Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Чтобы сделать что-нибудь, требуется
не так уж много сил, но решить, что
именно надо сделать, - вот, что требует
огромной затраты сил.

Фрэнк Хаббард

Актуальность. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников – это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, любознательности, коммуникативности, развивает учебную самостоятельность и умение учиться, т.е. формирование УУД, заложенного в требованиях ФГОС НОО. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д.Б.Элькониным и разработана его учениками В.В.Давыдовым, В.В.Репкиным, Л.Е.Журовой, Г.А.Цукерман и др.

Новизна представленного опыта. Почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы к творческой проектно-исследовательской деятельности, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что заниматься с младшими школьниками  исследовательской деятельностью достаточно сложно для самих педагогов. Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Опыт моей работы системы организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников в нашей школе  можно изобразить с помощью модели:

Система организации проектно-исследовательской деятельности
младших школьников в МБОУ «СШ № 43»

 

Основная часть

Рассмотрю каждое из направлений моей работы.

Учебный процесс. Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК «Начальная школа ХХI века» это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь".

Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений).

Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Поиск и предложение возможных вариантов  решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  • Защита проекта.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

1. Видеть проблемы.

Увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решить её. Решению этой сложной педагогической задачи в значительной мере помогут следующие упражнения, предлагаемые в УМК «Начальная школа ХХI века»: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данное начало».

2. Выдвигать гипотезы.

Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка. В УМК «Начальная школа ХХI века» представлены следующие задания: «Что случилось?», «Если бы…»

3. Задавать вопросы

Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать вопросы. Педагог, желающий помочь ребенку приобрести этот важный для любого исследователя навык, должен знать, что вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, и делится условно на две части — базисная (исходная информация) и указание на ее недостаточность. Базисом вопроса являются исходные знания, которые в явной или в неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им, они обычно называются операторами вопроса. Для развития этого умения в УМК «Начальная школа ХХI века» предлагаются следующие упражнения: «Угадай, о чем спросили»

4. Давать определения понятиям

Для решения исследовательских задач важным является умение давать определение понятиям. Понятие — одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. С точки зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как:явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Без овладения этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления. Надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению. В УМК «Начальная школа ХХI века»  выполняются следующие упражнения: «Отгадай», «Трудные слова», Составление и разгадывание кроссвордов.

5. Классифицировать

Важным для исследователя является умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации — указание на принцип (основание) деления.

Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвленной. Для развития этого умения в УМК «Начальная школа ХХI века» предлагаются следующие упражнения: «Разделить или объединить предметы на группы разными способами».

 6. Наблюдать.

Наблюдение, пожалуй, — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность. В УМК «Начальная школа ХХI века» выполняются следующие упражнения: «Рассматривание», «Кто пропал?»

7. Проводить эксперименты

Эксперимент — важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме. В УМК «Начальная школа ХХI века» выполняются следующие упражнения: «Мысленный эксперимент (Что можно сделать из куска бумаги?), «Эксперименты с реальными объектами».

8. Высказывать суждение

Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить — значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие.Одним из средств развития способности к суждениям может быть упражнение «Проверьте правильность утверждений».

9. Делать выводы и умозаключения

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Для  формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями «Что на что похоже?»; упражнениями, направленными на поиск предметов, имеющих общие признаки «Как люди смотрят на мир».

Внеурочная деятельность

В практике моей работы внеурочная деятельность учащихся выстраивается следующим образом:

Авторская программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» в рамках реализации образовательной программы начального общего образования

Программа внеурочной деятельности составлена мною в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с образовательной программой «Начальная школа XXI века» и положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43».

В программе учтены требования образовательной программы «Начальная школа XXI века». Предлагаемая программа имеет рецензию Г.А.Петровой, кандидата педагогических наук, доцента Нижневартовского государственного университета.

Программа посвящена организации исследовательской деятельности с младшими школьниками. Формирование исследовательских навыков актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать способности и поддерживать одаренных детей.

Программа рассчитана на 4 года. Каждое занятие по программе «Я – исследователь» позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. При этом количество часов аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий.

Цель программы: формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).

Задачи программы:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;
  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

В программе четко сформулированы планируемые результаты. Разработаны способы проверки данных результатов.

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, в 1 классе на самостоятельную работу отводится – 7 часов, во 2 классе – 9 часов и в 3 классе – 5 часов и в 4 классе – 9 часов.

В программе запланирована работа с социальными партнерами: детской библиотекой, школьным музеем, городским музеем Русского быта, центром детского творчества. Программа предполагает тесное сотрудничество со школьным научным обществом учащихся, со старшеклассниками и родителями.

В программе предусмотрено использование современных учебных материалов и образовательных технологий. Кроме исследовательской технологии предполагается использование, проектной технологии, технологии проблемного обучения, информационно - коммуникационных технологий. Методы и приемы, применяемые на занятиях, прописаны.

К программе имеются приложения с системой современных оценочных средств. Индивидуальная карта «Мои достижения». В программе указаны критерии оценивания исследовательских работ. Ссылка на программу и рецензию «Я-исследователь»: http://nsportal.ru/node/1289126

Мною также разработан инновационный педагогический проект «Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций». Проект реализуется в рамках «Программы развития школы» и ее подпрограмм «Одаренные дети» и «Информационные технологии в школе». Продуктом данного проекта является авторский учебный модуль «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Информационный блок

Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций младших школьников». http://nsportal.ru/node/1289126

Методический блок

Разработка мастер-класса «Педагогическая рефлексия»
http://nsportal.ru/node/1327569
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» (в соответствии с ФГОС)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников, родителей и коллег
http://nsportal.ru/node/1326222

Исполнительский блок

Разработки уроков окружающего мира с использованием исследовательской технологии.
http://nsportal.ru/sokolik-oksana-igorevna

Контролирующий блок

1. Тестовые задания.
2. Анкеты.
3. Портфолио ученических проектных и исследовательских работ.

Заключение

Результативность проведенной мною работы показываю через отслеживаемые параметры на протяжении четырёх лет обучения.

Мои ученики являются участниками и победителями всероссийских, межрегиональных, городских конкурсов: межрегиональной научно-практической конференции студенческих исследовательских работ 2013-2016 год (участие); межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» 2010-2017 год (2013 год, 3 место); международный интерактивный образовательный портал Лидер Блиц-олимпиада «Голоса природы» (3 место, диплом); городского конкурса чтецов «Планета детства» (2014 год, специальный диплом жюри); городская олимпиада «Юниор» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций (2015-16 год  участие, 2016-17 год 6 место по городу среди 4-х классов по русскому языку); конкурс чтецов «Планета детства» в рамках VI городского фестиваля детских талантов «Радуга творчества – 2016» (номинация «Литературно-музыкальная композиция») 1 место по городу; всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» (2015-16 год, участие); школьный фестиваль проектных и исследовательских работ (2015-16 год 1,2 места на параллели, 2016-17 год 1,3 места на параллели).

Ссылка на достижения учащихся: http://nsportal.ru/node/1327647

Учащиеся показывают стабильно высокий результат:

  • в овладении ключевыми компетенциями;
  • в изменениях внутренней и внешней мотивации к предмету и в целом к учебе.

Сформированность ключевых компетенций учащихся за период 2014-2017 года

По результатам мониторинга наблюдается высокий уровень сформированности общекультурных и учебно-познавательных компетенций до 80%.

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
  • владение разными видами речевой деятельности;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;
  • воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
  • умениями искать и находить компромиссы;
  • привитие желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Использованная литература

  1. Баженова К.А., Аронов А.М.; под ред. Обухова А.С. «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: учебно-методическое пособие» Издательство: Национальный книжный центр, 2016.
  2. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. «Метод проектов в начальной школе. Система реализации». Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г.Самара, 2007.
  4. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  5. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  6. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты». Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.