Урок по программе (вариант 2) в 1-м классе по окружающему природному миру на тему "Дикие животные. Заяц. Волк"

Разделы: Коррекционная педагогика


Тип урока: комбинированный.

Цель: расширение знаний детей о диких животных (волке, зайце).

Задачи.

Образовательные:

  • изучение особенностей и повадок диких животных;
  • освоение названий частей тела животных.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные:

  • умение взаимодействовать друг с другом, работать совместно;
  • воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Технологии:

  1. Игровая технология.
  2. Индивидуально-дифференцированная технология.
  3. Информационная технология.

Предварительная работа:

  • беседы о животных с использованием иллюстраций;
  • рассматривание альбома «дикие животные».

Материалы и оборудование: игрушки на руку «Волк», «Заяц»; разрезные картинки; кубики с картинками, аудиозапись «Голоса животных»; презентация о зайце и волке; клей; рабочие альбомы; цветные карандаши; индивидуальные задания на карточках (приложение 1; приложение 2; приложение 3).

Ход урока

Этапы урока

Речь учителя

Речь учащихся

Время

II.Организационный момент

- Прозвенел звонок
Начинается урок.
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
- Начинаем урок.
- Посмотрите в окно.

 

30 сек

  - Какое сейчас какое время года?
- Зима.  
  - На улице жарко или холодно? - Холодно.  
  - Солнечно или пасмурно? - Пасмурно.  
II.Повторение пройденного материала

 

1. Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
Кто же это стучит?
Учитель достает зайца (кукольный ручной театр).
  5 мин.

 

Ребята, к нам пришёл гость!
Вы узнали, кто это?
Молодцы!
- Заяц!
Давайте поздороваемся с гостем, скажем:
- Здравствуй, заяц!
Заяц:
- Здравствуйте, ребята, я прибежал к вам из леса. В лесу меня хотел поймать волк. Вот я и решил у вас спрятаться ненадолго.
Учитель:
- Ребята, а давайте познакомимся с зайкой.
Каждый ученик здоровается по образцу.
Назовите свое имя.
Меня зовут….
Ученики называют свои имена.
Заяц:
- Ребята, а как вы узнали меня?
Молодцы, ребята!
- Длинные ушки, короткий маленький хвостик, белая шубка.
Учитель:
- А на какое животное похож заяц?
- На кролика.
- Где живет кролик?
- Как называется животное, которое живет с человеком?

- С человеком.
- Домашнее животное.

- Где живет заяц? - В лесу.
- Как называются животные, которые живут в лесу?
Стук в дверь. Учитель разыгрывает испуг зайца, прячет зайца и одевает на руку куклу волка.
Учитель:
- Кто же это стучит?
- Дикое животное.
Волк:
- Здравствуйте, ребята! Здесь заяц не пробегал?
- Пробегал!
Учитель:
- Ребята, вы узнали, кто это?
Учитель:
- Пробегал, но в обиду мы тебе его не дадим!
Волк:
-Я не хотел его обидеть, я с ним хотел поиграть!
Учитель:
- Ну тогда зайка выходи!
Учитель разыгрывает примирение волка и зайца.
- Волк!
Учитель:
- Ребята, а как вы узнали волка?
- Волк имеет острые зубы, серую шубку, длинный хвост.

- На какое домашнее животное похож волк?
- В чем разница между волком и собакой?

- На собаку.
- Волк – это дикое животное, собака-домашнее животное.

Физкульт минутка

- Ребята, давайте поиграем с нашими гостями.

Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк напугал.
Зайка – прыг! и убежал!

 

 

Все движения учащиеся демонстрируют в соответствие с текстом.

1 мин.

III. Новая тема

 

1. Просмотр презентации.
Комментирование учителем (части тела, питание, повадки, изменения зимой)
Учащиеся отвечают на встречные вопросы учителя.
Неговорящие ученики
(Никита, Лиза, Даша) - показывают.
16 мин.

 

2. Дидактическая игра
«Составь целое животное из частей».
Учитель:
- Ребята, давайте составим портреты наших гостей.
Учащиеся работают в соответствие с индивидуальным уровнем:
Ксюша – с кубиками;
Ваня и София – с пазлами из 4-х частей;
Никита, Лиза, Даша-из двух, трех частей.
3. Дидактическая игра.
«Кто что ест?»
Работа с карточками.
Реализация задания.
Перед учащимися на столах лежат две карточки большого размера с изображением зайца и волка. Учащимся предлагается из перечня картинок, с изображением пищи, выбрать и разложить на подходящую картинку с животным. (прил.1).
Ксюша и Соня раскладывают на пустые окошки;
Ваня, Никита, Лиза, Даша-на заполненные.

4.Дидактическое задание «Узнай по голосу».

Совместно с учителем дети произносят звук У, изображая вой волка.

Реализация. Детям предлагается прослушать аудиозапись, и определить по голосу вой волка.

Гимнастика для рук

«Зайчонок наряжается».
Зайка вымыл свои ушки, (Левая рука – «зайка», правой рукой «моем» зайке ушки.)
Вымыл он и лапочки. (Имитация мытья рук.)
Стал зайчонок наряжаться, (Правой рукой оглаживаем со всех сторон «зайку»)
Надевал он тапочки. (По очереди оглаживаем то правую, то левую руки.)

Говорящие ученики повторяют слова совместно с действиями, неговорящие - повторяют только движения руками.

1,5 мин.

Гимнастика для глаз

 

Игра для глаз
«Зайка спит, зайка проснулся».
«Поймай волка».
Учащиеся поочередно широко открывают и зажмуривают глаза. Учащиеся следят глазами за двигающимся волком, не поворачивая головы.

Дидактическое задание
«Обведи по точкам волка, зайца» (прил.2).

Ксюша обводит зайца, волка.
Ваня, Соня, Никита, Лиза, Даша-зайца.

7 мин.

IV. Закрепление

 

1. Отгадывание загадок.
- Ребята, кто к нам пришел в гости сегодня?
- Попробуйте отгадать загадки про животных.
Разбойник серый, нет ему веры!
Зубами: щёлк! Кто это? (Волк)
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Ну-ка. Отгадай-ка,
Кто это? (Зайка)

 

 

Волк, заяц.

 

Для неговорящих учащихся на столах карточки для показа ответа.

8 мин

 

2. Задание на внимание.
«Найди и закрась волка и зайца»
(прил. 3)
Карточки разноуровневые:
Для Ксюши, Сони, Вани - волка и зайца необходимо отыскать в лесу;
Для Никиты, Даши, Лизы - из шести картинок без фона.

3. Дидактическое задание «Кто где живет»?
Учащимся необходимо в рабочих альбомах рядом с елочками(лесом) приклеить волка и зайца.   

Учащиеся работают в альбомах.

Рефлексия

Волк и заяц хвалят ребят за активную работу.
Учитель:
- Ребята, вы сегодня молодцы, все очень хорошо занимались.
Проставление оценок («5») в рабочую тетрадь.

Учащиеся прощаются с волком и зайцем.

1 мин