Инновации в образовании

Разделы: Иностранные языки


Модернизация системы образования, ее гуманизация и демократизация активизируют инновационные подходы к организации педагогической деятельности.
Возрастающая динамика инновационных процессов в образовании подтолкнула современную науку обратиться к проблемам инновации и выделить их в число приоритетных направлений в виду того, что образование выступает одним из ведущих факторов социокультурного и экономического развития общества.

Любая инновационная деятельность требует особых приемов управления, новых методов, средств и форм организации образовательного процесса, мониторинга вводимых инноваций. Объектами инновационной деятельности могут выступать и образовательные учреждения, и система воспитания и обучения, и отношения между обучающимися и педагогами, и организационно-педагогические и психолого-педагогические условия в учреждении.

По мнению большинства специалистов, способность к изменениям в образовании является одним из решающих факторов развития образовательного учреждения как конкурентоспособного на рынке образовательных услуг.

Инновационная стратегия отечественного образования характеризуется специфичными чертами:

  • оперативной готовностью административного и педагогического работника к происходящим переменам в общественной жизни;
  • способностью личности к развитию инновационного потенциала;
  • способностью личности к предвосхищению событий на основе переоценки старых ценностей и разумного сочетания новых ценностей с традиционными;
  • способностью к высокой коммуникации, социальному партнерству в новых ситуациях.

И неоспоримым является тот факт, что образовательное учреждение, находясь в так называемом «инновационном поле», приобретает некий иммунитет социальной безопасности, защищенности как для обучающихся, так и для педагогических кадров.

Переход к новому качеству системы образования в настоящее время характеризуется в основном изменениями, включающими внедрение отдельных инновационных методик по воспитательной  или образовательной деятельности.

В связи с этим возникают вопросы: в чем сущность инноваций в образовании? Каковы критериальные подходы к оценке инновационной деятельности? Каким образом осуществлять в образовательном учреждении мониторинг инновационной деятельности?

Каким же должен быть современный педагог? Он должен обладать творческим мышлением, творческим воображением, интуицией, стремлением к развитию своих потенциальных возможностей.

Основная специфика деятельности педагога обусловлена стратегическими задачами:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • адаптация  их к  жизни в обществе;
  • формирование их общей культуры;

В связи с этим инновационное обучение создает новый тип организации образовательного процесса- наличие комфортности, благоприятного морально-психологического климата в коллективе, высокий профессионализм педагога, направленный на качественное образование, содружество и сотворчество с обучающимися.

Согласно исследованиям В.Я.Ляудис, в ходе реализации инновационных форм обучения происходит совершенствование партнерских взаимоотношений школьников со сверстниками и взрослыми. Такой диалог равноправного партнерства неизбежно приводит к развитию и становлению мотивационных, интеллектуальных, коммуникативных компонентов инновационной деятельности, в которой обучающийся выступает активным субъектом, инициативным партнером.

Любая инновационная деятельность, реализующая то или иное нововведение в практику образовательного учреждения, характеризуется инновационным поведением субъектов этой деятельности, их компетентностью, заинтересованностью и, конечно, наличием инновационного потенциала.

Инновационный потенциал педагога - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

Таким образом, чтобы работать эффективно в «инновационном образовательном поле» педагог должен обладать целым комплексом профессионально-значимых и личностных качеств:

  • общей культурой (эрудиция, образованность, стремление к постоянному самосовершенствованию, ценностные ориентации, личностные качества);
  • психолого-педагогической культурой (знание основ общей, возрастной, педагогической психологии, педагогики, владение основами педагогической поддержки, знание специфики работы с разными категориями детей - одаренными, детьми «группы риска», с ограниченными возможностями;
  • профессиональной педагогической культурой (специальные теоретические знания и способы деятельности, владение методиками  и новыми образовательными технологиями, уровни профессиональной педагогической культуры педагога: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный);
  • инновационной культурой (создание, восприятие, оценка, освоение и применение педагогом педагогических новшеств);
  • коммуникативной культурой (позитивное отношение к детям, родителям, коллегам, способность к сотворчеству, содружеству, бережное отношение к индивидуальности ребенка);
  • организационной культурой (мобильность соотношения управленческих и исполнительских функций);
  • исследовательской культурой (инициатива, нестандартность мышления, позитивное отношение к инновациям, использование методов инновационной деятельности).

К вышеназванным параметрам можно добавить следующие: наличие ключевых компетенций у педагога, его открытость ко всему новому, что базируется на толерантности личности и гибкости мышления, высокий уровень развития творческого потенциала педагога. Решающими факторами развития инновационного потенциала педагога являются инновационные процессы, происходящие как в системе дополнительного образования, так и в системе повышения квалификации.

Ведущую роль в развитии инновационной деятельности в образовании занимает творчество педагогических работников.

Основу педагогического творчества составляют:

  • индивидуально-психологические свойства личности (критичность мышления, сосредоточенность);
  • психические процессы (интуиция, воображение, зрительная и слуховая память, развитое мышление).

Компонентами педагогического творчества являются:

  • креативность;
  • саморефлексия;
  • коммуникативные умения педагога;
  • методическая компетентность;
  • инновационная компетентность;
  • педагогическая техника;
  • профессиональная позиция педагога;
  • профессиональная педагогическая культура.

Деятельность современного учителя в рамках инновационной деятельности должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать, но и уметь применить на практике основные педагогические теории, творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.