Обучение дошкольников английскому языку

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:

  • Умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
  • Накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
  • Овладение определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно научиться выражать свои мысли;
  • Умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);
  • Внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.

При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов.

Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песни, предназначенные для наиболее продуктивного усвоения изучаемого материала.

На первом этапе обучения основной задачей является динамичное развитие устной речи (говорения и понимания на слух). Вместе с тем, как и при обучении родному языку, в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки, которые не только помогают лучше усвоить лексико-грамматический материал, но и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов.

Проводить занятия с дошкольниками следует методом постепенного погружения, суть которого заключается в том, что педагог не опускается до уровня ребенка, а поднимает его до своего уровня. Дошкольники должны иметь возможность слышать не только отдельные слова, но и целые фразы и предложения. Для этого целесообразно применение коротких разговорных фраз, рифмовок, стихотворений и песен, что повышает интерес детей к занятию и способствует непроизвольному запоминанию. Использование на занятиях стихотворных строчек расширяет творческий потенциал дошкольников; впоследствии они с интересом подбирают рифмы к английским словам. Все эти виды работ с дошкольниками целесообразно проводить в виде игры.

Игра - это основная форма обучения дошкольников английской разговорной речи. Она способствует развитию у детей произвольного внимания, повышает мотивацию к деятельности, помогает в успешном запоминании фраз и предложений. Игровое содержание занятий - это занимательные диалоги с опорой на наглядный материал, а также игровые ситуации с использованием сказочных персонажей и элементов костюмированного праздника.

Новую лексику, которую педагог вводит на занятии, следует произносить медленно и четко. После сказанного целого предложения необходимо сообщить детям его дословный перевод. Задаваемые ребенку вопросы следует формулировать так, чтобы они подкрепляли его веру в собственные силы, расширяли границы познания и в перспективе развивали языковое чутье. Например, на занятии по теме «Транспорт» педагог вводит фразу Let,s go by car. После этого задает группе вопрос: «На чем я предложила отправиться вам в путешествие?» Дети уже усвоили слова a car, и перевести на русский язык новую фразу не составляет для них труда. В вопросе учителя заключается перевод всей фразы, кроме известного слова a car. Усвоенные на предыдущих занятиях слова следует выделять голосом, всячески обращая на них внимание детей. Таким образом, у дошкольников создается иллюзия участия в переводе целого предложения.

Необходимо дать детям возможность строить самостоятельные высказывания. Это формирует у ребенка внутреннюю мотивацию к деятельности и понимание того, что язык – это живое орудие общения людей.

Основной акцент при работе с дошкольниками обычно делается на усвоение лексики, а не грамматики английского языка. Однако на данном этапе изучения английского языка дети успешно осваивают некоторые грамматические конструкции. Более того, как показала практика, употребление синонимов (например, small = little), а также допустимого в английском языке варьирования грамматических конструкций формирует у детей языковое чутье. Ярким примером вышесказанного может служить употребление фразы Give me a banana, please, которую дети в процессе игры активно перестраивают Give me, please, a banana или Please, give me a banana.

Бесспорно, не следует утомлять детей длинными разъяснениями употребления тех или иных грамматических конструкций. Необходимы лишь самые основные комментарии. Например, при построении вопроса Can you run? детям достаточно сказать, что когда мы хотим спросить у друга, может ли он бегать, то в вопросе слово can выпрыгивает на первое место. Дошкольники воспринимают подобного рода правила как непреложную истину и запоминают именно цельную фразу, которую педагог вместе с детьми повторяет из занятия в занятие.

Очень важно, чтобы занятия по английскому языку не просто давали детям очередные знания, но способствовали полноценному развитию личности. Направленность личности ребенка выявляется при выполнении заданий, которые предполагают свободный выбор адресата высказываний. Дети с высокой самооценкой стремятся не только запомнить и повторить сказанное другими словами, но и прибавить к ним что-то свое, а также по просьбе педагога пытаются помочь другим детям (например, подсказать забытые слова). В парных играх на закрепление новой лексики такие дети непременно хотят выступить в роли учителя, а не ученика. Дети с высокой самооценкой легко образуют новые слова от уже известных им: sun-sunny и т.д., а детей с низкой самооценкой новизна заданий чрезвычайно пугает. Они не могут рассказать о себе без конкретизации педагогом целей рассказа, не могут перевести известные им слова в незнакомом контексте. Поэтому для них следует дифференцировать задания, создавать ситуацию успеха и обращать внимание всей группы даже на незначительные достижения таких детей. Итак, самооценка оказывает существенное влияние на процесс усвоения ребенком английского языка. В свою очередь сам этот процесс и его результаты влияют на изменение представлений ребенка о себе.

В итоге раннего обучения иностранному языку русские звуки остаются русскими, ставится английское произношение, а артикуляционный аппарат развивается.

У ребенка, который начал изучать язык раньше, будут более обширный словарный запас, а кроме того степень уверенности и спонтанности речи у него будет гораздо выше, чем у ребенка, начавшего заниматься позже.

За два года изучения английского языка в детском саду ребенок знакомится с азами культуры страны изучаемого языка, овладевает определенным запасом лексических единиц и речевых образцов по близким ему темам. Большинство дошкольников уже могут применить свои знания в реальной языковой среде: во время путешествий за границу, в общении с родителями. В связи с этим дети четко осознают необходимость изучения английского языка как средства общения во всем мире. Устойчивость и осознанность мотивации изучения иностранного языка влияет на уровень владения им у старших дошкольников.

Используемая литература

  1. Благовещенская Т.А. Первые уроки английского: Книга для занятий с дошкольниками / Т.А.Благовещенская. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
  2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н.Д.Гальскова. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Земченкова Т.В. «Английский для дошкольников» / Т.В.Земченкова. - М.: ВАКО, 2008.
  4. Ижогина Т.И., Бортников С.А. Игры для обучения английскому языку / Т.И.Ижогина, С.А.Бортников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. «Английский для малышей» под редакцией Н.А.Бонк / И.А.Шишкова, М.Е. Вербовская. - М.: РОСМЭН, 2005.