Применение игровых педагогических технологий в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время изменился подход к коррекционному обучению и воспитанию, вырос интерес к проблеме оказания педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего эти дети слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены, не все умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Для более полноценного развития дети данной категории должны обладать определенными умениями и навыками. Поэтому максимальное овладение социально-бытовыми умениями и навыками, умение ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно, - это основная цель работы воспитателей с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ. Так как подход к таким детям несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, очевидно, что для решения данной проблемы педагогам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие адаптацию таких детей в социуме.

В своей работе при формировании вышеуказанных навыков в воспитательном процессе применяю такие методы и приемы, как дидактические игры, специальные упражнения и игровые ситуации, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку, подражание действий воспитателя, совместные действия воспитателя и воспитанника, самостоятельные действия ребенка.

Почти нет педагогов, которые не испытывали бы затруднения в организации детей с ОВЗ для выполнения ежедневно повторяющихся действий для овладения ими культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Учитывая моторную недостаточность, незрелость эмоционально-волевой сферы, слабую активность и инфантильность присущую данной категории детей, это самые трудные и даже неприятные дела в их жизни. Им трудно, а поэтому скучно шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, убирать игрушки и т.д. Избавить от этих дел ребенка воспитатель никак не может (из соображений полезности для здоровья и в воспитательных целях). Избавить нельзя, но привлечь иногда игру или игровую ситуацию для этих целей можно.

Примером могут служить исследовательские игры. Они вызывают у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт, развивают познавательную активность. Руководствуясь календарным планированием, мною было проведено воспитательное занятие в форме опытной лаборатории «Все тайны мыла».  В процессе игры дети закрепили и систематизировали знания о мыле: из чего оно сделано, его свойства и качества, для чего люди используют в своей жизни, как его правильно применять, как беречь.

Особое место в планировании воспитательной работы в данном направлении отводится практическим играм и игровым упражнениям для формирования и развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

«Водичка – водичка»

Цель игры: овладение детьми рядом последовательных действий необходимых для мытья рук.

«Белые перчатки»

Цель игры: научить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

«Делаем причёску»

Цель игры: учить воспитанников держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо использовать разнообразные гигиенические средства - специальные щеточки для рук, твердое мыло, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором, способствующие выполнению данных навыков с минимальной помощью взрослых.

В то же время игры на развитие мелкой моторики предоставляют большие возможности по овладению детьми навыками застегивания пуговиц, шнурования и завязывания шнурков.

Для того, чтобы игры не были скучными в их проведение можно вносить соревновательный момент.

- «Кто быстрее соберёт игрушки?», «Кто аккуратнее соберёт тарелки?», «Кто быстрее подготовится к уроку». Эти игры уже относятся к таким делам, где воспитанник становится помощником взрослого.

Для повышения интереса воспитанников к процессу проведения практических игр и упражнений использую потешки, пословицы и поговорки. Они удивительным образом совмещают в себе глубокую народную мудрость, легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений. 

Например, во время умывания можно вспомнить потешку:

Раз, два – засучили рукава.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время одевания:

У девочек и мальчиков
Зимою мёрзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам надеть?

Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.

Нельзя не сказать, что особое место в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания младших школьников занимают дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

В ходе проведения работы в данном направлении использую такие дидактические игры как:

«Подбери правильно»

Цель игры: уточнять и закреплять знания предметов сезонной одежды.

«Найди пару»

Цель игры: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.

«Перемешанные картинки»

Цель игры: закреплять знания детей о предметах гигиены и их назначении.

«Что сначала, что потом»

Цель игры: развивать понимание причинно-следственных отношений.

«Разложи по порядку»

Цель игры: закреплять порядок выполнения режимных моментов.

Также, формируя культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, создаю проблемные ситуации: «Купила фрукты, давайте будем их кушать», «Одной расческой всем причешем волосы», «Почему при одевании на улицу мы варежки надеваем последними?» и другие.

Таким образом, учитывая, что все необходимые умения и навыки младшие школьники способны усваивать в процессе игровой деятельности, то в организацию и проведение режимных моментов и воспитательских часов необходимо включать дидактические игры и разнообразные игровые упражнения, которые направленны на формирование и развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом процесс обучения навыкам самообслуживания у детей данной категории должен осуществляться с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являются регулярность занятий, их вариативность в организации и проведении, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки станут осознанными действиями, а затем и привычкой.

Литература

1. Акулова О.В. Солнцева О.В. Образовательная область: «Социализация. Игра», СПб: Детство Пресс 2012.

2. Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии». М.: Владос, 2004.