Формирование УУД на уроке и во внеучебное время

Разделы: Начальная школа


В последние годы всё чаще отмечаются речевые нарушения у детей, приходящих в первый класс. Причиной этого может быть особенность развития речевого аппарата,  общая школьная незрелость в силу каких-то социальных причин, и другие. Но главной задачей школы, поставленной ФГОС, является создание таких образовательных условий на уроке и во внеучебной деятельности, чтобы каждый ученик стал успешным, имея разные стартовые условия. Учитель, таким образом, может и должен использовать в работе все доступные ресурсы, чтобы нивелировать, по-возможности, влияние речевых нарушений на образовательную деятельность ребёнка в учении и обучении. Особенно актуальным такой подход становится в случае отсутствия специалистов (логопедов, дефектологов) в образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.

Я предлагаю подборку материалов, которые можно использовать в организации и осуществлении урочной и внеучебной деятельности. Эти материалы помогут ребёнку научиться слышать звуки, правильно прочитывать буквы, которые эти звуки обозначают, различать их на письме, т.к. предложенные задания построены на активизации и дифференциации функции слухо-речевого анализатора и развитии фонематического слуха. Предлагаемые задания помогут ученикам лучше понять и почувствовать различие между близкими звуками посредством слухового, зрительного, кинестетического анализаторов; установится и закрепится прочная связь между звуком и буквой. Задания помогут ощутить различия каждого из смешиваемых звуков при выполнении устных и письменных упражнений. Использовать материал можно в форме индивидуальных заданий, заданий для организации работы в парах и группах, для фронтальной работы, при организации проектной деятельности и т.д.
К предлагаемому мною материалу можно давать различные задания: чтение про себя, вслух, хором, выборочное, комментированное, объяснительное и др.; выписать слова с заданной буквой; выделить букву в карточке или в записи цветным карандашом; составить предложения с заданными словами; выполнить фонетический (звуко – буквенный) анализ; зрительный, предупредительный, первичный проверочный, объяснительный и др. диктанты.

При выполнении диктантов в начале работы по паре звуков имеет смысл смешиваемые звуки произносить с подчёркнутой артикуляцией (орфографическое чтение) и громкостью, а в последующей работе эта подчёркнутость убирается.

На этапе обучения грамоте изучаемые звуки для детей с речевыми нарушениями необходимо чётко артикулировать, тренировать соотнесение произнесения звука с поиском в разрезной азбуке или написанием обозначающей его буквы. Выполняя звуковой анализ слов, следует определить – сколько букв в слове, на каком месте в слове находится изучаемая буква; можно предложить ученикам придумать слова с этой буквой, создать ряд слов и вновь определить место заданной буквы в словах; записать ряд слов, выделить букву и т.д.

Психо-физиологические особенности обучающихся в начальных классах детей диктуют учителю необходимость использования в ежедневной практике игровые технологии. Применяя данный материал, можно организовать игры – «Цепочки слов», «Лото», «Словесный мячик», «Да – нет», «Я беру с собой» и др.

Л – Р

лак

лук

палата

рак

роза

марка

лапа

луч

палатка

Рая

рысь

карта

лампа

луна

шалун

рама

рука

парта

лапша

лужа

болото

рана

рыба

комар

лото

лопата

волна

рот

рукав

шар

лось

лодка

платок

роса

ручей

норка

 

На полке мыло.
Белый мел на доске.
На ёлке белка.
Мила любила куклу Лушу.
Лариса нарвала ландыши.
Слава пошёл в школу.

Шура моет раму.
У Ромы на руке рана.
Растёт рябина на берегу.
Крутая гора у дороги.
Ворона сидит на заборе.
Воробей прыгает на дороге.

 

барка

балка

бурки

булки

жарить

жалить

жарко

жалко

жарь

жаль

рак

лак

репка

лепка

ров

лов

розы

лозы

 

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?... (лиса)

Лесники её котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь – «Кошка, брысь!»
Потому что это …(рысь)

Лейся, дождик веселей!
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по …(лужам)

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд. (ракета)

Тихо – тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе …(лопатой)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.(рябина)

Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём – ищем,
Ищем – не найдём. (роса)

 

Лампа упала со стола.
Мила купила ландыши.
У дома была лужа.
Володя сел за стол.
Слава пошёл в школу.
У куклы голубые глаза.

Ручка стала плохо писать.
Крутая гора видна из окна.
Сорная трава растёт в поле.
Карандаш лежит на парте.
У речки играли ребята.
В ведре плавала крупная рыба.

 

Слава Соколов учился в школе.
У него заболела мать.
Она лежит в больнице.
Слава из школы бежал домой.
Дома его ждали Клава и Галя.
Дети помогали Славе убрать дом.

Вот и весна на дворе.
На огородах кипит работа.
Сеют редьку, редиску, морковь.
На деревьях берёзы появились серёжки.
Пробивается молодая травка.
С крутых гор бегут ручьи.

 

В лодку положен улов лососины.
Подводная лодка опустилась на дно.
Володя повёл Галю в школу.
Аля положила локти на стол.
Малыш долго плакал и потом плохо спал.
Ученик положил мел на стол.

По горной тропинке пробирается охотник.
Рабочий красит крышу красной краской.
Ребята в лагере громко распевают песни.
Пограничники зорко охраняют границы.
Воробьям насыпали в кормушку зерна.
Из раны ручьём течёт кровь.

 

Лето.
Было жарко.
Ребята гуляли в роще.
Лена рвала цветы.
Рома увидел белку.
Аля собирала малину.

Зимой в лесу.
Выпал первый снежок.
Юра взял лыжи и пошёл в лес.
В лесу росли ели и берёзы.
Под одной берёзой была нора.
В норе жила молодая лиса.

 

Лето.
Наступило жаркое лето.
В поле шла дружная работа.
Бригада собрала богатый урожай.
Зерно было крупное.
Рабочие отвезли зерно на элеватор.

Зима.
Стояли морозные дни.
Река покрылась льдом.
Рая, Роман и Лена пошли на речку.
Там они катались с крутого берега.
Раздавались весёлые голоса ребят.


Б – П

Паша

Петя

лапа

баня

Люба

брат

палка

пионы

липа

балка

рыба

билет

пила

печь

папа

белка

шуба

рыбак

перо

песок

лапка

Боря

верба

фабрика

палка

песня

липка

бык

собака

бабушка

полка

пират

лампа

бинт

рябина

букварь

 

У Пети пила.
Он пилил липу.
Папа купил полку.
На полке проволока.
Петя и Паша купались в реке.
Панама упала на песок.

У Любы бант.
У брата билет на балет.
Боря ловил рыбу.
Мама работает на фабрике.
Брат у бабушки.
У Любы белые бусы.

 

букет

пакет

балка

палка

башня

пашня

бочка

почка

бой

пой

бел

пел

забирай

запирай

набор

напор

болит

палит

 

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это – …(белка)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.  (пчела)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

Стоят в поле сестрицы, платья белены,
Шапочки – зелены. (берёзки)

Портфель у меня не велик и не мал.
Лежат в нём учебник, тетрадь и …(пенал)

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу. (буквы)

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос)

 

Брат купил букварь.
В букваре были картинки.
Петя ловил рыбу.
Рыба плавала в банке.
Банка была большая.
Пете было интересно.

Утро было ясное.
Боря и Полина пошли в лес.
На ветке белка.
Боря бросил палку.
Собака любила играть с ребятами.
У собаки белые лапы.

 

У Бори барабан.
У Пети труба.
Боря бил в барабан.
Петя и Боря пели песни.
Потом дети рвали цветы.
У бори большой букет.

На реке.
Рыбаки ловили рыбу.
Река у нас большая.
Рыбаки причалили к берегу.
Они брали рыбу и бросали её в баки.
Рыба была крупная.

 

Ребята пришли к пристани.
У пристани стоял большой корабль.
Ребята шли по палубе.
На море бушевала буря.
Ребята ушли в каюту.
Буря бушевала всю ночь.

Яблоки.
В саду большие яблони.
На них спелые яблоки.
Папа и Боря собирали яблоки.
Бабушка пекла блины.
Хороши блины с яблочным вареньем.

 

Утро было ясное и тёплое.
Ребята пошли в лес.
Там Борис и Полина собирали бруснику.
На ветке сидела белка.
У белки большой пушистый хвост.
Собака бросилась за белкой.

Около села протекала большая река.
Рыбаки ловили рыбу в реке.
Ребята собрались на рыбалку.
Они поймали большую рыбу.
Рыба сорвалась с крючка.
Боря поймал рыбу и принёс её бабушке.

 

Охотники шли около болота.
Они вышли на опушку леса.
На липе была белка.
У белки пушистый мех и большой хвост.
Собака бросилась вперёд и залаяла.
Белка бросилась в дупло.

Боря и Петя шли по тропинке.
Тропинка шла мимо болота вдоль реки.
Ребята пошли к рыбакам.
Рыболов переправил ребят через речку.
У леса ребята устроили привал.
Для костра Боря нарубил веток.


В – Ф

Валя

сова

Витя

Фома

филин

Африка

Ваня

трава

вилка

Феня

финики

кофта

вата

слова

вишня

ферма

фикус

фрукты

Вова

Клава

весна

фокус

фиалка

флоксы

волк

дерево

ветка

фонарь

фартук

фрак

волос

Москва

весло

фонтан

фасоль

кафтан

 

Филин в лесу.
Фома на ферме.
У Фомы фонарь.
Около фонтана фиалки.
На столе флоксы.
У нас поспели фрукты.
Хороши наши фрукты.
Фаина надела фартук.

Вера варила плов.
Вова купил веник.
В лесу выли волки.
На ветке соловей.
В парке высокая трава.
Ваня открыл ворота.
Ковёр висит у кровати.
Всё красиво в новой школе.

 

Веня

Феня

ветка

конфетка

влага

фляга

 

Ездить нужно осторожно.
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет!
Что за конь? (велосипед)

Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас –
И появится на свет самый точный
Ваш портрет. (фотоаппарат)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)

Из меня посуду тонкую,
Нежно – белую и звонкую
Обжигают с давних пор.
Называюсь я  - … (фарфор)

Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (вагон)

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (флажок)

Две плетёнки – две сестрёнки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – их надевать,
Ччтоб не мёрзли пять и пять. (варежки)

Днём – спит, ночью – летает,
Прохожих пугает. (филин)

 

На витрине красивые ковры.
Валя купила ковёр.
Ковёр повесили у кровати.
Валя украсила комнату цветами.
Вера принесла ватрушку.
Все пили чай с ватрушкой.

Валя и Феня в лесу.
Красиво в лесу.
На ветке ворона.
На иве филин.
Филин спал.
Вася нашёл фиалки.

 

Вася и Вера в новой школе.
Всё красиво в новой школе.
Окна высокие и светлые.
Учителя вернулись на работу.
Восхищались они новой школой.
Красиво и светло в классах.

Валя, Лёва и Филипп пошли в парк.
В парке весело пели птички.
Они клевали крошки.
На Вале новый шарф.
У Филиппа новый костюм.
Лёва угостил друзей вишней.

 

Весной внуки приехали в Москву.
Москва их приветливо встретила.
Вещи внуки внесли в комнату.
Пальто повесили на вешалку.
Вова выучил новую песню.
Это красивая песня о Москве.

Варя и Феня живут на севере.
Мама купила Варе новую кофточку.
Кофточка висит на вешалке.
Фене мама купила новые валенки.
Варя и Феня идут в магазин.
Там они купили вскусные финики.

 

Наступила ранняя весна.
Ваня и Витя отправились в лес.
Хорошо весной в лесу.
Ветер качал верхушки ивы.
На ветке ивы новые листочки.
В лесу кричала сова.

В огороде растут свёкла, фасоль и морковь.
Сорная трава мешает расти овощам.
Вера вырывает сорную траву.
Хорошие овощи выросли у Веры.
Стручки фасоли очень крупные.
Морковь и свёкла яркие и большие.

 

Вера перешла в восьмой класс.
У Веры день рождения.
На столе вкусные вафли и халва.
Ваня принёс финики.
Мама купила ватрушку и конфеты.
Валя принесла фрукты.

Васька в комнате ловил мух.
На шкафу лежала шляпа.
Мухи сели на шляпу.
Васька уцепился за шляпу.
Шляпа упала на Ваську.
Фома и Ваня нашли Ваську под шляпой.


Г - К

Галя

гора

гуси

Катя

ком

кепка

газ

горох

губы

каша

конь

кекс

галка

голос

гиря

капля

колесо

кефир

гамак

гости

гитара

каска

Кира

кедр

галстук

голова

герой

капитан

кино

кухня

Гаврила

голуби

гром

капуста

кирпич

колпак

 

Галя гонит гусей.
Гриша гонял голубей.
На лугу гуляли дети.
На горе растут грибы.
Гоша ходил за грибами.
Гуси громко кричали.

У Киры косы.
Катя купила краски.
Карина кормила кур.
Коля поймал карася.
Кошка ловит мышку.
У мышки в норке корка.

 

игра

икра

Галина

калина

гора

кора

галька

калька

гол

кол

колос

колос

гости

кости

густ

куст

грот

крот

 

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.  (гриб)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста)

На дворе переполох –
С неба сыплется горох!
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина.   (град)

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?  (коньки)

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гнездо)

Не зверь, не птица, носок – как спица.
Летит – звенит, сядет – молчит. (комар)

 

Гоша ходил за грибами.
Груша гладит ленты.
Мама гнала гусей на гору.
На горе растут грибы.
В графине много воды.
Грачи охраняют огороды.

Коля пас корову на лугу.
На лугу высокая густая трава.
За лугом красивый лес.
В лесу много ягод.
Коля собирал ягоды.
Корова ела траву.

 

Мы долго ходили по лесу.
Там собирали ягоды и грибы.
Гриша сел у дерева и ел ягоды.
Гена нашёл много белых грибов.
Ребята не могли найти дорогу.
Только к вечеру дети вышли к дороге.

Дети играют на дворе.
На дворе большие сугробы.
Дети лепят из снега бабу.
Надели дети шубы и бегут на горку.
Дети летят на санках с горы.
На губах улыбки.

 

Мальчики бегали на лугу.
Потом они пошли гулять в лес.
Коля нашёл много грибов.
Гриша набрал мало ягод.
Около леса была горка.
Под горкой протекала река.
Мальчики долго купались.

У речки крутые берега.
У правого берега большие луга.
На лугу много голубых цветов.
У дороги росло высокое дерево.
На дереве сидел галчонок.
Маленький галчонок упал с дерева.
Гриша поднял галчонка в гнездо.

 

Сильно грело солнце.
На лугу зеленела трава.
Трава была высокая и густая.
Дети на лугу играли в горелки.
Около луга протекала река.
Река была глубокая.

Я пригласил друга на прогулку.
Мы поехали за город.
Мы шагали по широкой дороге.
За горой лес и глубокая река.
Солнце сильно грело.
На берегу реки было много ребят.

 

Стояла тёплая погода.
Солнце сильно грело.
По дороге бегали грачи.
Вдруг прилетел большой ястреб.
Он схватил когтями одного грача.
Ястреб с добычей поднялся в воздух.

Нашу кошку зовут Мурка.
Головка у Мурки круглая.
Глаза у неё карие.
Шерсть густая, мягкая.
На лапках у кошки коготки.
Мы кормим её молоком, творогом, мясом.

Д–Т

Ж–З

С–Ш

Ц–Ч

Литература

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М., 1991.
  2. Волкова К.А. «Произношение: Школа глухих» - М., 1985.
  3. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Контрольные работы в начальной школе по чтению» - М., 1996.
  4. Игры в логопедической работе с детьми. – М., Кондакова М.Ф. «Диктанты и другие материалы для дифференциации смешиваемых букв» - М., 1964.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» - М., 1983.