Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух". УМК "Планета знаний". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Целевая аудитория: 1 класс, УМК«Планета знаний».

Дидактическая цель: создать условия для расширения знаний учащихся о свойствах воздуха.

Тип урока: исследование, открытие нового знания.

Цель: экспериментальным путем помочь обучающимся получить знания о свойствах воздуха, об использовании их человеком.

Задачи

  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определяют значение воздуха в жизни человека, проводят простейшие опыты.
  • Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, обладают чувством ответственности за сохранение её природы.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.
  • Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, экспериментирование); устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, учатся подтверждать аргументы фактами, слушают других.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения и оборудование: видео «Воздух», мультфильм «Смешарики. Воздух вдохновения», стеклянный стакан, миска с водой, стаканчики с водой, трубочки, листы белой бумаги, воздушный шарик, полиэтиленовый пакет, карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Оргмомент

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

 Вспомним правила ученика на уроке….

2. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами узнали, что природа бывает …. (живая и неживая).

Приведите примеры…

К какой природе относятся книги, велосипед, мебель?

А теперь узнайте по описанию:

  • бесцветная
  • прозрачная
  • не имеет запаха
  • не имеет вкуса
  • может растворять некоторые вещества.

О чём идет речь? К какой природе отнесёте?

Какие ещё свойства воды знаете? (не имеет формы, 3 состояния)

А сегодня на уроке мы узнаем, что окружает нас повсюду, но сначала отгадайте загадку:

Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, не говорить,
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

Что же это? (воздух)

Конечно, ребята, это воздух.

Как вы думаете, почему я начала урок с этой загадки? (это тема урока)

А что вы знаете о воздухе?

Ребята, у нас сегодня урок – исследование, мы как настоящие ученые будем проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы.

Какую цель поставим перед собой на уроке? (С помощью опытов определить, что такое воздух и чем он важен для всего живого).

3. Открытие новых знаний (опыты, исследование свойств воздуха)

Начать просмотр видео «Воздух» (до 20 секунды)

Опыт 1.

- Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Вывод: Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Видео до (02.08 секунд)

Опыт 2.

Берём пустой стакан.

- Что в этом стакане? (Ничего нет)

- А теперь проверим, действительно ли там пусто.

(топим стакан в миске с водой)

- Что видите? (Из горлышка побежали пузырьки)

А вы говорите, - «пусто». Так что за невидимка сидел в стакане, кого выдали пузырьки? (воздух)

- О каком свойстве воздуха мы только что узнали?

Вывод: бесцветный, прозрачный.

- Посмотрите в окно. Что вы видите вверху? (Небо)

Мы привыкли называть небо воздушным океаном.

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Слайд 1. Из чего состоит воздух

Видео (до 02.18)

Опыт 3.

- У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

Вывод: воздух легче воды.

Физминутка

Слайд 2. Рассказ о Галилео Галилее

Вывод: воздух имеет вес и плотность

Опыт 4.

Вы знаете, кого называют конструктором? А чем они занимаются? Вот и мы будем конструировать самолет, перед вами лист бумаги, приступаем.
Складываем самолётики и запускаем. Что заметили?

Вывод: воздух имеет способность удерживать предметы.

Опыт 5.

Взять воздушный шарик, надуть его и отпустить.

Что он делает? Что слышите? (летит, пищит)

Вывод: воздух может двигать предметы.

Видео (до02.30)

Опыт 6.

- Ребята, а вы видели птиц зимой? Почему они в холодную погоду сидят нахохлившись? Они делают так, чтобы между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.

А теперь подумайте, в чем теплее, в шубе или в куртке?

Воздух - плохой проводник тепла, следовательно, чем больше воздушная прослойка - тем больше тепла сохранится. Перья птиц, как и мех животных сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

Как думаете, в вагоне поезда, где теплее, на верхней полке или на нижней?

Объясните ответ. (на верхней, тёплый воздух легче и поднимается вверх)

Опыт 7.

 - Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим. Понюхайте воздух, чем-нибудь пахнет?

Закройте глаза, по очереди подношу печенье. А сейчас?

Вывод: чистый воздух не имеет запаха.

Опыт 8.

- Ребята, а как вы думаете, воздух имеет вкус? Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух.

Вывод: воздух не имеет вкуса.

Физминутка

Опыт 9.

Какой формы воздух? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Проверяем, я беру полиэтиленовый пакет и «поймаю» в него воздух. Закручиваю пакет. Какой формы стал воздух? Сделаю отверстие, надавлю на пакет и направлю струю на лицо, что чувствуете?

Сейчас беру воздушный шар и надуваю его, какой теперь формы воздух?

Вывод: воздух не имеет формы.

Видео (до конца)

4. Закрепление

Работа в тетради. Стр. 5.

Игра “Найди лишнее слово”

- У вас на партах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?

  • Лимон, сахар, воздух, соль. (Воздух не имеет вкуса)
  • Радуга, мел, роза, воздух. (Воздух не имеет цвета)
  • Воздух, духи, бензин, жареная рыба. (Воздух не имеет запаха)

5. Рефлексия. Итог

Закончи предложения

  • Я сегодня узнал…
  • Я научился…
  • Я испытал трудности...
  • Я бы похвалил себя…

А сейчас откройте дневники, отметьте свои успехи смайликом.

Посмотрим мультфильм «Смешарики. Воздух вдохновения».