Жилища народов мира

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить воспитанников с необычными жилищами людей разных национальностей.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с тем, что конструкция жилища зависит от природных условий;
  • обогатить словарный запас, развивать связную речь, память и логическое мышление;
  • воспитывать в детях доброту, отзывчивость к людям других национальностей.

Методы: наглядный, практический, словесный.

Формы: фронтальная, групповая работа.

Средства: мультимедийные средства, наглядный материал.

Приемы работы: игра-путешествие, показ презентации, дидактическая игра «Разрезные картинки».

Ход беседы

1. Организационный момент (приветствие, настрой на работу, представление гостей)

2. Вводная часть

Сейчас нам Саша прочитает стихотворение, а вы мне ответите, о чем мы будем говорить на занятии:

Когда-то люди жили
Без крыш над головой,
Защитой скалы были
И леса кров живой.
Мелькает год за годом,
Идет за веком век,
Зависеть от природы
Не хочет человек.
Полезные орудья,
Создав своим трудом,
Сильнее стали люди,
И вот – построен дом!
Пройдут тысячелетья,
И люди разных стран
Внесут в постройки эти
Уменья и талант.

(Ответы воспитанников). Тема нашей беседы «Жилища народов мира».

Слайд 1

Сегодня на занятии вы узнаете, какие дома были в древности и почему на разных континентах люди строили себе жилища определенного вида.

- А что такое жилище? Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы воспитанников).

Словарь Ожегова дает нам точное толкование этого слова: (Воспитатель зачитывает определение из словаря).

Жили́ще — сооружение, место, в котором обитают люди или (и) животные. Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.

Слайд 2

Самым первым жилищем человека была пещера. Это углубление в скале, где можно было укрыться от непогоды и диких зверей, развести костер и приготовить еду.

- Как вы думаете, ребята, удобно было жить  людям в пещере? (Ответы воспитанников).

- Поэтому человек решил построить дом.

Слайд 3 (Появление на экране многоэтажного дома и русской избы)

Как вы думаете – как называются эти сооружения? Для чего они нужны? Кто живет в этих домах? (Ответы воспитанников).

– Мы, дети и взрослые, люди. А кто мы по национальности? (Ответы воспитанников).

Слайд 4

Правильно, а есть народы разных национальностей, и живут они в необычных домах. В зависимости от климата местные жители сооружают теплые или холодные постройки, временные или постоянные жилища. Посмотрите на экран, как вы думаете, людей каких народов вы видите?

3. Основная часть

Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие по странам мира, чтобы посмотреть - какие дома строят представители разных народов и  как живут люди в разных уголках Земли.

Земля наша большая, и чтобы попасть в нужное нам место назначения быстро, потребуется высокоскоростной транспорт. Поэтому путешествовать мы будем на…воздушном шаре.

Слайд 5

И начнем мы путешествие с нашей родной страны. Ребята, а кто из вас знает, как называлось жилье человека на Руси? (Ответы воспитанников).

Слайд 6

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такой дом назывался изба. Особые требования предъявлялись  к строительному материалу. Русские люди предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло. Изба строилась основательно, «на века», место для неё подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме. В избе выкладывалась печь, которая и кормила, и грела в суровые зимние морозы, и лечила.

- Как вы думаете, почему в России дома строили из бревен? (Ответы воспитанников).

Ну вот, с жилищем русского человека мы познакомились. Но перед тем, как отправиться дальше в путь, я вам хочу предложить вот что: у нас здесь есть  карта мира, давайте на ней обозначать места, где мы уже побывали. На карту прикрепим картинку с изображением жилища русского человека. Напомните мне, как оно называется? (Ответы воспитанников).

А сейчас мы совершим путешествие к холодному северу.

Слайд 7–8

Этот дом называется иглу. Поистине потрясающее изобретение,  которое придумали  эскимосы Аляски. Сами понимаете, на Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А из чего строили иглу вы узнаете, отгадав загадку:

Слайд 9

На дворе - горой.
А в комнате - водой? (Лёд)

Слайд 10

Правильно, лёд! На Аляске всегда под руками лед, поэтому эскимосы и стали строить себе купольные дома из ледяных плит. В иглу нет окон, чтобы не выпускать теплый воздух, и внутри всегда горит очаг, чтобы было тепло. И, как это ни странно, но в доме действительно достаточно тепло. Издали иглу немного похож на яйцо, врытое наполовину в землю. Внутри дома все устилалось шкурами для тепла.

Перед тем, как отправиться в дальнейшее путешествие, давайте прикрепим картинку с изображением домика эскимоса на карту. Подскажите мне, как он называется? (Ответ воспитанников).

Дальше мы с вами отправляемся в полёт к берегам Америки.

Слайд 11–12

Переместимся на другое полушарие Земли, в Северную Америку. Традиционное жилище местных индейцев называется вигвам. Это название знакомо каждому любителю фильмов про индейцев. Шалаш конусной или пирамидальной формы, основа которого – тонкие стволы деревьев, покрытые  корой вяза или березы, а иногда тростником. В крыше вигвама расположено отверстие, предназначенное для выхода дыма от костра. Это - дом индейца Северной Америки.

Слайд 13

Другой распространенный вид жилища индейцев называется типи. В отличии от вигвама он покрыт сшитыми  кожами бизонов и оленей. В зависимости от размера, для изготовления такого жилища требовалось от 10 до 40 кож. Внутри типи от места соединения шестов к земле спускался ремень, который был привязан к особым колышкам и служил якорем на случай сильного ветра. В центре располагался очаг, вокруг которого сосредотачивались спальные места. В крыше обязательно оставлялось отверстие для дыма. Типи, также как и вигвамы, легко разбирались и также легко собирались и важным преимуществом их была мобильность.
Трудно поверить, но и сейчас люди, поддерживающие традиции коренного населения Америки и по сей день живут в таких шалашах.

Ребята, чей же это дом? (Ответы воспитанников)

Правильно, индейца. (Фото индейца)

Слайд 14

Посмотрите на этого индейца. Сейчас я расскажу вам, почему у него одеты перья. Индейцы много воевали. Тем индейцам, которые совершали подвиги, давали перо самой благородной и сильной птицы — орла. У нас за подвиги дают медали, а индейцам - перья. Как вы думаете, ребята, вот этот индеец, которого вы видите на экране, много совершил подвигов? (Ответы воспитанников).

Прежде чем продолжить наш полёт, подойдём к карте и прикрепим картинку с изображением дома индейца, который называется…Подсказывайте! (Ответы воспитанников).

Слайд 15

И путь наш лежит в степь, где с незапамятных времен живут киргизы.

Слайд 16

Люди этой народности живут в юрте, так называется жилище полукруглой формы с войлочным покрытием. Юрты можно переносить с места на место, что очень практично и удобно, потому что люди, которые в них живут, не останавливаются долго на одном месте, а кочуют, так как стадам оленей и лошадей, которые они пасут, нужна постоянно свежая пища. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Кыргызстана ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через специальное отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Оно же служит днем для освещения, а ночью легко прикрывается, что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду боковые части юрты поднимаются вверх, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны, позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени.

С жилищем киргизов мы познакомились, давайте на нашу карту прикрепим картинку с изображением…(Ответы воспитанников)

Ну что, полетели дальше?

Слайд 17

Наш путь лежит в горы, на Кавказ. И, так как перелёт предстоит долгий, давайте с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку.

4. Физкультминутка

Ребята, а как вы думаете, дом нужен только людям? (Ответы воспитанников)

- Дом нужен не только людям – большинство животных  строит себе жилище или находит его.

(Игра “Дупло, нора, гнездо”: называется животное или птица, воспитанники  изображают жилище руками).

Отлично мы с вами размялись, и теперь можем продолжить наше путешествие на Кавказ.

Слайд 18

Каменное жилище кавказских жителей называется сакля. Строится оно из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище, и своего рода, крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и  быть невысоким и не иметь окон. Земляной пол и очаг посередине – вот скромное убранство такого дома.

- Ребята, а как вы думаете, почему жилище горцев было из камней, а не, например, из брёвен? (Ответы воспитанников).

Мы с вами познакомились с жилищем горцев, перед тем как продолжить путешествие, подойдём к карте и прикрепим на неё картинку с изображением … (Ответы воспитанников).

Слайд 19

А мы с вами отправляемся дальше в полёт! А куда мы полетим, вы узнаете, отгадав загадку:

Самый тёплый материк
Живописен и велик.
Тут живёт среди саванн
Много львов и обезьян. (Африка)

Слайд 20–21

Традиционный круглый дом народов Южной Африки называется рондавель. Строительный материал самый, что ни на есть дешевый: песок, навоз, трава, конусная крыша делается из тростника.

- Какой климат в Африке? (Ответы воспитанников).

Стены из жердей и тростника допускают сквозное проветривание, необходимое в жарком и влажном климате. Большие свесы крыш спасают от ливневых дождей и лучей солнца. При строительстве хижин в низинах их поднимают над уровнем земли или воды на деревянных сваях для защиты от затопления. В таком доме свежо, легко дышится, а чтобы не докучали комары и москиты, в стены вплетаются ароматические травы.

Прикрепляем на нашу карту последнюю картинку с изображением дома жителей Африки, который называется…(Ответы воспитанников).

Ну, а теперь пришло время отправляться нам домой. Садимся в наш воздушный шар….

Слайд 22

Ой, что это? Ой, кто это?

Выходит Бармалей.

Бармалей: Ага, дорогие детки! Куда это вы собрались? Никуда вы не полетите, пока не пройдете испытания, которые я вам приготовил!

Испытание 1.

Бармалей: Вот здесь, на столе, как вы видите, стоят макеты домов. У меня приготовлены таблички с названиями  жилищ народов мира. Вам надо правильно расставить эти таблички около домов.

Испытание 2.

Бармалей: Ладно, с этим заданием справились…Тогда следующее испытание: загадки!

Каждый индеец и каждый шаман
Солнечным домом считает...(вигвам)

Посреди степи,
Как большая юбка,
Домиком стоит
Красочная...(юрта)

Эскимосский дом, нора.
И пока кругом пурга
Ни за что я не покину
Этот снежный тёплый...(иглу)

Для защиты жилища у горца есть сабля,
А жилище само называется...(сакля)

В Южной Африке круглей
Дома нет чем...(рондавель)

Книга- раздвига
О четыре листа,
А серёдка пуста. Что это? (Изба)

Испытание 3.

Бармалей: Тут у меня конверты есть, в которых есть задание для каждого из вас. Справитесь - так и быть, пущу вас на воздушный шар. А если нет - то вы здесь останетесь, в Африке, а я полечу мир смотреть!

(Каждому воспитаннику даётся конверт, в котором находится изображение куклы в национальном костюме.  Необходимо куклу поставить около своего национального жилища).

Бармалей: Эх, придется вас, видимо, домой отпустить! Вы молодцы, внимательны были в путешествии, всё запомнили, поэтому все испытания  и прошли..Ладно, прощайте, летите домой!

Слайд 23

5. Подведение итогов

Слайд 24

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось?

- Что нового вы узнали?

- В каких странах мы сегодня были?

(Ответы воспитанников).

Слайд 25

- Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Дома строят в зависимости от климата из разных материалов.

- Одинаковые у людей жилища? Из чего были построены разные дома?

- Люди строили свои дома из того, что их окружало: из снега, камней, тростника, глины и бревен. Как вы считаете: можно ли было жить на севере в хижине из тростника? Почему? А в степи в каменном доме?

- Часто люди строили переносные жилища, чтобы при необходимости можно было разобрать свой дом и перевести его в другое место. В степи и в тундре мало корма для животных, и людям приходилось постоянно перемещаться. А там, где было много воды и травы, у леса наши предки строили деревянные дома.

Вика читает стихотворение:

В горах, на равнине, в дремучих лесах,
В горячей пустыне, в холодных краях –
Повсюду. Где ценят терпенье и труд,
Дома будут строить, где люди живут.
Степные кочевники в юртах живут,
Жилище индейцев вигвамом зовут,
В России изба была лучшим жильем;
Но каждому все же милее свой дом!

Люди разных народов отличаются цветом кожи, у всех разные обычаи и традиции, все народы говорят на разных языках. Но, оказывается, все люди, которые живут на планете Земля, между собой очень похожи. И конечно человеку любой национальности нужен свой дом, где его любят и ждут. Поэтому все стремятся к одной цели — построить такое жилище, в котором можно было бы не только соорудить очаг и укрыться от непогоды, но и чувствовать себя уютно и комфортно.< /p>

На этом наше занятие подошло к концу, благодарю всех за внимание и прощаюсь с вами до следующей встречи.