Использование творческих приемов и заданий на уроках музыки

Разделы: Музыка


«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно
разбудить для полета. Творчество - вот имя этой птицы!»

Сухомлинский В.А.

Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, тем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Творческие способности развиваются у учащихся на начальном этапе обучения в школе и проявляются в самостоятельном созидании чего-то нового, необычного и оригинального.

Одним из этапов  музыкальной культуры, формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Для раскрытия творческих способностей детей  применяются активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что в свою очередь воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка, влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. На уроках музыки, начиная с первого класса мы часто рисуем услышанное произведение. И все, что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке.

Цвет рисунка играет огромную роль. Темные, холодные тона, считаются проявлением отрицательных эмоций, отрицательного отношения к изображаемому, а светлые, теплые тона считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

На уроках музыки усвоению нового материала и обобщению пройденного помогает игровая деятельность, которая проявляется в вокальных, ритмичных, двигательных импровизациях, сочинении музыкальных сказок, музыкальных фраз, предложений; игр на определение музыкального лада в произведении, характера героев, замысла композитора.

В 3 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» – учащиеся придумывают различные сказки (песни), которые построены в форме рондо, а также сами сочиняют ритмическое рондо.

Во время прохождения темы «Оркестр народных инструментов» или «Симфонический оркестр» ребята воображают себя настоящими музыкантами, дирижерами и импровизируют исполнение оркестром симфонического или народного произведения. Здесь можно использовать «Маленькую ночную музыку», «Рондо в турецком стиле» или  фрагмент симфонии № 40 В.А.Моцарта; «Плясовые наигрыши» в исполнении русского народного оркестра.

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме «Народная и композиторская музыка»  применяются следующие задания:

  • нарисовать иллюстрацию к русской народной песне или произведению русских композиторов
  • нарисовать цветовые ассоциации
  • подобрать или сочинить частушки на школьную тему
  • изготовить шумовые инструменты
  • придумать движения для  хоровода
  • написать мини-сочинение на тему «Мое отношение к русской народной музыке»
  • составить и разгадать кроссворд
  • выполнить тестовое задание
  • задания на сравнение (общее и различие)
  • собрать слово и объяснить его значение (симфония – фомнисия)

Одновременно у учащихся происходит формирование музыкальной грамотности, ведь без знаний элементарной теории музыки обойтись невозможно. Идет знакомство с такими понятиями, как динамические оттенки, тембр, регистр, темп, форма произведения, длительности нот, которые являются художественно-образным языком музыки. Известно, что у учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление, поэтому музыкальная терминология вводится на уроках постепенно. Стараюсь преподносить эти понятия детям как можно интересней и нагляднее, и для этого подбираю различные стихи и сказки, рассказы, ребусы, загадки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях. Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки.

Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, героев произведений активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными и веселыми.

На уроках применяется работа с карточками. Если звучит веселая музыка, дети показывают карточку «солнышко улыбается» (мажор), звучит грустная музыка – «солнышко грустит» (минор). При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и показывают его.

Одним из примеров творческих приемов является «Сказка о темпах в музыке».

Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучания музыки. Желающих участвовать было очень много, но выбрали всего пять самых достойных участников. Это были музыкальные темпы. Первый темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали Очень Быстрый (presto-очень скоро). Второй темп готовился очень мало и прибежал к финишу четвертым. Его прозвали Медленный (lento - медленно).

Третий темп долго тренировался и прибежал вторым Быстрый (allegro - скоро).

Четвертый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый его прозвали Умеренный (moderato - умеренно).

А пятый темп вообще не готовился и пришел к финишу последним. За это его назвали Очень Медленный (adagio - очень медленно). Вот откуда произошли названия музыкальных темпов.

С помощью загадок, развивающих фантазию, учащиеся с интересом включаются в мыслительное творчество. А ведь загадки - это еще и источник новых знаний.

Примеры загадок:

В нем четыре музыканта, виртуоза и таланта.
Пропоют любой мотив. Как зовется коллектив? (Квартет)

В классе мы билет купили и вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели, весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали, все мы любим …(оперу)

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент! (Дирижер)

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,
Лад, в котором мы играли называется…(мажор)

Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Это лад печальный, грустный, называется…(минор)

Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят.
И с улыбкой в день весенний все поют про день рожденья.
Голоса как на подбор. Выступает детский…(хор)

При изучении динамических оттенков можно применять следующие приемы и задания:

Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них ярче, выразительнее, красивее и почему?

Вывод: динамические оттенки – это музыкальные краски, благодаря которым любая пьеса или песня звучит выразительно.

Показ карточек:

  • f - форте – громко
  • mf - меццо - форте - не очень громко
  • р - пиано - тихо
  • sf - сфорцандо - внезапно громко

- Сейчас я расскажу вам сказку про кота, по ходу чтения сказки я буду вам показывать цветные карточки, а вы называйте динамические оттенки, соответствующие этому цвету.

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.
Очень р всегда он ходил, f настойчиво кушать просил,
Да mf на печке храпел, вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон, вот такой…Будто затеял с мышами он бой.
f  Крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.
 В страхе тут мыши р взмолились: - Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Tyт mf воскликнул кот: «Брысь!» И в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:
Мыши  р вышли из норки, f хрустя, съели хлебные корки,
Потом mf смеясь над котом, они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, sf чихнул, к стене повернулся, и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались, до вечера над ним потешались.
Вот и вся сказка.

На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, загадки, ребусы, сочиняют музыкальные сказки.

На уроках музыки происходит развитие и ассоциативного мышления, ведь современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей. Их нужно заинтересовать необычными формами знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому нужно включать нестандартные формы уроков: урок-дискуссия, урок-состязание, урок - музыкальная викторина, урок-концерт, а также различные творческие задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся. С помощью ИКТ урок музыки становится более красочным и информативным. В среднем звене применяется метод проектов, где учащиеся с помощью медийных технологий занимаются созданием афиш концертов, коллажей «Авторская песня», «Песня года», «Мои любимые песни», выпускают газету «Современные исполнители».

Начиная с первых уроков музыки учащиеся используют двигательные движения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом, одновременно обозначая фразировку.  Так постепенно отрабатывается навык дирижерского жеста, определяется характер музыки.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием  может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся, что дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Развивая музыкально - творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.»
(В.А.Сухомлинский)