Формирование навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Ключевые слова: речь, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематические процессы.

Постановка проблемы. Ежегодно наблюдается возрастание количества детей, имеющих разные речевые нарушения. В детском возрасте существует огромное количество различных расстройств речи. На данный момент наиболее частым является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которое принято считать нарушением процессов в формировании произносительной стороны речи у детей, имеющих различные расстройства речи, что являются результатом дефектов восприятия и произношения фонем.

Актуальность. Проблема, связанная с формированием фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, является актуальной, по той причине, что развитие фонематических процессов положительно воздействует на формирование всей системы речи. Именно поэтому необходимо, как можно раньше выявить у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи данную проблему и оказать им логопедическую помощь в специально организованных условиях. Устранением данной проблемы занимались следующие ученые и методисты: Т.В.Волосовец, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева [2] и другие.

Цель статьи – описать методические основы логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Изложение основного материала. В процессе логопедической работы с детьми с ФФНР необходимо решать задачи, направленные на то, чтобы у детей формировалась фонетическая система языка, развивать у детей полноценный фонематический слух и восприятие, формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, учитывать аналитико-синтетическую деятельность, обеспечивать усвоение элементов грамоты.

Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. В процессе формирования сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать то, что любое умственное действие должно пройти следующие этапы формирования:

На первом этапе необходимо составлять предварительное представление, которое касается задания, осваивать действия с предметами, выполнять действия, касающиеся громкой речи, переносить действия во внутренний план, окончательно формировать внутреннее действие, то есть, переходить на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Потому, учитывая исследования, проведенные Д.Б. Элькониным [3], П.Я. Гальпериным[1] и др., можно выделить этапы формирования функции фонематического анализа. Формирование фонематического анализа с учетом вспомогательных средств, внешних действий.

Ребенок получает картинку, рассмотрев которую, необходимо сделать анализ слово-названия, и графическую схему слова, число клеточек которой равняется количеству звуков в слове. Также детям дают фишки. Сначала анализируются односложные слова. По мере того, как ребенок выделяет звуки, фишками он заполняет схему, которая является моделью звукового строения слова. Все действия ребенка – это практическое действие, связанное с моделированием последовательности звуков в слове. Основой овладения фонематическим анализом считается навыки определения первого и последнего звука, его места в слове.

Используя на данном этапе картинки, можно значительно облегчить задачу, поскольку показывает анализ конкретного слова. Графическая схема, направлена на то, чтобы контролировать, правильно ли было выполнено задание. Если после того, как ребенком был сделан анализ, окажется, что одна из клеточек не заполнена, то это свидетельствует о том, что действие выполнено неправильно.

Второй этап заключался в том, что у детей формируются действия фонематического анализа в плане речи. В процессе проведения занятия, материализация действия исключается, а фонематический анализ осуществляется в речевом плане, при этом используются картинки, хотя они и не предъявляются. Дети обязаны назвать слово, а затем определить первый, второй, третий звуки и уточнить число звуков.

Третий этап заключался в формировании действия фонематического анализа в уме. На данном этапе дети должны были определить, каково количество звуков, какова их последовательность, местоположение, и при этом не называть словами картинки, которые используются.

Формировать фонематический анализ следует с учетом усложнения не только форм анализа, но и речевого материала. Процесс коррекции требует огромного внимания, и времени для выполнения различных упражнений, которые необходимо выполнять не один раз.

Нельзя начинать изучать следующий материал, пока не усвоен предыдущий. Состояние детской речи улучшаться будет более успешно если в коррекционную работу с детьми включить также игры и игровые приемы.

___________________

С каждым годом растет количество детей, которые имеют различные нарушения речи.

Речь – это не врожденная способность, а способность, которая формируется в процессе онтогенеза, то есть, индивидуального развития организма с момента его рождения и до конца жизни, вместе с тем, как ребенок развивается физически и умственно. Речь является показателем его общего развития.

Ребенок не может полноценно гармонично развиваться, если у него не будет правильно формироваться речь, которая, с точки зрения подбора слов, грамматики (словообразования и словоизменения), должна не только быть оформлена правильно, но и быть четкой и безупречной в плане произношения звуков и звуко-слоговой наполняемости слов.

В детском возрасте существует огромное количество различных расстройств речи. Среди них наиболее частым является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), которое принято считать нарушением процессов формирования произношений русского языка у детей, имеющих различные расстройства речи, что являются результатом дефектов восприятия и произношения фонем. Устранением данной проблемы занимались следующие авторы: Т.В.Волосовец, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева [2] и другие.

Следовательно, проблема, связанная с формированием фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, является актуальной, поскольку развитие фонематических процессов положительно воздействует на то, как будет формироваться вся система речи. Именно поэтому важно, как можно раньше определить у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи данную проблему и оказать им логопедическую помощь в специально организованных условиях. Это поможет корригировать функцию речи у детей дошкольного возраста и не допустить возникновения дисграфии и дислексии.

Объектом исследования являются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ФФНР.

Предмет исследования – процесс формирования навыков звукового анализа и синтеза при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Целью практического исследования являлось изучение состояния фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующее исследование состояло с двух этапов:

  • 1 этап - логопедическое обследование,
  • 2 этап - анализ полученных данных.

Данное исследование проходило на ДОУ детский сад №78 «Боровичок» г.Улан-Удэ. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 6 лет, диагностика которых позволила выявить 10 детей для логопедической работы.

В работе использовались следующие диагностические методики:

1. Методика – Анкета статистических данных;

2. Методика – Исследование состояния ФФ стороны речи (Л.Р.Лизунова) Данная методика основана на методах логопедического обследования Р.Е.Левиной, С.Н.Шаховской, Н.А.Никашиной, Е.М.Мастюковой и др., включает в себя исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова и просодических компонентов речи.

В ходе анализа полученных анкетных данных, были сделаны следующие выводы: из данной выборки в количестве 30 человек сформировали выборку в 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) с максимально приближенными условиями воспитания, общего развития и развития речи. На этой выборке и было проведено подробную диагностику ФФНР.

Рис. 1. Анализ обследования ФФНР

Анализ обследования ФФНР можно был представлен в виде следующей диаграммы (рис.1), по которой можно сделать вывод, что все в выборке можно наблюдать ФФНР и они нуждаются в дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Было отмечено, что в данной выборке преобладает ФФНР с дислалией 70% детей, а ФФНР с дизартрией – 30%.

В процессе логопедической работы с детьми с ФФНР решались задачи, направленные на то, чтобы:

  • у детей формировалась фонетическая система языка, то есть, уточнять и закреплять произношение сохранных звуков, исправлять нарушенные звуки;
  • развивать у детей полноценный фонематический слух и восприятие, иными словами, используя специальные приемы, научить детей различать разные звуки на слух, запоминать и воспроизводить определенные звуки и слоги;
  • формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, то есть, развивать умение делить слово на слоги и звуки, делая при этом их последовательный анализ, проводить обратные операции: составлять слог, используя звуки, и слово – используя слоги;
  • учитывая аналитико-синтетическую деятельность, обеспечивать усвоение элементов грамоты.

Работа логопеда начинается с формирования простых форм фонематического анализа. Поскольку мы проводили обследования детей дошкольного возраста в ноябре, то было видно, что с ними уже была проведена коррекционная работа, в результате которой простые формы звукового анализа сформировались.

Учитывая это, нами еще раз были проработаны данные формы с целью убеждения того, что дети все поняли и легко могут определить заданный звук на фоне слова и вычленить первый ударный гласный из слова.

В процессе формирования сложных форм фонематического анализа учитывалось то, что любое умственное действие должно пройти некоторые этапы формирования:

Первый этап заключался в том, чтобы составлять предварительное представление, которое касается задания, осваивать действия с предметами, выполнять действия, касающиеся громкой речи, переносить действия во внутренний план, окончательно формировать внутреннее действие, то есть, переходить на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Потому, учитывая исследования, проведенные Д.Б. Элькониным [3], П.Я. Гальпериным[1] и др., были выделены этапы формирования функции фонематического анализа. Становление фонематического анализа с учетом вспомогательных средств, внешних действий.

Ребенок получает картинку, рассмотрев которую, необходимо сделать анализ слово-названия, и графическую схему слова, число клеточек которой равняется количеству звуков в слове. Также детям дают фишки. Сначала анализируются односложные слова: кот, мак, лук, дом, сом и т.д.

По мере того, как ребенок выделяет звуки, фишками он заполняет схему, которая является моделью звукового строения слова. Все действия ребенка – это практическое действие, связанное с моделированием последовательности звуков в слове. Основой овладения фонематическим анализом считается навыки определения первого и последнего звука, его места в слове. Рассмотрим последовательность и место звуков в слове лук. Дети получают картинку, на которой нарисован лук, а под ней – схема, которая состоит из трех клеточек, которые соответствуют числу звуков в слове. Логопед ставит наводящие вопросы: «Какой звук вы слышите в слове после звука [л]?» (Ответ: звук [у]). Детям предлагается повторно произнести слово и определить звук, который они слышат после звука [у]в. Дети выполняют задание полностью, накрыв последнюю клеточку фишкой. Далее, используя схему, повторяется последовательность звуков в слове лук.

Используя на данном этапе картинки, можно значительно облегчить задачу, поскольку показывает анализ конкретного слова. Графическая схема, которая была представлена, направлена на то, чтобы контролировать, правильно ли было выполнено задание. Если после того, как ребенком был сделан анализ, окажется, что одна из клеточек не заполнена, то это свидетельствует о том, что действие выполнено неправильно.

Второй этап заключался в том, что у детей формируются действия фонематического анализа в плане речи. В процессе проведения занятия, материализация действия исключается, а фонематический анализ осуществляется в речевом плане, при этом используются картинки, хотя она и не предъявляется. Дети обязаны назвать слово, а затем определить первый, второй, третий звуки и уточнить число звуков.

Третий этап заключался в формировании действия фонематического анализа в уме.

На данном этапе дети должны были определить, каково количество звуков, какова их последовательность, местоположение, и при этом не называть слова картинки, которые используются.

Формировать фонематический анализ следует с учетом усложнения не только форм анализа, но и речевого материала. Приведем пример последовательности, c которой можно предъявить материал:

- сначала предъявляются односложные слова без стечений согласных, которые включают один слог (обратный, прямой открытый, закрытый): мак, сок, на, дом, ус и пр.;

- двусложные слова, в состав которого входят два открытых слога: рука, каша, лапа, луна, папа, козы, Даша и пр.;

- двусложные слова, в состав которых входят открытый и закрытый слоги: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

- двусложные слова, в которых согласные стекаются на стыке слогов: марка, окна, карман, лампа, ослик, санки, барбос, полка, арбуз, мишка, утка, сумка и пр.;

- односложные слова, в которых согласные стекаются в начале слова: врач, крот, стол, грач, шкаф, стул и пр.;

- односложные слова, в которых согласные стекаются в конце слова: полк, тигр, волк и пр.;

- двусложные слова, в которых согласные стекаются в начале слова: грачи, трава, врачи, брови, слива, крыша, крыса и пр.;

- двусложные слова, в которых согласные стекаются в начале и середине слова: крошка, клумба, крышка и пр.;

- трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Процесс коррекции требует огромного внимания, время для выполнения различных упражнений, которые необходимо выполнять не один раз.

Нельзя начинать изучать следующий материал, пока не усвоен предыдущий.

Повторная диагностика проводилась с помощью методик, использованной на констатирующем этапе (рис. 2).

Рис.2 Анализ обследования ФФНР после реализации коррекционной программы

Как видим с рис. 2 проведенная коррекционная работа дала положительный результат. После реализации коррекционно-развивающей работы было выявлено, что дети улучшили свой результат: с высоким уровнем 60%, средний уровень составил 40% детей.

Как оказалось, состояние детской речи намного улучшается тогда, когда в коррекционную работу с детьми включаются игры и игровые приемы.

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка [Электр. ресурс] / П.Я.Гальперин. – URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8107.php (дата обращения 05.10.2018).

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

3. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать [Электр. ресурс] / Д.Б. Эльконин. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231.htm (дата обращения 10.10.2018).