Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия "Битва за Москву"

Разделы: Патриотическое воспитание


Понятие «гражданско-патриотическое воспитание» подразумевает систематическую и целенаправленную работу по формированию патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.

Обратимся к словарю В.И.Даля. Слово «патриот» он трактует как «любитель отечества». Современное объяснение этого слова звучит иначе: это любовь Родине.

Приближается великая дата в истории нашего Отечества – 74-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник с особым подъёмом отмечается не только русским народом, но и народами многих стран, которых затронула Вторая мировая война.

Программа дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту также включает гражданско-патриотическое воспитание как один из методов воспитания достойного гражданина своей Родины.

Самым известным и эффективным способом воздействия на детей дошкольного возраста является беседа. Ребёнок охотно делится своими впечатлениями от увиденного и услышанного. И очень важно поинтересоваться у детей, о чём бы они рассказали, если бы вопрос звучал так: «Что я люблю?» или «Что ты считаешь самым близким?»

Работу по этому направлению можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Что же можно любить? Мама, папа, мороженое – это далеко не полный список обожаний. Необходимо привести ребёнка к мысли о том, как он относится к своему дому. Ведь любовь к Родине начинается с любви к родному дому. А дом - не просто квартира. Это место, где живут самые родные и близкие люди, где мы чувствуем себя в безопасности. Здесь человек учится ходить, говорить, делать уроки, здесь ему объясняют, что хорошо, а что плохо. А близкие люди делают дом светлым и тёплым.

Так, постепенно происходит переход к другим жизненно важным ценностям. Это семья. Невозможно вне семьи воспитать истинного гражданина и патриота. Семья – ячейка общества. А для маленького человека это пока центр мироздания. Семья – семь (7) Я. Предложите детям посчитать: папа, мама, ребёнок, две бабушки и два дедушки. Семья – это самые близкие, самые дорогие для нас люди. Семья рождается от любви и живёт с любовью, преданностью, пониманием. Семья – основа страны. «Крепкая семья – крепкая держава».

Одним из заключительных этапов данных бесед – предложить нарисовать семейное дерево, привлекая к этой работе родителей. Опыт показывает, что родители охотно подключаются к этому. Фантазии нет конца, тем более, что взрослые, проделав генеалогическое исследование собственной родословной, обнаруживают новые или забытые факты своей семейной истории. Исследование приводит к выводу: нельзя быть «Ванькой, не помнящим родства».

Таким образом, своеобразное сотрудничество родителей и педагогов выступает основным фактором эффективности гражданско-патриотического воспитания. С одной стороны ребёнок или детский коллектив, с другой – родители и педагоги.

В современном мире остро стоит вопрос воспитания подрастающего поколения. Задачей педагогов, которую поставило перед нами государство, заключается в том, чтобы из стен учебных заведений выпускались не только грамотные молодые люди. Входя в жизнь с определённым багажом профессиональных навыков, это должны быть ещё и физически и нравственно здоровые граждане Российской Федерации, умеющие ценить и защищать семейные и народные традиции, интересующиеся своей страной и своей историей, защищающие родную природу.

Великий русский поэт А.Н.Некрасов написал: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

БИТВА ЗА МОСКВУ

(конспект занятия по окружающему миру в старшей группе ДОУ)

Цель:

  • Познакомить детей с героическими страницами истории России иподвигах русских солдат в сражении под Москвой;
  • Развивать чувство патриотизма на примере героических поступков воинов - защитников Москвы;
  • Воспитывать чувство гордости за героизм и мужество, проявленные русскими солдатами в битве под Москвой;
  • Воспитывать чувство уважения к боевому прошлому нашей Родины.

Оборудование и материалы:

  • Экспонаты мини-музея «Солдатики СССР»;
  • Репродукции плакатов военных лет;
  • Репродукции картин «Москва военного времени»;
  • Аудиозапись «Песня защитников Москвы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю победы ощутив едва,
И умирали, зная, - будем живы,
Была б жива священная Москва.
(А.Ржевский)

(Дети рассматривают экспонаты мини-музея «Солдатики СССР»)

- В нашем детском саду создан мини-музей под названием «Солдатики СССР», и мы с вами были на экскурсии. Ребята-экскурсоводы познакомили нас с экспонатами музея, рассказали о родах войск, о том, какую форму одежды носили бойцы Советской Армии.

- Сегодня знаменательный день – День воинской славы России, день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Наша Родина - Россия, наш родной город Москва. Фашистская Германия в 1941 году вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Гитлеровцы всё ближе и ближе подходили к Москве. Они хотели разрушить этот город, стереть его с лица Земли. Но защитники Москвы, бойцы и командиры Советской Армии проявили мужество, стойкость, небывалый героизм. Бои не затихали ни днём, ни ночью. Осенью 1941 года фашисты подошли близко к Москве. 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. Из столицы стали вывозить детей, стариков, женщин. А оставшиеся жители стали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. В те далёкие дни жизнь москвичей была тревожной и нелёгкой. Благодаря грамотному командованию полководцев Г.К.Жукова, К.К.Рокосовского, Говорова и бесстрашию бойцов и солдат Советской Армии Москва была освобождена от захватчиков.

(Звучит «Песня защитников Москвы»)

- Важную роль в защите Москвы сыграли военно-воздушные силы. Такие лётчики, как В.Талалихин и Н.Гастелло, совершили подвиг ценой собственной жизни. Звание Героя Советского Союза им присвоено посмертно.

Физкультминутка.

Самолёты.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о своих героях:

  • Герой никогда не умрёт – он вечно живёт.
  • Герой за славой не гонится.
  • Герой умирает – о себе память оставляет.
  • Героизм побеждает смерть.
  • Герой рождается для жизни, а умирает за Родину.
  • Герой за Родину горой.

- Выстоял и победил в жестоких боях под Москвой наш народ.

Стихотворение «Город-герой»

Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица город-герой,
Красные звёзды горят над тобой,
Город родной, Город-герой.
Смело с врагами битву вела,
И победила наша Москва.

- Победа досталась дорогой ценой. Повсюду под Москвой в память о героях народ поставил памятники павшим воинам. Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, сражаясь за Родину.