Урок музыки во 2-м классе "Портрет в музыке". Знакомство с инструментами симфонического оркестра

Разделы: Музыка


Музыкальный материал: Прокофьев С.С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»; Равель М. «Красавица и чудовище».

Цель урока: Создание персонажа по мотивам музыкальных произведений.

Задачи:

  • формирование целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;
  • познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности;
  • на музыке С.С.Прокофьева учить детей анализировать музыкальное произведение, особенности музыкального языка композитора;
  • воспитание эстетического вкуса, культуры слушания, творческого «видения» музыки.

Методы:

  • наглядный (карточки и картинки муз.инструментов);
  • практический (работа в группах);
  • творческий;
  • словесный;
  • частично-поисковый.

Формы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Ход урока

Разделы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Музыкальное приветствие.
- Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке слушания музыки, об этом мы попробуем сказать вместе. Чему нас учит музыка?
- Какое настроение было у вас, когда вы шли в школу?
- Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может изображать?

- Умению слушать, понимать и чувствовать

Ответы детей.

- А какие картины может изображать музыка?

Вот мы и подошли к теме урока. Кто может её назвать?

Картины природы, образы людей, животных…
Портрет в музыке.

2. Формулирование темы, целей урока

Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.
Сегодня я предлагаю вам послушать «музыкальные портреты». 

 

3. Открытие нового знания
Слушание М.Равеля «Красавица и Чудовище» из сюиты «Моя матушка-гусыня»

Послушайте пьесу Мориса Равеля «Красавица и чудовище».
- Послушайте и «нарисуйте» всё, что вы «увидите».
- Обратите внимание на звучание музыкальных инструментов, они вам помогут.
Беседа. Морис Равель – французский композитор. В 1908 году им были написаны пять пьес для детей. Автор, словно чародей, раскрыл двери волшебного музыкального замка, в котором обитают герои старых сказок. Он объединил их в оркестровую сюиту под названием «Моя матушка - Гусыня». Это произведение он посвятил детям его друзей Мими и Жану. Имя Матушки-Гусыни носит сказочница, изображавшаяся с гусиными лапками, которой приписывались многие народные сказки.
Четвертая пьеса - «Красавица и чудовище» – самая интересная, и как вы услышали, контрастная и яркая по музыкальному языку.
Сюжет французской сказки очень похож на сюжет «Аленького цветочка»: безобразное чудовище своей добротой завоевывает любовь красавицы и превращается в прекрасного принца.

Слушают и выполняют задание учителя.
Ответы учащихся.

Образ Красавицы представлен как вы сказали духовым инструментом. Это деревянный духовой инструмент КЛАРНЕТ, он и поет такую изящную и нежную мелодию.
- Давайте послушаем тему Красавицы и «нарисуем» ее, какими краски вы применили бы, какой вы ее представили?
А образ Чудовища исполняет вот такой большой инструмент под названием ФАГОТ.
Тему Красавицы исполняют духовые инструменты,
а Чудовища громкий и резкий по звучанию инструмент.
- Что дальше происходит? Ответы детей.
Вдруг все обрывается генеральной паузой. Слышится глиссандо арфы и волшебный звон треугольника. Чудесное превращение Чудовища в прекрасного принца свершилось: его тяжеловесный, неуклюжий прежде мотив становится мелодией солирующей скрипки в высоком регистре с флажолетами, а затем солирующей виолончели.
«Я умираю счастливым, так как мне выпала радость увидеть вас еще раз». — «Нет, мое дорогое Чудовище, вы не умрете: вы будете жить, чтобы стать моим супругом!...» Чудовище исчезло, и она увидела у своих ног принца, более прекрасного, чем Амур, который благодарил ее за то, что она положила конец волшебству
Между темами возникает диалог, а затем они объединяются и звучат все более взволнованно и пылко.

4. Применение нового знания.
Прокофьев С.С. «Монтекки и Капулетти», из балета «Ромео и Джульетта»;

Прослушивание произведения «Танец рыцарей»
- Какая по характеру эта музыка?
- Какие черты характера рисует нам эта музыка?
Прокофьев, задумал его в жанре величавого шествия, как торжественный марш с суровым оттенком. 
- Какой по жанру этот фрагмент?
- А как вы догадались?
- Какими вы представили рыцарей?
- Какие цвета подобрали?
Просмотр видео и обсуждение вместе с учителем.

 

Ученики дают характеристику
- гордость, высокомерие
- марш
- пульс, пунктирный ритм…

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие герои понравились сегодня на уроке?
- Почему?
- Кто может описать портрет понравившегося музыкального образа маме или другу?

 

6. Подведение итогов

Мы еще раз убедились, что если внимательно слушать музыку, можно представить образы. Передающее данное произведение. Можем «увидеть» этих героев и создать их Портрет.