Система домашних заданий по физике с учетом требований ФГОС. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: физика, ФГОС


Методическая статья об обучении в условиях внедрения ФГОС

Работа по формированию и развитию умений смыслового чтения

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. [6] Для развития навыков смыслового чтения у ребят предлагаю следующие задания.

Тема: «Физика и техника»

Прочитайте § 6.

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Что характерно для физики с момента зарождения этой науки до наших дней?
  2. Докажите примерами из текста, что открытия в области физики имеют важное значение для развития техники.
  3. Перечислите этапы развития физики
  4. Внимательно прочитайте 2 абзац на с.18.

О каких космонавтах идет речь? Напишите заметку в школьную газету ко дню Космонавтики о вкладе этих людей в изучение космоса. Сделайте ее содержательной и интересной за счет дополнительного материала из других источников.

Выполнение четвертого пункта предлагаю сделать по желанию.

Тема: «Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет»

Оформите таблицу на двойном развернутом листе в клеточку.

Название таблицы: «Физические характеристики небесных тел».

Для заполнения таблицы используйте материал учебника с.83 и §.29, недостающую информацию найдите самостоятельно из других источников.

Название небесного тела

Происхождение названия небесного тела

Расстояние от Солнца

Диаметр

Масса

Средняя плотность

Ускорение свободного падения

Меркурий

 

 

 

 

 

 

Венера

 

 

 

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

 

Луна

 

 

 

 

 

 

Марс

 

 

 

 

 

 

Юпитер

 

 

 

 

 

 

Сатурн

 

 

 

 

 

 

Уран

 

 

 

 

 

 

Нептун

 

 

 

 

 

 

Украсьте вашу таблицу рисунками на тему «Вселенная» (по желанию)

Интересных вам открытий!

После выполнения этого задания у ребят появляется справочник, которым можно пользоваться при решении задач, у учителя, в свою очередь, появляется возможность давать задания на составление задач, используя данные таблицы.

Работа по формированию и развитию экспериментальных умений.

Тема: «Скорость. Единицы скорости»

Экспериментальное задание: «Измерение средней скорости своего движения».

Инструкция по выполнению задания:

  1. Способом рядов измерьте среднюю длину своего шага, выразите длину в метрах: s1 = …м
  2. По дороге из одного пункта в другой сосчитайте количество шагов: n =…
  3. Определите расстояние, которое Вы проходите от одного пункта до другого: s =…м
  4. Измерьте время, за которое пройдено это расстояние, выразите его в секундах: t = …с
  5. По формуле для вычисления средней скорости, рассчитайте среднюю скорость своего движения.
  6. Сравните скорость своего движения со скоростями в таблице 2 на стр.48 твоего учебника. Сделайте вывод о том, скорость каких тел меньше и скорость каких тел значительно больше.
  7. Оформите в тетради отчет о проведении эксперимента.

Тема: «Давление твердых тел»

Работа в группах. Ребята делятся на группы. Каждый дома индивидуально выполняет задание, но результат выполнения представляет группа.

Ситуация: группе туристов необходимо пройти через подвесной мост.

Формулировка задания:

Впереди вас ожидает полноводная река,
Вброд ее вы не пройдете:
Глубока и широка!
В ситуации такой - для вас мостик подвесной!
Но постойте, не спешите,
Эту надпись вы прочтите:
«Осторожно! pmax = 100  кПа»
Как пойдете по мосту?
Вместе все? По одному?
Что же нужно вам измерить,
Чтобы не пойти ко дну?

Инструкция по выполнению задания

  1. Измерьте массу своего тела. m =…кг
  2. Определите вес тела: Р =…Н
  3. Измерьте площадь подошвы вашей обуви.
    Поставьте обувь на лист клетчатой бумаги и обведите контур той части подошвы, на которую опирается нога.



  4. Сосчитайте число полных квадратиков, попавших внутрь контура, и прибавьте к нему половину числа неполных квадратиков, через которые прошла линия контура. Полученное число умножите на площадь одного квадратика (1/4 см²) и найдите площадь подошвы.
    S = ….см² =….м²
  5. Вычислите, какое давление вы производите при ходьбе и стоя на месте.
  6. Оформите в тетради отчет о проведении эксперимента.

Придумайте способ перехода вашей команды через мост!

Удачи!

Критерии оценки выполнения задания:

  1. Определена масса тела (+1б)
  2. Найдено значение веса тела (+1б)
  3. Самостоятельно найден способ определения площади подошвы (+1б)
  4. Определена площадь одной подошвы (+1б)
  5. Вычислена площадь опоры двух подошв (+1б)
  6. Правильно сделан перевод единиц измерения площади в СИ (+1б)
  7. Написана верно формула для определения давления твердого тела  (+1б)
  8. Рассчитано давление тела при ходьбе (+1б)
  9. Рассчитано давление тела, стоя на месте (+1б)
  10. Предложен способ переправы через мост для всей команды (+1б)

Итог: максимальная сумма баллов - 10

  • Оценка «5» -10 б
  • Оценка «4» - 8-9 б
  • Оценка «3» - от 5 до 7б
  • Оценка «2» - ниже 5 баллов

Проектная деятельность

Умения, которые формируются при работе над проектом: ставить цель и задачи, выбирать вид деятельности; определять содержание работы, ее составные части и порядок выполнения; искать источники информации, находить в них сведения, выполнять работу, оформлять проект; писать отчет, делать к нему презентацию; работать индивидуально, в паре, в коллективе. [1]

В начале изучения темы ребятам предлагаю темы проектов, устанавливаю сроки выполнения проекта, раздаю памятки с требованиями  к готовому проекту и критериями оценивания, которыми они пользуются на протяжении всего учебного года. Ниже приведены темы проектов к различным разделам курса физики.

Тема: «Строение вещества»

  1. Зарождение и развитие взглядов о строении вещества (форма представления: схема, таблица, текст). Если идет речь в тексте об ученом,  обязательно наличие его портрета, указать годы его жизни.
  2. История открытия броуновского движения.
  3. Роль диффузии в процессах жизнедеятельности человека.
  4. Роль  диффузии в процессах жизнедеятельности животных и растений.
  5. Диффузия и ювелирные украшения.
  6. Зависимость скорость протекания диффузии от температуры. (спланировать эксперимент, описать каждый шаг эксперимента, сфотографировать и приложить к работе фотографии), можно выполнить в виде презентации.
  7. Викторина по теме: «Строение вещества» (составить вопросы и задачи, использовать иллюстрации)
  8. Написать сказку, дать ей название, сопроводить ее иллюстрациями.

Вживитесь в образ частицы вещества, и напишите от ее имени повествование, в котором нужно отразить вопросы: молекулярное строение  вещества, движение и взаимодействие частиц, агрегатные состояния вещества.

Тема: «Трение в природе и технике»

  1. Трение в жизни растений и животных
  2. Вязкое (жидкое) трение.
  3. Трение при ходьбе.
  4. Трение на Луне.
  5. Мир без трения.
  6. Трение в спорте.
  7. Трение и извлечение огня.
  8. Подшипники и трение.

Тема: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

  1. Создание модели действующего фонтана.
  2. Применение сообщающихся сосудов.
  3. Способы уменьшения и увеличения давления твердых тел.
  4. Практическое применение закона паскаля.
  5. История открытия атмосферного давления.
  6. История воздухоплавания.
  7. История судостроения.
  8. Создание модели летающего змея.
  9. Создание модели воздушного шара.

Тема: «Простые механизмы»

  1. Великий Архимед и его простые механизмы.
  2. Рычаги в теле человека.
  3. Виды блоков и их практическое применение.
  4. Изготовление модели простого механизма.
  5. Рычаги в живой природе.

Творческие задания

Творческие задания способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задания  выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой оценкой и похвалой. [7]

Тема: «Рычаги в технике, быту и природе»

Работа выполняется на листе формата А4

Порядок выполнения работы:

  1. Напишите название механизма.
  2. Нарисуйте выбранный вами механизм. (Рисунок должен быть четким, отображающим все рабочие узлы устройства, выполнен карандашом с применением масштаба)
  3. Отметьте точку опоры, покажите точки приложения сил. Изобразите приложенные силы с помощью векторов.
  4. Изобразите плечи сил.
  5. Рассчитайте выигрыш в силе, который дает этот механизм.
  6. Укажите область применения.

Тема: «Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое» правило механики»

После изучения темы урока ребятам предлагается написать сочинение-рассуждение.

Существует легенда, что Архимед, восхищенный открытием правила рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
Получится ли у Архимеда осуществить задуманное? Аргументируйте свою точку зрения.

Тема: «Опыт Торричелли»

Рассказать об опыте Торричелли от первого лица. Например: «Я, Эванджелиста Торричелли……и т.д.»

Сколько желающих появляется рассказать об этом опыте! Сколько артистов среди наших учащихся! А ведь эту информацию полезно запомнить, потому что в тестах ОГЭ часто встречаются задания и текстового характера, и качественные задачи с опорой на знания об этом опыте.

Интересные задачи

Такие нестандартные задачи можно найти на сайтах дистанционных олимпиад в свободном доступе, а также взять из числа тех, которые предлагают авторы-составители Всероссийской олимпиады школьников. После урока по выполнению лабораторной работы №1, я предлагаю детям следующие задачи, которые они выполняют с большим интересом:

1. Начав изучение физики, семиклассник Василий учится определять цену деления измерительных шкал. На одной из проверочных работ ему предоставили четыре мензурки, частично заполненные водой.

Помогите Василию  определить суммарный объём воды, налитой в эти мензурки. Ответ выразите в мл, округлив до целых. [2]

2. На дне мензурки, наполненной водой, лежал железный кубик. Его вынули, в результате чего уровень воды в мензурке понизился так, как показано на рисунке.

Чему стала равна высота столба воды в мензурке? Ответ выразить в миллиметрах, округлив до целых. [4]

По моему мнению, такие разные по способу выполнения домашние задания стимулируют у учащихся интерес к изучаемому предмету на данном этапе обучения, способствуют росту самостоятельности, познавательной активности, а главное у ребенка возникает желание выполнить предложенную учителем работу.

Список использованной литературы

  1. Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать. Создаем исследования и проекты, задачи и тесты, конспекты и тезисы, рефераты, рецензии и эссе, рекламы и игры, справочники, изобретаем. Советы изучающим и преподающим физику… и не только. Практическое пособие для учащихся и педагогов школ, колледжей, лицеев. – М.:ИЛЕКСА, 2011.-192с.; с ил. (Серия «Развивающее учение».Кн.3)
  2. Веселые мензурки Конкурс по физике 7 класс, 1 сезон [Электронный ресурс] URL: https://foxford.ru/o/olympiads/5/tasks (дата обращения 10.08.2018)
  3. В мире трения [Электронный ресурс] URL: http://class-fizika.ru/tren.html (дата обращения 10.08.2018)
  4. Переградуировка шкалы Конкурс по физике 7 класс, 4 сезон [Электронный ресурс] URL: https://foxford.ru/o/olympiads/158/tasks/1799 (дата обращения 10.08.2018)
  5. Перышкин А.В. Физика. 7кл.: учебник:/А.В.Перышкин.-3-е изд., доп.-М.:Дрофа,2014.-224с.:ил.
  6.  Пуляевская А. Смысловое чтение и стратегии его реализации. [Электронный ресурс] URL: http://nitforyou.com/semantic-reading/(дата обращения 10.08.2018)
  7. Система домашних заданий как средство повышения качества знаний учащихся [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-domashnee-zadanie-kak-sredstvo-povisheniya-kachestva-znaniy-uchaschihsya-796079.html (дата обращения 10.08.2018)