Электронные образовательные ресурсы в работе педагога. Консультация для воспитателей

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Уважаемые коллеги!

Прежде чем начать, я прошу вас написать на листочках, что вы ждёте от этого мероприятия.

(Листочки с «ожиданиями» наклеиваются на плакат. Все «ожидания» озвучиваются) Приложение 1.

Надеюсь, что ваши «ожидания» оправдаются.

Итак, цель данного мероприятия: сделать обзор некоторых интернет-ресурсов, применяемых в образовательном процессе.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации деятельности.

Современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний.

Необходимы специалисты, умеющие:

  • оперировать этими знаниями,
  • использовать их на практике, 
  • трансформировать соответственно ситуации,
  • обновлять знания и практические навыки,
  • творчески их использовать,
  • добиваться новых результатов практической деятельности.

Теперь для того, чтобы достичь успеха в жизни, мало ЗНАТЬ - нужно УМЕТЬ: уметь самостоятельно думать, изобретать, творить, находить оптимальные решения там, где "правильных" ответов нет и быть не может, и не бояться брать на себя ответственность за все, что делаешь. Нужно быть личностью.

Одним из новшеств последнего времени в работе педагогических работников, в том числе и детских садов, стало активное использование электронных образовательный ресурсов в образовательном процессе. Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии:

  • для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне,
  • для обмена опыта с коллегами,
  • для взаимодействия с родителями.

При использовании современных образовательных технологий подходе меняется роль педагога - он становится квалифицированным ОРГАНИЗАТОРОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Нормативные документы регламентируют владение педагогом ИКТ:

  • ФЗ -273 «Об образовании в РФ»
  • «ФГОС ДО»
  • «Профессиональный стандарт педагога»
  • «Квалификационный справочник должностей работников образования»

 «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» (Чарльз Дарвин)

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)…. Что же это такое? (ответы педагогов)

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

А ЭОР в ДОУ – это хорошо или плохо? Как вы считаете?

Предлагаю разделиться на 2 подгруппы (по счёту «первый-второй)

  • 1 подгруппа пишет – почему хорошо.
  • 2 – почему плохо.

(Озвучивание и обсуждение полученных результатов) Приложение 2, Приложение 3.

Профессиональный рост педагога и обмен опытом с помощью интернета можно осуществлять следующими способами:

  • самостоятельное повышение своей квалификации,
  • повышение квалификации с использованием дистанционного обучения,
  • поиск материалов для занятий или методических мероприятий в сети Интернет,
  • получение нормативных документов с сервера министерства,
  • получение информации о новых педагогических технологиях,
  • получение информации о конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок, докладов и выступление на конференциях,
  • получение программного обеспечения,
  • публикация своих работ и сообщение о своих разработках,
  • участие в вебинарах,
  • переписка с коллегами, поиск единомышленников и коллег в других городах и странах,
  • выбор и заказ книг в интернет-магазинах.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми ресурсами, материалы которых можно и нужно использовать в своей педагогической деятельности.

Сайт Издательства «1 сентября» (Москва) в представлении не нуждается, так как практически все педагоги нашего ДОУ являются участниками проекта «Школа Цифрового Века».

Напомню, что на этом сайте множество образовательных вебинаров, КПК, периодических изданий, материалами которых участники проекта ШЦВ могут пользоваться совершенно бесплатно.

(Обмен впечатлениями о пройденных курсах КПК, просмотренных вебинарах, о материалах периодических изданий)

Сайт «Учмет» (Учредитель портала – ООО «Издательство «Учитель» (г.Волгоград).

Учебно-методический портал «УчМет» является одним из крупнейших российских образовательных ресурсов. На портале сформирована крупная площадка дополнительного образования, где на основании лицензии, в форме дистанционного обучения проводятся образовательные вебинары, конференции, курсы повышения квалификации, осуществляется профессиональное обучение с присвоением квалификации и профессиональная переподготовка для всех категорий слушателей.

Обучение проходит в режиме онлайн и офлайн режимах. По окончании обучения выдается диплом установленного образца. На портале открыта «Школа Педагогов» - это новая форма профессионального взаимодействия педагогов в формате мастер-класса. Библиотека методических разработок пользователей «УчМет» располагает огромным количеством материалов и ежедневно пополняется новыми.

Сайт «Мой университет» (Республика Карелия, г.Петрозаводск) – инновационный образовательный центр, который имеет более 200 дистанционных курсов по различным направлениям:

  • ФГОС. Аттестация педагогов, портфолио, педагогический опыт
  • Мультимедиа технологии (Word, Excel, PowerPoint и др.)
  • Дошкольное образование (более 15 курсов)

Есть и бесплатные КПК, и курсы профессиональной переподготовки.

На сайте есть и «Страничка позитива», где очень много интересной информации «для души».

«Детсад китти»: много материала яркого, красочного, интересного.

  • «Заметки и статьи»
  • «Папки-передвижки, плакаты»
  • «Шаблоны»
  • «Картинки»
  • «Методические наработки» (картотеки, дидактические игры и т.д.)
  • «Игры для детей»

Различные конспекты занятий можно позаимствовать на сайтах «Всё для детского сада», «Мой детсад», «Дошкольник», «Маам» и др.

Но напоминаю, что не всё, что опубликовано в сети «Интернет», является правильным и грамотным. Фильтруйте, пожалуйста, информацию, адаптируйте на своих детей, на их возможности; на требования программы, по которой работает наше ДОУ. Редактируйте материалы!

Дидактический интернет-сайт «Страна Мастеров».

Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. На странице «Техники» представлено огромное количество мастер-классов, которые можно использовать при подготовке к занятиям по продуктивным видам деятельности.

Можно выбрать категории работ:

  • по технике (декупаж, квиллинг, оригами и многое другое),
  • по материалам (бумага, ткань, ракушки, крупа, пряжа и т.д.),
  • по событию (Новый год, 8 Марта, Пасха и т.д.),
  • по типу работы (поделки для мальчиков, для девочек, маски, украшения, игрушки и т.п.).

Детские порталы безопасности «Сеня – спасатель» и «Спас-экстрим» (портал детской безопасности МЧС России) содержат материалы (викторины, комиксы, мультфильмы и т.д.) по разным наиболее важным моментам, связанным с безопасностью детей. Ролики и комиксы составлены с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Кроме различных сайтов с полезными материалами есть программы-помощники, которые позволяют педагогу самому создавать какие-либо пособия. Некоторые я вам сейчас представлю.

Всем известная «PowerPoint» позволяет создавать наглядные, красочные презентации с помощью триггеров.

Триггеры позволяют "запрограммировать" реакцию презентации на конкретные действия пользователей: щелчки по определенным кнопкам, месту на экране и проч. Такая презентация становится более интерактивной, нежели с использованием обычных кнопок и ссылок, и отлично подходит для работы на интерактивной доске или для индивидуальной работы пользователя.

В русском языке «триггер» — это пусковая схема. В презентации триггер — это объект на слайде (надпись, фигура), при нажатии на который запускается анимация одного или нескольких объектов. Таким образом, использование триггеров в презентации позволяет запускать анимацию объектов в произвольном порядке, а не по очереди, как это происходит обычно.

(Показать презентацию с использованием триггеров)

Stepik

Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков.

Позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью.

HotPotatoes

Можно создавать обучающие приложения:

  • задания на выбор одного или нескольких ответов;
  • задания на восстановление последовательности;
  • задания на установление соответствий;
  • задания на заполнение пропусков;
  • кроссворды.

Видео редактор VideoPad

Бесплатная программа для видеомонтажа видеороликов.

Webanketa

Сервис для создания опросов, тестов и голосований.

Хотим мы этого или нет, но компьютерные технологии развиваются всё больше и больше, и электронные образовательные ресурсы уже прочно входят не только в школы, но и в детские сады. Одним из таких ресурсов является интерактивная доска.

Интерактивная доска позволяет заинтересовать детей и сделать более доступной для понимания любую информацию, показывать разнообразные изображения и видео, создавать различные игры, в которые дети могут играть как вместе, так и самостоятельно.

Вот несколько вариантов игры «Домашние животные» с использованием интерактивной доски.

1. Загадки 

Текст загадок выведен на экран. Взрослый читает, дети отгадывают, изображение отгадки открывается сдвигание ширмы.

2. «Четвёртый лишний»

Ребята рассматривают картинки и обводят или помечают галочкой лишнюю картинку.

3. «Кто чем питается»

Дети сами выбирают цвет линий, которыми они будут соединять изображение и с помощью маркера выполняют задание

4. «Звуковой анализ слова»

Ребята могут составить схему слова, а потом проверить, правильно ли выполнено задание.

5. «Составь из геометрических фигур»

Из определённого набора фигур нужно составить фигуру животного. Можно дорисовать недостающие детали с помощью инструмента «карандаш», или стереть «ластиком» лишние линии.

Уважаемые коллеги!

Главный принцип образования взрослых, сформулированный ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) - ADULT LEARNING MUST BE FUN - «Образование взрослых должно приносить удовольствие»!

Поэтому я желаю вам получать удовольствие, осваивая новые электронные образовательные ресурсы и применяя знания и продукты своей деятельности в практике.

Информационные технологии в образовании дают возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при частом использовании ЭОР у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И ПОМНИТЕ, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они НЕ МОГУТ и НЕ ДОЛЖНЫ!!! ИКТ должны быть В ПОМОЩЬ, а не ВМЕСТО.

Надеюсь, что эта консультация была вам полезна и интересна.

Прошу вас подумать, сбылись ли ваши ожидания, которые вы формулировали в начале мероприятия. И свои впечатления, предложения, замечания написать на листочках.

(Листочки с пожеланиями и впечатлениями наклеиваются на плакат, озвучиваются).

В заключение педагогам предлагаются буклеты. Приложение 4.

Источники информации

  1. https://1сентября.рф/
  2. http://www.uchmet.ru/
  3.  https://moi-universitet.ru/
  4. http://detsad-kitty.ru/
  5. https://stranamasterov.ru/
  6. http://www.senya-spasatel.ru/
  7. http://www.spas-extreme.ru/
  8. https://stepik.org/
  9. https://webanketa.com/