Квест-игра по теме "Гидросфера". 6-й класс

Разделы: География, Внеклассная работа

Класс: 6


Цели и задачи урока:

  • используя игровую форму урока, повторить, систематизировать и расширить знания по теме «Гидросфера»;
  • продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с картой;
  • продолжить работу по развитию речи, логического мышления, образной памяти;
  • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: карта полушарий, карты атласа, карточки с заданиями, презентация «Путешествие по Гидросфере».

ХОД ИГРЫ

За 7–10 дней до начала игры из каждого класса параллели набирается команда из 7 – 8 человек. Команда выбирает капитана, название, девиз и эмблему команды.

I. Организационный момент

Все команды собираются в актовом зале школы.

Нашу игру я начинаю загадкой, правильно отгадав которую, вы сможете узнать, какой теме посвящена игра.

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром,
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором.
Нагрей её и к небесам
Взлетит она тогда.
Теперь вы мне ответите –
Зовут её – …….(вода)

Правильно - это вода!

Нашу игру мы полностью посвятим разговору о воде, которая образует одну из внешних оболочек нашей планеты — Гидросферу. Вначале я предлагаю вам сказку послушать…

Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем маленькой, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой-тучкой летела по синему небу. И была эта Капелька очень любознательной. Наша Капелька была ещё юная, ничего сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной.

И вот однажды Мама-тучка сказала ей: «Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну Гидросферу. Состоит вся эта страна ни много ни мало, из четырёх островов, каждый – особенный. Полети, побывай, все об этой стране узнай». С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю каждой команде выйти на сцену и представить свою команду.

Молодцы! Теперь думаю: пора отправиться в путешествие по стране Гидросфера. Думаю, ваш запас знаний по Гидросфере достаточный, чтобы поделиться им с Капелькой.

Командам выдаются маршрутные листы.

II. Основная часть игры

1. Первый остров «Игровой».

На нем жили самые маленькие гидрономики, они играли в разные игры. Особенно Капельке понравилось с ними играть в третьего лишнего.

Давайте и мы поиграем. Из предложенного перечня выберите лишнее понятие и поясните, почему оно таковым оказалось

  1. Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив. (Бенгальский залив омывают берега Евразии, а Гудзонов залив и Мексиканский залив – берега Северной Америки)
  2. Карибское море, Средиземное море, Красное море. (Средиземное и Красное моря омывают берега Евразии, а Карибское море – берега Северной Америки)
  3. Каспийское море, Белое море, Азовское море. (Каспийское море – это озеро, Белое и Азовское моря – это моря).
  4. течение Гольфстрим, Лабрадорское течение, Перуанское течение. (Гольфстрим – тёплое течение, Лабрадорское и Перуанское – холодные течения)
  5. река Лена, река Амур, река Обь. (реки Лена и Обь текут по территории России, а река Амур протекает по территории нескольких стран)
  6. Ладожское озеро, озеро Чад, озеро Байкал. (Ладожское озеро и озеро Байкал находятся на территории России, а озеро Чад – в Африке)
  7. Магелланов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив. (Магелланов пролив и пролив Дрейка омывают Новый Свет – Америку, а Гибралтарский пролив омывает только Старый Свет – Европу и Африку).

2. Второй остров «Терминов».

Ребятам выдаётся лист с терминами, учитель диктует «расшифровку» загаданных терминов.

Термины.

  1. Гидросфера
  2. Остров
  3. Исток
  4. Море
  5. Залив
  6. Пролив
  7. Полуостров
  8. Устье
  9. Русло
  10. Речная система

Последовательность диктовки

  • Водная оболочка нашей планеты.
  • Часть океана, более или менее отдалённая от него сушей.
  • Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши.
  • Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  • Часть суши, вдающаяся в море или озеро, с трёх сторон окружённая водой.
  • Река со своими притоками и притоками притоков.
  • Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой.
  • Вдающаяся в сушу часть океана или моря.
  • Место, где начинается река.
  • Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Ключ для проверки: 1, 4, 6, 9, 7, 10, 2, 5, 3, 8

3. Пятый остров «Знатоков»

Это был остров, где собирался Клуб знатоков. Кто бы к ним не пришел, какую бы историю рассказывать ни начал – ничем их не удивишь: «Знаем,- говорят,- видели!».

А теперь вы, ребята, попробуйте догадаться, о чем идет речь в предложенных отрывках.

1) «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струятся ее теплые синие воды. Нигде на Земном шаре нет столь величавого потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих этих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет этот поток». (Тёплое течение Голфстрим)

2) «…Послышался грохот со стороны океана, и на город обрушился водяной вал, двигавшийся с большой скоростью. Через несколько минут вода отступила, унося разрушенное, и дно океана обнажилось на несколько сот метров. Через 15-20 минут на город снова надвинулась водяная волна, достигавшая 20-метровой высоты». (Цунами)

3) «Лед, сползая с острова в океан, образует плавающие в воде ледяные глыбы. Словно флотилии ослепительно белых лайнеров, светящихся изнутри таинственной голубизной, они дрейфуют день и ночь у берегов острова… Но были случаи, когда подтаявшие исполины неожиданно переворачивались и, словно коробок спичек, подбрасывали в воздух неосторожно приблизившееся к ним судно». (Айсберги)

4) 

Я реке и друг, и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу (Канал

4. Четвертый остров «Рекордсмены».

Учащиеся сообщают о рекордах данных объектов гидросферы и показывают их на географической карте.

  1. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро
  2. Озеро Байкал – самое глубокое озеро
  3. Каспийское море – самое большое по площади озеро
  4. Мертвое море – самое солёное озеро
  5. Красное море – самое солёное море
  6. Балтийское море – самое пресноводное море

III. Заключительный этап игры

По прохождению всех этапов игры команды возвращаются в актовый зал для подведения итогов игры.

Очень понравилось Капельке в Гидросфере. Многое узнала она, и вы ей очень помогли. Но самое главное, Капелька поняла, что знания открываются тому, кто сам к ним стремится!

Пришла пора возвращаться, и Капелька загрустила. Как же ей попасть обратно, к маме-тучке? Благодаря Мировому круговороту воды Капелька сможет вернуться.

В заключение объявляются итоги игры, награждение.