Урок "Завоевание монголо-татарами древнехакасского государства". 10-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Седые курганы с далеких времен
В Хакасии живших народов
Хранят в себе тайны древнейших племен
Когда-то цветущего рода.
В долине реки Абакана, в горах,
Где воды прибрежные бились,
Вокруг Енисея на сочных лугах
Кыргызы-хакасы ютились.
Общинами жили, и в них управлял
Кыштымами массой безликой,
Хозяин единственный князь-феодал,
Владеющий властью великой.
Хакасов не раз приводили к беде
Набеги монголов, джунгаров,
Их в плен угоняли, всех их лошадей
Пожитки, овечьи отары.

Р. Норка «И стали единой семьёй»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Установление причинно-следственных связей между положением древнехакасских народов и причинами их завоевания монголо-татарами.

Задачи урока:

  • сформировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока;
  • развивать навык работы с исторической картой;
  • вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать её;
  • развивать умение – проектировать учебную задачу;
  • развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа;
  • дать ученикам возможность оценить с гражданских позиций такие явления, как татаро-монгольское завоевание;
  • устанавливать причинно-следственные связи между целью и последствиями завоевания монголо-татар территории Древнехакасскогого государства.

Личностные:

  • аргументировано оценивать конкретные исторические ситуации, с учетом моральных и правовых норм;
  • с уважением относиться к историческому прошлому своего народа.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • грамотно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выбирать средства и оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные:

  • получить навык работы с исторической информацией, картой;
  • анализировать и обобщать факты.

Коммуникативные:

  • эффективно сотрудничать в группе, распределяя роли;
  • грамотно излагать своё мнение, аргументируя его;
  • применять знания и приобретённые умения из области других школьных предметов (география, обществознание).

Основные понятия: Курултай, хан, кочевники, Древнехакасское государство, феодальная раздробленность.

План урока:

  1. Монголо-татары – кочевой народ
  2. Древнехакасское государство в начале XIII в.
  3. Чингисхан
  4. Военный поход Джучи в Южную Сибирь
  5. Итоги и последствия монголо-татарского завоевания Древнехакасского государства

Ход урока

Организационный момент: Приветствие, создание атмосферы сотрудничества. Оформление начала классной работы в тетради.

Вступительное слово учителя: (Актуализация знаний)

Давайте посмотрим фрагмент видеосюжета о монголо-татарах и выясним, какой образ жизни вели монголы, каким образом монголо-татары вели завоевания?

(Демонстрация фрагмента фильма о монголо-татарах).

Обучающиеся дают характеристику монголо-татарам.

Слайд 3. Монголо-татары – кочевники.

Родиной татар была территория нынешней Монголии.

Мерилом богатства были скот и пастбища. Монголы вели кочевое хозяйство и не строили городов - все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации. Главное занятие – разведение коней, рогатого скота и овец.

В XIII веке у монгол зарождаются феодальные отношения. Появляются князья – нойоны. Их мощь основывается на том, что они опираются на дружины воинов – нукеров. Эти процессы привели к тому, что у монголо-татар образуется единое государство, которое занимало огромную территорию.

Племена монголов в 1206 г собрались на р.Онон на собрание знати – курултай, и провозгласили одного из ханов - Темучжина – главным ханом, великим (по-монгольски – Чингисханом.) [1]

Слайд 4. Чингисхан.

Рассказ ученика о Чингизхане.

Подчинив себе большую часть монголов, Чингисхан провел ряд реформ. Одна из самых важных – реформирование армии – так называемая десятичная система организации общества и армии. Отныне все взрослое население делилось на: тьмы, тысячи, сотни, десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьей. В армии Чингисхана царила жесточайшая дисциплина. Вскоре военная машина заработала на полную мощность. Чингисхан захватил Пекин и тут же поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт этой империи. После Китая монголы захватили Северный Иран, Среднюю Азию, Азербайджан. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи. Численность монгольского войска трудно определить: 135 тыс., 500 тыс., 600 тыс. По некоторым современным оценкам в Россию двинулось 120-140 тыс. воинов. Ясно одно: это были огромные силы и столько воинов никто выставить не мог .[4]

Слайд 5. «Раннефеодальное государство». Древнехакасское государство.

В VI - начале IX в. на территории Хакасско-Минусинской котловины сложилось Древнехакасское государство, в котором существовали раннефеодальные отношения.

Вопрос классу: Назовите признаки раннефеодального государства.

Обучающиеся перечисляют признаки.

Учитель демонстрирует схему «Управление Древнехакасским государством»:

Слайд 6. Схема управление Древнехакасским государством.

 

У древних хакасов существовало государственное и частное землепользование. В государственные земли входили кроме пашен и пастбищ правящего рода и все горно-таежные территории, а также захваченные и присоединенные земли. Закабаленное население этих земель платило натуральный налог «ясак» соболями и белкой. К государственным повинностям относились воинская, подводная, постойная, таможенная и другие. С крестьян налоги собирались натурой, главным образом зерном. Имелись и трудовые повинности. Земли разоренных крестьян и погибших в военных походах переходили под управление феодалов. Носителями феодальных прав были представители высшего сословия тарханы-землевладельцы, освобожденные за военные заслуги от налогов. В обществе древних хакасов была хорошо выражена социальная дифференциация. Во главе хакасов стоял ажо-государь. Или каган. Таким образом, управление государством осуществлялось с помощью сложной военизированной бюрократической машины, на которую опиралась деспотическая власть кагана. Представители власти, принадлежавшие к верхушке эксплуатирующего класса, жили в укрепленных крепостях и замках. Усилению феодальной эксплуатации оказывала религия. Часть каганов пыталась заменить шаманизм мировыми религиями – манихейством и возможно буддизмом Тибетского происхождения. Каганы периодически устраивали большие собрания – съезды, где решали различные государственные и общественно-политические вопросы. Все это свидетельствует о высокой организации, позволяющей управлять большими массами боеспособных войск.

ВXI-XII веках древнехакасские землевладельцы сооружали укрепленные районы и замки с каменными стенами, т.к. княжества стали обособляться и там происходили феодальные междоусобицы, которые ослабляли государство и подрывали его экономику. В первой половине XIII в. Древнехакасское государство представляло собой федерацию княжеств, которыми управляли князья из рода Кыргыз. [2]

В то время, когда княжества стали обособляться и там происходили феодальные междоусобицы на границе Древнехакасского государства появляются кочевники, их стали называть татарами, а в историографии закрепилось название монголо-татары.

Слайд 5. Карта Древнехакасского государства.

Задание классу: Определите границы Древнехакасского государства и назовите территориальные его признаки.

Обучающиеся определяют, что Древнехакасское государство располагалось в Минусинской котловине, которая представляла собой обширную межгорную впадину на юге Сибири. Естественными границами этого географического региона служат крупные горные хребты: на юге – Западный Саян, на востоке – Восточный Саян, на западе – Кузнецкий Алатау. Географически Хакасия связана не только с Сибирью, но также является северо-восточной окраиной обширного евразийского степного пояса. Горное окружение затрудняло контакты с другими регионами, но не являлось непреодолимым препятствием. [3]

Слайд 7. Военный поход Джучи в Южную Сибирь.

«В 1207г. Огромная армия Джучи (1184-1226), старшего сына Чингизхана, покорила все «Лесные народы, жившие в Южной Сибири от Байкала и Косогола до западно-сибирских степей. При этом были подчинены Саяно-Алтайское нагорье и федерация княжеств Древнехакасского государства. [2]

Давайте выясним, каким образом произошло завоевание монголо-татар и каковы были последствия для Древнехакасского государства.

Учитель организует работу обучающихся в группах с историческими документами:

1 группа:

«В год зайца (1207) Чжочи был послан с войском правой руки к лесным народам. Проводником отбыл Буха… Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов, Чжочи поступил к тумен-киргизам. Тогда к Чжочи явились киргизские нойоны (князья-предводители войск) Еди-инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами, да белыми ж соболями. Чжочи принял под власть монгольскую все лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно: народы шибир, кесдиин, баит, тухас, тенлек, тоелес, тас и бачжиги. Взял он с собою киргизских нойонов – темников и тысячников, а так же нойонов лесных народов и, представив Чингизхану, велел бить государю челом своими белыми кречетами, белыми же меринами, да белыми ж соболями».

«Тайная история монголов». [2]

Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Назовите не менее двух последствий для кыргызских правителей.

Предполагаемый ответ учащихся: Сообщения о военных действиях нет, значит, кыргызские правители Древнехакасского государства, хорошо знавшие новую политическую ситуацию в Центральеной Азии, в 1207г. Только номинально признали верховную власть нового монгольского кагана и откупились подарками, свидетельствовавшими об их миролюбии и выразили свою покорность Чингизхану.

2 группа:

«Гнет и поборы усилились после того, как Чингизхан начал свои бесконечные завоевательные войны, напав в 1211г на государства чмурчженей. С этих пор древнемонгольские правители стремились выжать все, что можно из завоеванных народов. Такая политика вызывала постоянное возмущение свободолюбивых обитателей Хакасско-Минусинской котловины и Саяно-Алтайского нагорья. На протяжении всего XIII века здесь вспыхивали восстания, шла борьба и лилась кровь. В восточной Туве жили тюркоязычныетуматы, во главе которых стоял Тайтула-Сокар. Он вместе с киргизскими нойонами подчинился Дучи. Но в 1217 г. Туматы, которые жили в пределах страны Киргизов и были чрезвычайно воинственным племенем, восстали. Чингизхан послал большую армию, возглавляемую опытным полководцем Борагул-нойоном. Завязались большие сражения, во время которых Борагул-нойон был убит мятежнымитуматами. Назначенный вместо Борагул-нойона Дорбо Докшин, вооружив ратников… внезапным ударом обрушился на пировавших беспечно туматов и полонил их. Сто семейств туматов были отданы в рабство семье убитого Борагула. Так туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем, то монголы множество из них перебили».

«Тайная история монголов» Рашид ад-Дин. [2]

Как оценивает историк последствия отмеченных в документе событий? Назовите не менее двух последствий для кыргызских правителей.

Предполагаемый ответ учащихся: политика монголов вызывала постоянное возмущение свободолюбивых обитателей Хакасско-Минусинской котловины и Саяно-Алтайского нагорья; Туматы, были чрезвычайно воинственным племенем, они поднимали восстания, но эти восстания были жестоко подавлены.

3 группа:

«В 1218г. Отряд Буха-нойона обратил в бегство киргизов и вернулся назад от восьмой реки. Джучи с основной армией пошел с востока зимой. Он прошел по льду реку Кянь (Енисей) и покорив и подчинив киргизов вернулся назад. Армия Джучи неся потери, огнем и мечом истребила основные силы восставших и покорил «Лесные племена». Но борьба южно-Сибирских народов на этом не закончилась. В 1226г. Умер Джучи, а в 1227г – Чингизхан. Завоеванное Саяно-Алтайское нагорье перешло во владение Тулуя, младшего сына Чингизхана… Во время правления великого кагана Угэдэя (1229-1241), старавшегося прослыть справедливым, монгольская знать пыталась урегулировать отношения с верхушкой «немирных покоренных племен», среди которых постоянно происходило брожение. С этой целью Угэдэй взял себе в жены меркитку и кыргызку. Все владения императоров монгольской династии были разделены на 12 провинций, включая и Саяно-Алтайское нагорье. В 1293 г. Стал годом окончательной гибели Древнехакасского государства. Оккупировав страну и уничтожив верхушку древнехакасских феодалов, монгольские власти стремились воссоздать в Южной Сибири свою производственную базу.

В 1293г. Император Ши-цзу (Хубилай) сказал: «Древние земли Наяна называются Абалаху и доставляют рыбу. Сейчас я в тех землях построил город и поселил там три плнмени: юаньсухань, ханасы и цзилицзисы (кыргызов). Этот город был назван Чжаочжой. Ты отправляйся туда и займи пост сюаньвэйши (окружного начальника)…В 1295г. В Чжанчжоу создали военно-хлебопашное укрепление под началом темника Асаня, которому были подчинены тюркоязычные переселенцы».

Древнекитайская летопись Юань ши». [2]

Как оценивает автор политику Монгольских ханов? Чем эта оценка была обусловлена? Приведите не менее трех положений.

Предполагаемый ответ учащихся: в XIII в. происходит окончательное покорение и подчинение киргизов, их переселяют монголы на завоеванные территории и заставляют работать на себя.

Учитель предлагает обучающимся сделать вывод о последствия монголо-татарского завоевания Древнехакасского государства, задает вопросы классу:

Вопросы классу:

  1. Какие последствия имели монгольские завоевания для Древнехакасского государства?
  2. В чем заключалась зависимость Древнехакасских народов от монголо-татар?
  3. Сравните завоевательную политику монголов Древнехакасского государства с их другими завоеваниями. Выделите общие и различные черты.

Слайд 8. Итоги и последствия монголо-татарского завоевания Древнехакасского государства

Предполагаемые ответы учащихся: Древнехакасское государство было разрушено. Разоренной осталась Южная Сибирь, после того как монголо-татары ушли на Запад.

В Южную Сибирь были посланы ханские наместники, которые смотрели за тем, как местные князья выполняют требования монголов.

Часто князья отказывались платить дань, иногда им это прощалось (например, если были неурожайные годы), в других случаях – организовывали поход.
(слушаем ответы и фиксируем в тетради)

Завершающее слово учителя:

Монголо-татарское завоевание нанесло неизгладимый след в истории народов Южной Сибири. Завоевания древнемонгольских феодалов подорвало закономерное поступательное развитие исторического процесса среди племен, населявших Саяно-Алтайское нагорье. Они разрушили их самобытную государственную организацию и производительные силы, прервали процесс консолидации отдельных племен в единую народность. Физическое уничтожение больших масс населения, высылка «бунтовщиков» в чужие земли – все это гибельно сказалось на высокой культуре государства древних хакасов. А Монголы, получая источники к дальнейшим походам, стали продвигаться дальше, к Руси.

Рефлексия: Учитель подводит итоги и предлагает учащимся самостоятельно оценить работу на уроке.

Учитель предлагает учащимся отметить уровень своего познания на уроке, показав на пальцах руки. (от 2 до 5), где

  • 2 – плохо усвоил материал,
  • 3 – удовлетворительно, есть над чем поработать самостоятельно,
  • 4 - Хорошо усвоил,
  • 5 - отлично усвоил материал.

Домашнее задание:

  1. Написать историческое эссе на тему «Источники побед монголо-татар в завоевании древних хакасов».
  2. Познакомиться с позициями других авторов по данному вопросу и подготовить подборку данных позиций с собственной оценкой к следующему уроку.

Литература:

  1. Атлас Республики Хакасия. 1999.
  2. История Сибири с древнейших времен до наших дней, Т 2, Сибирь в составе феодальной России. Л.: Наука, 1968.
  3. Кызласов Л.Р История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.
  4. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. Абакан, 1989.
  5. Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времен до конца XIX в.) / П.И.Чебодаев. - Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1992.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki