Детская агрессия: помощь ребенку и себе

Разделы: Школьная психологическая служба


Детская агрессия – частая причина обращения родителей к психологу. В статье хочется поделиться материалом, который я использую в групповой работе с родителями, обсуждая общие аспекты этого очень непростого чувства. Конечно это только часть обсуждаемой проблемы. Но ведь очень важно начало.

К сожалению, не всегда наши дети ведут себя так, как бы нам хотелось. Конечно, невозможно представить себе нормального ребенка, который всегда слушается старших, никогда не шалит, не скандалит, не дерется. Но есть дети, которые скандалят и дерутся больше других. А иногда прежде послушный ребенок вдруг становится агрессивным, начинает грубо реагировать на замечания взрослых, обижать других детей и тогда родители удивляются и не могут понять, что же произошло с их ребенком.

Практически нет на свете родителей, которые не сталкивались бы с детской агрессией, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева, кричащего, рушащего все вокруг или кусающего, обзывающего. «Откуда в нем такое?» - задают себе вопросы родители и чувствуют себя при этом кто-то бессильными, кто-то виноватыми, кто-то испытывает мощное негодование.

На самом деле, стоит ли пугаться? Попробуем порассуждать на тему детской агрессии. Детская агрессия – это хорошо или плохо? И в чем истинная проблема?

Давайте сначала остановимся на том, что такое агрессия? Агрессия в переводе с латинского – нападение. Мы будем рассматривать агрессию как активную форму выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Обратите внимание, что агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы чувствуем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Важно, что что агрессию запускает гнев. Когда маленький ребенок впадает в гнев, то у него есть только два возможных способа его выразить: действие и слово. Проблема в том, что в обоих случаях можно допустить ошибки в реагировании на гнев ребенка.

Первая ошибка заключается в родительских высказываниях: «Перестань злится!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо! Чтобы не расстроить маму и папу, он будет стараться подавить злость и гнев, загнать из в капкан. А, так как это не будет получаться, гнев как пар должен выходить, ребенок начнет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства. Выход гнева все равно произойдет. Только ребенок будет это делать разными способами. Он подерется с тем, кто первым подвернется под руку; накопит гнев, а потом устроит истерику; направит всю агрессию на себя и заболеет и т.д. Любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. При агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Все тело мобилизуется для атаки. И если дальше ничего не происходит, то злость и гнев так и остаются в нашем теле в виде напряжения и выливаются в болезнь (аллергия, астма, головная боль, высокое давление, язва).

Кроме того, ребенок начинает жить в состоянии агрессии: действовать, чувствовать, думать, говорить, запоминать. Длительные состояния агрессии накладывают специфические особенности на течение мыслей (человек все время думает о плохом, во всем видит злой умысел), на воображение (ребенок часто рисует и представляет в воображении монстров, чудовищ, драки, пожары), на речь (ребенок все время говорит грубо, заносчиво).

В худшем случае, если гнев подавлять слишком долго, то он выльется в «пассивно-агрессивное поведение». Такое поведение в основе своей неосознанно (ребенок не отдает себе в нем отчета) и направлено против тех, кто олицетворяет для него авторитет. Ребенком движет желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Для этого он делает прямо противоположное тому, что от него хотят. Как только в поведении ребенка начинают возникать пассивно-агрессивные черты, дисциплина превращается в кошмар. Примеры такого поведения: оттягивание времени, копание, упрямство, намеренная «неспособность» сделать требуемое и забывчивость. Это коварные, разрушительные способы для личности ребенка.

Одним из ранних проявлений пассивно-агрессивных реакций у маленького ребенка – это когда он делает в штанишки или вовсе не ходит в туалет, страдает запором. Очень эффективный, но нездоровый способ выражения гнева. Такое поведение губительно для ребенка, потому что оно укореняется и может стать присущим на протяжении всей жизни человека. Такое поведение искажает личность и делает общение с таким человеком очень затруднительным. Оно может перерасти в поведенческое расстройство, которое с трудом поддается корректировке.

Вторая ошибка в том, что часто в ответ на агрессивное действие ребенка, родители говорят: «Что ж ты у нас такой – дерешься, кусаешься, начинают стыдить ребенка. У всего этого двойной смысл. Ребенок слышит это по-другому: «Ты не такой, как надо». «Ты плохой», «Такого мы меньше любим». И даже: «Ты нам такой не нужен!» Это то минимальное разочарование в ребенке, которое он слышит.

Третья ошибка заключается в том,что сталкиваясь с детским гневом, родитель взрывается и опрокидывает груз собственного гнева на уже рассерженного ребенка. В такой ситуации дети беспомощны. У них нет защиты против родительского гнева. Ребенок вынужден сдерживать свой гнев внутри себя, добавив к нему и родительский.

Четверная ошибка в неуместном юморе. Это здорово, но в меру. Когда к нему прибегают постоянно, дети не имеют возможности научиться правильно вести себя в подобной ситуации.

Важно наблюдать за своими детьми и уметь замечать проявления агрессии. Если увидеть признаки надвигающейся бури, можно направить злость в нужное русло. Существуют три основные проявления агрессии: мимика, поведение и речь. Например, Аня, когда злится, вся краснеет от напряжения, сживает кулачки и говорит: «Я тебя съем!» Сережа, прежде чем начнет драться, прищуривается и топает ногой. А Ваня насупится, отвернется и не хочет говорить, только так дергает колесико от машинки, что оно отваливается. Когда ребенок злится на другого, так как тот не дает поиграть в игрушку, можно не ждать пока они подерутся, а научить договариваться друг с другом.

Любое негативное поведение ребенка говорит не о том, что ребенок хочет сделать что-то плохое, а что в его жизни что-то не так.

Рассмотрим, как развивается агрессивное поведение у маленького ребенка.

  • Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.
  • Годовалый малыш, разозлившись на маму, может ее ударить.
  • В 1,5 года ребенок уже может сдержать гнев, он «отведет душу», затопав ногами или упав с криком на пол. Особенно часто проявляется агрессивность в период приучения к опрятности.
  • «2-х летний малыш, не задумываясь ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку. В это же время слово «нет» является ключевым в сценах раздражения и гнева, которые устраивает ребенок.
  • В 3 года малыш уже вежливее, он может начать спорить хотя бы первые несколько минут. В это же время он топает ногами, отказываясь подчиняться.
  • Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру. Пиф-паф – стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль нельзя, что можно сказать словами, если конечно его научили.

Агрессивное поведение может иметь скрытый, замаскированный характер, например, ребенок с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека.

Маленький ребенок может использовать практически любую часть своего тела для выражения агрессии: горло, чтобы криком выражать свой гнев, ярость, бешенство; рот, чтобы плеваться; ноги, чтобы пинаться; руки и кулаки, чтобы бить и вся мускулатура в целом может быть использована для атаки.

В воспитании детей существует негласное правило, что для определенного возраста существует определенный набор приемлемых средств выражения агрессии. Крик допустим в доречевой период и исключительным проявлениям на последующих стадиях развития. Кусание, как способ атаки считается нормальным для ребенка до момента, когда он научится ходить. Использование кала считается недопустимым после того, как ребенок начал ходить в туалет. Пинаться и пихаться могут дети любого возраста.

В возрасте от 4 до 6 лет малыш настолько быстро развивается, что каждый день может быть новым и совершенно непредсказуемым в поведении. С большей силой заявляют о себе новые потребности.

В первую очередь – потребность в движении. Родители очень часто насильно ограничивают двигательную потребность ребенка. Естественная реакция малыша – гнев, который находит выход через поведение. В этот период учащаются конфликты ребенка с взрослыми, вспышки раздражения, протест, неподчинение. Как быть? Достаточно понять, что возросшая активность - это все лишь период жизни. Он необходим, чтобы освоить новые возможности тела.

Следующая потребность – потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии возникают чаще всего как протест против помощи родителей, родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми, причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.

Далее потребность в общении со сверстниками. Желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велики. Если ребенок не научился общению, то он часть кулаками стремится приобрести популярность среди детей. Здесь важно определить причину агрессивного поведения и обучить другим способам завоевания авторитете среди людей.

У детей 2-4- лет, не умеющих выразить свои желания и просьбы, одной из форм общения являются удары и кусание. Так ребенок выражает свое состояние, когда сердится или чего-то хочет.

Агрессивное поведение, начиная с 3-4- лет принимает разнообразные формы. Одна из них – вербальная агрессия. Она проявляется в виде косвенной, направленной на обвинения или угрозы сверстнику. Проявляется в виде жалоб («А Вова меня стукнул»), демонстрационного крика, направленного на устранение сверстника (уходи, надоел, не мешай); агрессивных фантазий «Не будешь слушаться, милиционер придет, тебя заберет»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу в самолет и отправлю на высокую гору, будешь там сидеть один»). Прямая вербальная агрессия проявляется в виде оскорбления и унижения другого: дразнилки, оскорбления. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение ущерба: разрушение построек, уничтожение порча чужих вещей. Прямая физическая агрессия проявляется либо как символическая (показывает кулак, угрожает), либо как реальная (непосредственное нападение – укус, царапанье, хватание за волосы).

Причины детской агрессии многообразны. К ним относятся излишне строгие запреты со стороны взрослых, протест ребенка против требований взрослых, желание утвердиться в группе сверстников, переживания, связанные с обидой и унижениями; соматические заболевания или заболевания головного мозга; воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

В тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируется тревожности, жестокость, агрессивность, эгоизм. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания его нервной системы. Однако в любом случае по мере взросления ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать.

Литература

  1. Бреслав Г.М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков : метод. пособие для врачей / Г.М.Бреслав. - СПб.: Комздрав, 2004. - 334 с.
  2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.А.
  3. С Карасева. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238 с.
  4. Колосова.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
  5. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.
  6. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова [и др.]. - СПб., 2000.
  7. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком / Е.К.Лютова. - СПб.: Речь, 2002. - 190 с.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В.Овчарова. - М.: Академия, 2003. - 448 с.