Буква Ь. Мягкий знак - показатель мягкости предшествующих согласных звуков. 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1


Целевая аудитория: 1 класс, УМК «Планета знаний».

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: ознакомить учащихся с буквой Ь, выяснить какую функцию выполняет мягкий знак.

Задачи

  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

  • Предметные: сравнивают слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делают выводы.
  • Личностные: определяют границы собственного знания.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.
  • Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, дают характеристику букве.
  • Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, учатся подтверждать аргументы фактами, слушают других.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.

Средства обучения и оборудование: презентация «Буква Ь», видео «Уроки тётушки Совы», карточки для работы в группах.

Ход урока

1. Оргмомент.

Повернулись, посмотрели друг на друга , улыбнулись

Раз , два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

 Вспомним правила ученика на уроке….

2. Актуализация знаний

  • Какие бывают звуки?
  • Что знаете о согласных? Что знаете про гласные?
  • Чем отличаются звуки и буквы?

Работа в группах.

(у каждой группы карточки для выполнения звуковой схемы слова, обязательно с лишними клетками)

Рассмотрите рисунок, кто изображён? (медведь)

Составьте звуковую схему слова и подпишите это слово.

(каждая группа вывешивает карточки со схемами, проверяют, отмечают, что на конце буква, которая не обозначает никакого звука, квадратик пуст)

Давайте еще одну картинку рассмотрим и выполним аналогичную работу.

Кто изображён на 2 картинке? (рысь)

На 3?(ель)

Составляют схему и делают такой же вывод.

А теперь сравните все 3 схемы. Посчитайте сколько букв? Сколько звуков?

Сделайте вывод. (звука не обозначает, но согласный мягкий)

Что же это за волшебник такой, догадайтесь!

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай! (мягкий знак)

Значит тема нашего урока…

Какую цель поставим перед собой на уроке?

Физминутка

3. Открытие новых знаний

Просмотр видео «Уроки тётушки Совы» про буквы Ь.

Какие запомнили слова?

Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах?

Работа в букваре, стр. 86.

Рассмотрите букву. Почему только одна буква?

(Нет большой буквы. Потому что нет слов, которые начинаются с большой буквы.)

Какой обозначает звук?

Какую работу выполняет? Какие ещё буквы обозначают мягкость согласного?

Чтение стихотворения.

Рассмотрите схемы слов, сравните их.

Что изменилось во 2 схеме?

Значение слова при этом изменилось?

А можно ли эти слова назвать родственными? У них же одинаковые буквы?

Чтение столбиков слов.

кон      

  хор     

  галка   

  банка

конь  

  хорь  

  галька   

  банька

(Читают слова парами, выясняют значение каждого слова, подмечают что изменилось.)

Назовите в них мягкие согласные звуки.

Что указывает на мягкость согласного?

Игра «Да-нет»

Я загадала слово, задавая мне вопросы, вы должны это слово разгадать. Одно условие, я отвечаю на ваши вопросы словами да или нет.

(дети разгадывают слово ГАЛЬКА)

Закончите предложение:

В школе я учусь:…  (читать, думать, дружить, писать, рисовать, считать).

Правильно, дети приходят в школу за знаниями. Так же дети учатся жить в коллективе, помогать друг другу, быть честными и  добрыми людьми.

4. Закрепление

Работа с текстом.

Какое следующее задание нам предстоит выполнить?

Что такое текст?

Есть ли название у текста?

Сколько в нем частей? Как определили?

В тексте есть восклицательные предложения, прочитайте их.

Как вы прочитаете «Т-с-с!»?

Такие предложения не читаются в чисто виде, только озвучиваются.

Первичное чтение текста хором.

Что интересного узнали?

Что люди называют лакомством?

Почему в тексте это слово взято в кавычки?

Кого называют лесником?

Как понимаете выражение «заботливый человек»?

О ком вы проявляете заботу?

Повторное чтение текста по «цепочке».

А теперь озаглавьте текст.

Физминутка

Работа с кассой.

Интеллектуальный марафон. Какие слова зашифрованы?

(Учащиеся разгадывают слова и выставляют их на наборное полотно.)

  • города
  • масло
  • насос
  • соль

Я загадала слово, в нём 4 буквы, 3звука, 1 слог, первый согласный твёрдый, второй согласный мягкий – это слово…    (соль)

Почему в этом слове букв больше, чем звуков?

С полученными словами составьте предложения.

Работа в тетради. Стр. 40

Работа в парах.

№ 1. Слово заменить цифрой и наоборот цифру заменить словом.

№ 2. Посчитать количество букв и звуков в словах.

Почему букв больше, чем звуков?

№ 3. Вставить пропущенные буквы. Из вписанных букв составить и записать слово.

№ 4. Зачеркнуть в слове один слог, чтобы получилось другое слово.

5. Рефлексия. Итог.

Закончи предложения

  • Я сегодня узнал….
  • Я научился…
  • Я испытал трудности....
  • Я бы похвалил себя…

А сейчас откройте дневники, отметьте свои успехи смайликом.