Кошка», вот эти скульптуры можно использовать в качестве образца при лепке.  Если нет подходящей скульптурки, тогда лепить образец и рассматривать  его. Обследуя фигурки, рассматривая их, детям давать установку при изображении не копировать автора. Однако часто детские работы отмечаются однообразием.

И только в подготовительной группе работы становятся более выразительными. Дети вносят уже много изменений, дополняют изображения деталями, очень любят украшать свои изделия, особенно когда лепят животных и птиц. Если это заяц, то он будет и с морковкой, и даже с бантиком или с шарфиком (потому что зима и ему холодно). Вообще замечаешь в подготовительной группе, что часто дети изображают основную форму статично, а с увлечением дополняют её деталями.

Работа по ознакомлению детей со скульптурой должна проводиться как на занятиях, так и в свободное время. В беседе, разговоре обращать внимание детей на размер дымковских фигурок, они маленькие, их можно взять в руки , рассмотреть со всех сторон. Ими украшают квартиры и групповые комнаты в детском саду. Они всегда изображают людей и животных. Но есть и другая скульптура, которая находится не в комнате или музее, а под открытым небом. Ей не страшны ни дождь, ни ветер, ни снег. Это памятники (показать иллюстрации) или монументы. Иногда такие скульптуры высекаются на открытом пространстве и располагаются на больших площадях. В Москве это памятник Ю.Долгорукому (основателю города),  А.С.Пушкину, Ю.Гагарину, маршалу Г.К.Жукову и многим другим замечательным людям. Памятник возводится в память о тех, кто жил не для себя, а для других, посвящение тем событиям, которые важны для людей.
Чтобы закрепить знания детей и выявить полученный объём знаний, проводим дидактическую игру «Письмо Незнайке». Текст следующий: «Дети, в городе, где я живу, нет памятников. Расскажите мне о них, я буду рад». Рассказывая, дети закрепляют полученные знания. Чтобы дети лучше усвоили понятие скульптуры, как художественного произведения предложить для рассматривания иллюстрации скульптуры и картины художников. Чем отличается скульптура от картины?
Беседуя с детьми, задавая наводящие вопросы, подводим  детей к тому, что у каждого вида искусства есть свои преимущества и ограничения. Художник может передать в цвете голубое небо, пушистый цветок, синее море, яркое солнце, и пр. А скульптору интересны темы в объёме и движения. Скульптура может быть не только объёмной, но и плоскостной, напоминающей картину, но в отличие от художника, скульптор словно наращивает изображение на плоскость (иногда в половину объёма, иногда больше или меньше). Эти выпуклые картины называются рельефом.

Рельеф - выпуклость. Различают два вида рельефа - барельеф и горельеф. С детьми часто используется  лепка в технике барельеф, особенно при лепке растительных орнаментов. Темами лепки могут быть: «Ветка рябины», «Осеннее дерево», «Фантастические цветы», «Новогодняя ёлка» и др.

В свободное время можно лепить в технике «обратной аппликации» из пластилина, используя пластиковые крышечки. Это аппликация наоборот. Она выполняется на прозрачной основе, и её изнанка становится лицевой стороной. Нужно взять выкройку и положить на неё прозрачную крышку вверх дном. Каждый ребёнок может придумать свою тему, нарисовать картинку, а затем как бы перевести изображение с помощью пластилина на крышечку. Кусочки пластилина накладываются в обратном порядке. Получаются очень симпатичные картинки, которые дети  могут подарить  своим близким в качестве сувенира.

Подводя итог, могу сказать, что скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает  первоначальные основы художественного вкуса.