Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.

Произведения русского фольклора дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности, дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощь. Любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Он открывается тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это свойственно детям. Поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора.

Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Однако речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении, по причине недоразвития языка и ли голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи.

Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания.

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных и повествовательных рассказов и др.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит - повторять за ним, плачет - уделять внимание. Произнёс первый слог - обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с ребенком, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
В последние годы возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Нормативными документами подтверждается необходимость использования фольклора в развитии речи детей с раннего дошкольного возраста.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку. Произведение народного поэтического творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенка посредством художественного слова.

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.

В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, множество синонимов, антонимов и т.п.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голос.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Теория, практика дошкольной педагогики подчеркивают высокие педагогические возможности русского фольклора.

Литература.

  1. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9.
  2. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8.
  3. Живая вода. Сборник  русских народных песен, сказок, пословиц /Сост.В.П. Аникина. – М: Детская литература, 1975.
  4. Лопухина И.С. Звуки, буквы и слова. – М.: Дельта, 2000.
  5. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. – Минск, 2002.
  6. Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки. – М.: Детская литература, 1988.
  7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
  8. Ушинский К.Д. Проблемы русской школы.- М.: УРАО, 2002.
  9. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез 2004.
  10. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А., Основы народного искусства. – М.: Просвещение, 2014.