Конспект урока литературы в 11-м классе. Тема: «Авторская песня»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (957 кБ)


Цели урока:

  • показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры   страны;
  • показать значение творчества поэтов;
  • помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
  • развивать сплоченность коллектива через совместное обсуждение интересующих вопросов.

Оборудование: презентация, записи песен. В начале и в конце урока звучит песня О.Митяева "Как здорово, что все мы здесь...", на входе в класс учащиеся и гости получают листочек с изображением гитары.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока (на доске + эпиграф), объяснение работы на листочках (оценки выступлений, мысли об авторах и их творчестве, возникшие вопросы, материал для сочинения, оценка урока и т.п.), информация о д\з (по фразе Н.Гоголя).

Как мало истинных поэтов,
Рождает праведная Русь.
Их песни в муках были спеты,
Но мы их помним наизусть.

Основная часть

Слово учителя.

"Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка".  (Н.В. Гоголь)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэтов-песенников, обсудим некоторые их произведения.

- Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, со своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.

- Авторская песня  противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова...Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...

- Кто же такие барды?

Cообщение  ученика.

Притча:

Давным-давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.

- Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.

- Во все времена были поэты, которые странствовали по городам и весям и пели свои стихи о любви, о мире и войне, о человеке, Боге и власти, о дружбе и предательстве... Менестрели, трубадуры, барды... Темы их творчества важны и понятны всегда и для всех.

- Как называются эти темы? (вечные)

Краткие сообщения учащихся о Вертинском, Визборе, Киме, Окуджаве, Высоцком, Макаревиче, Гребенщикове, Талькове, Розенбауме (выступление идёт в сопровождении фонограммы, звук по необходимости убирается).

Требования к выступлению: события, которые повлияли на творчество и личность автора; основные темы творчества; декламация выбранного произведения с комментарием (чем привлекло), регламент- не более 3 минут.

Заключение

- Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

- Сегодня мы говорили о творчестве лишь некоторых представителей авторской песни – рассказать обо всех не хватит множества уроков. Тематика их песен очень разнообразна и обширна.  Лучшее признание для поэта – постоянное обращение к его песням. Фонограмма песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Рефлексия

В начале урока ребятам раздавались листочки в форме гитары, на которых они записывают свои впечатления в течение урока, теперь листочки сдаются, учитель анализирует отзывы и сообщает информацию об оценках (наиболее интересные по отзывам выступления - дополнительная оценка) и впечатлениях на следующем уроке.

Домашнее задание

Миниатюра на основе материала урока - аргументация высказывания Н.Гоголя (см. цитату в начале урока).

Примечание: для урока выбраны фонограммы

1. А.Вертинский "Только раз бывает в жизни встреча..."

2. Ю.Визбор "Солнышко лесное"

3. Ю.Ким "Нелепо, смешно, безрассудно, безумно..."

4. Б.Окуджава "Виноградную косточку в тёплую землю зарою..."

5. В. Высоцкий "Здесь лапы у елей дрожат на весу..."

6. А. Макаревич "Перекрёсток семи дорог"

7. А.Розенбаум "Вальс-бостон"