Сценарий открытого урока химии для обучающихся 3–4-х классов по теме "Частицы вещества"

Разделы: Химия, Начальная школа

Классы: 3, 4, 5


Цель урока: познакомить учеников начальной школы с предметом химии.

Задачи урока:

А) Познавательные:

  • для учеников начальной школы: дать определение понятию «вещество», познакомиться с химическими явлениями и  признаками, их сопровождающими; определить области применения химических знаний в жизни человека;
  • для участников урока-старшеклассников: изучить определение и состав некоторых комплексных соединений, способы их получения и свойства; научиться грамотно демонстрировать химический эксперимент; закрепить знания техники безопасности проведения различных экспериментов.

Б) Развивающие:

  • познакомиться с правилами техники безопасности работы с едкими и ядовитыми веществами;
  • обсудить понятие красоты и её содержания (на примере мира реактивов и продуктов реакций),а также  категорий  «добро» и «зло» в процессе работы  «добрых» и «злых» волшебников;
  • познакомиться с миром современной науки и её возможностями;
  • показать результаты обучения старших школьников и определить путь достижения успеха в учёбе и развитии для учеников начальной школы;

В) Воспитательные: совместная практическая работа школьников начальной, средней и старшей школы (преемственность поколений)

Оборудование: компьютер, электронная доска, презентация, раздаточный материал на партах, ручки, бумажная снежинка, капля масла,колбы, химические стаканы, штатив, пробирки, выпарительная чаша, спички, шипцы тигельные, ложка фарфоровая, спички

Реактивы: раствор хлорида железа (III), вода, желтая кровяная соль (р-р), роданид калия (р-р), соляная кислота (конц.), аммиак (р-р), сода пищевая кристаллическая, йод кристаллический, раствор нитрата свинца, раствор йодида калия, дихромат аммония кристаллический, фторид натрия кристаллический, сульфат меди(II) раствор, гидрат аммиака, серная кислота (р-р), свеча.

Урок сопровождает компьютерная презентация.

Химические эксперименты проводят подготовленные мотивированные школьники (волшебники), обучающиеся в 9-х и 10-х классах (5-7 человек).

№ этапа

Действующее лицо

Содержание этапа

Ремарки

Планируемая деятельность учеников

1

Учитель химии

Добрый день, уважаемые гости! Сегодня вы пришли в кабинет химии, где получите свой первый урок. Меня зовут Людмила Юрьевна, я учитель химии, а помогать мне будут юные химики-волшебники, ученики нашей школы (семь волшебников)______(представляются). Итак, начнем.

Приветствие

Слушают
Отвечают на вопросы

Химия изучает окружающий мир. Эта  наука появилась в Древнем Египте более 2000 лет тому назад. Все окружающие нас предметы, растения, животные – это физические тела. Слайды "Тело и вещество". 
Слайд "Наука о веществах"

2

Волшебники

Вопрос к классу:
- Какие физические тела можно увидеть у тебя на парте?
- какие тела есть в нашем кабинете?
- какие тела есть на небе?
Давайте вместе заполним небольшую таблицу

Тело

Вещество (материал)

снежинка

Вода (демонстрация бумажной снежинки)

капля

Вода, капля масла

ложка

Деревянная, пластиковая, металлическая

колба

стекло

То, из чего состоит физическое тело, называют веществом.
Химия – наука о веществах.

Поднимают руку

 

 

Волшебники демонстрируют физические тела

Отвечают на вопрос и заполняют таблицу (ученик на доске)

Записывают слово «веществах»

3

Учитель химии

Все вещества состоят из мельчайших, невидимых частиц. Эти частицы называются молекулы, атомы или  ионы.Ученые-химики изучают строение веществ. Посмотрите, это модель молекулы воды, а это – уксусной кислоты.  Каждое вещество имеет определенное строение. Прочитайте на вашем листе, какие вещества состоят из молекул? Из атомов? Из ионов?

Вызывают ученика
На слайдах демонстрация моделей молекул
Фотографии веществ

Ученик читает вслух

4

Учитель химии

В природе, в лаборатории, у вас дома на кухне, в наших организмах постоянно протекают химические реакции.

Демонстрация опытов

Смотрят, отвечают на вопрос

  Волшебники Посмотрим, как друг с другом реагируют некоторые вещества:
Волшебник_____ приливает к раствору нитрата свинца раствор йодида калия (пробирка закреплена в штативе)
Что вы наблюдаете? (изменение цвета, выпадение осадка) То, что вы наблюдали, называется признаком химической реакции. Прочитаем, какими еще могут быть признаки химической реакции.
Признаки химической реакции:
1.Изменение цвета
2.Выделение тепла и света
3.Выделение газа
4.Появление запаха
5. Выпадение осадка

Pb(NO3)2 + 2KI =
= PbI2+ 2KNO3
Выпадение желтого осадка

Читают
  Волшебник Проведем еще один эксперимент.
Волшебник____ демонстрирует опыт: к пищевой соде приливает раствор кислоты. Волшебник: «Что вы наблюдаете?» (выделение газа)

2NaHCO3+ H2SO4=
= Na2SO4+2CO2 + 2Н2О
Выделение газа

Наблюдают
  Волшебник Зажигает спичку (длинную), потом свечку. Обращается к ученикам: «Вы прекрасно знаете, как горит спичка и свеча. Это тоже химическая реакция. Чем это доказать?»  (выделение тепла и света) Поднимают по очереди руки
С + О2 = СО2 + Q
Отвечают

5

Учитель химии
волшебник

Поставим еще один эксперимент. Внимательной наблюдайте за реакцией.
Волшебник демонстрирует «Вулканчик» (разложение дихромата аммония) и комментирует свои действия (насыпаю кристаллы вещества оранжевого цвета, нагреваю их пламенем спички…) Какие признаки реакции вы наблюдали?

(NH4)2Cr2O7  =
= N2 + Cr2O3 + 4H2O

Наблюдают,
отвечают

6

Учитель химии

Одинаковые атомы образуют простые вещества. Например, железный гвоздь состоит из атомов железа. Но есть частицы железа, которые никак нельзя увидеть, например, в растворах.
Волшебник демонстрирует колбу с раствором хлорида железа (III)
Нам кажется, что никакого железа в этом прозрачном растворе нет. Химики могут обнаружить эти частицы железа с помощью химической реакции.
Если в растворе есть частицы железа, то мы докажем их присутствие с помощью специальных веществ – реактивов.

Слайд фото растворов

 

7

Волшебник

На кафедре размещают три колбы с растворами:
В первой и третьей – растворы FeCl3, во второй  - вода.
Волшебник____: я попробую найти в этих растворах частицы железа, а вы догадайтесь, где они есть.
Как вы это узнали? (увидели признаки химической реакции)
Волшебник___  Ой, какой кровавый цвет!

Демонстрирует опыты

1. FeCl3+3KCNS =
[Fe(CNS)3] + 3KCl
Кроваво-красный р-р

2. FeCl3+K4[Fe(CN)6]= KFe[Fe(CN)6]+3KCl
Синий осадок

Ученики отвечают

8

Волшебники

Волшебник ______- Мне не нравится кроваво-красный цвет, он тревожный!
Волшебник _______- попробуй, измени его!
Волшебник ______ - у меня есть волшебная соль! (NaF)
(прибавляет кристаллы NaF к кроваво-красному раствору, перемешивает, наблюдается обесцвечивание) Вот мы всё  исправили, ничего страшного!

Демонстрация опыта

[Fe(CNS)3]+6NaF=
Na3[FeF6]+3NaCNS
Обесцвечивание р-ра

Наблюдают

9

волшебники

Волшебник____- химики могут обнаруживать в растворах разные ионы. Посмотрите, как можно обнаружить в растворах ионы меди:
Волшебники ___ и___: Две колбы с растворами солей меди(II). В один добавляют раствор едкого натра, в другой – раствор аммиака.
Волшебник___ Это осадок. Тяжелый, нерастворимый. Как голубое облако!
Волшебник___ И здесь облако! Ой! А в этой колбе ярко-синий раствор. Мой любимый цвет! Как красиво!
Волшебник___ А вот теперь Я разрушу ваши мечты! (добавляет в колбы раствор серной кислоты, волшебники ___ и ___перемешивают растворы, наблюдая растворение осадка, постепенное разрушение синего комплекса)

Демонострация опыта
CuSO4+2NaOH =
Cu(OH)2+Na2SO4
Выпадение голубого осадка
CuSO4+ 6NH3H2O(изб.) =
[Cu (NH3)4](OH)2 + (NH4)2SO4 + 4H2O
выпадение голубого осадка с последующим образованием  ярко-синего раствора
Cu(OH)2+H2SO4=
CuSO4+2H2O
Растворение осадка
[Cu (NH3)4](OH)2+ 3H2SO4(изб.) =
CuSO4+ 2(NH4)2SO4+ 2H2O
Постепенное разрушение синего комплекса

Наблюдают

10

Учитель химии

Волшебники
Учитель химии
Волшебник

Итак, мы узнали, что химики с помощью химических реакций могут обнаруживать невидимые частицы веществ.
Частицы вещества очень маленькие, но они бывают тяжелые и очень легкие, летучие. Такие летучие вещества всегда закрывают пробкой, иначе они от нас улетят. Вот вам такой пример.
Волшебник:____ «я открываю пробку и выпускаю молекулы из колбы»
Вы обнаружили в воздухе частицы постороннего вещества?
Какой химик  помог вам это сделать? (наш нос!) Этот химик всегда с вами!
Волшебник___ А теперь нагреем молекулы другого вещества, чтобы они быстрее передвигались…(возгонка йода) Полетели!

Три волшебника проходят по рядам с колбами с притертыми пробками в которых находятся невидимые глазу следы душистого вещества, например, следы одеколона
Слайд органы чувств
Опыт возгонка йода
I2(т) —>  I2(г)

 

Нюхают

 

Отвечают на вопрос

11

Волшебник, перчатки!!!

Иногда летучие вещества взаимодействуют друг с другом, и мы это можем увидеть.
Волшебник  демонстрирует  и комментирует опыт «Дым без огня» (аммиак + хлороводород)

NH3(г)+ HCl(г)= NH4Cl(т)
Появление белого дыма

Наблюдают

12

волшебник

Химикам известны не только очень маленькие молекулы, но и очень большие. Такие молекулы называют полимеры. Прочитайте в вашем листе, что это такое.
Полимеры бывают природными (шерсть, шёлк) и синтетическими, которые придумали химики.

Слайды фото
Образцов пластика (плащи, обложки, бутылки, упаковка…)

Читают

Смотрят, называют

13

Учитель химии

Итак, мы узнали, что химия изучает вещества, что невидимые частицы веществ можно обнаружить с помощью химических реакций. Химики создают новые вещества и материалы для нужд человека: новые лекарства, краски и волокна, пластмассы.
Через несколько лет и вы станете волшебниками, если постараетесь отлично учиться.

 

 

Волшебник Волшебник: Давайте на память о нашем уроке все вместе сделаем химическое дерево. Некоторые пластмассы можно размягчить или расплавить при нагревании. Расплавим пластик, сделаем листья. К этому стволу прикрепим веточки.

Слайды, фото березы

Устанавливаем ствол березы

14

Волшебник

Все волшебники

Волшебник____: Современные пластиковые материалы легко плавятся. Соберите кусочки пластмассы на веточки, подходите ко мне, я вам покажу, как можно сделать красивые листочки.Волшебники___ и ___ садятся за парту лицом к аудитории, зажигают свечи, размягчают пластик;  ученики подходят к ним с веточками, другие волшебники помогают детям собирать ветки, крепить к стволу березы

музыка

Вместе собирают дерево

15

Учитель химии

Благодарю учителей начальной школы и волшебников за помощь. Мы надеемся, что вам было интересно. Учитесь отлично, до встреч! Урок закончен.

Финальный слайд
Музыка