Ботаническая игра (модификация игры «Крестики-нолики»)

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Краеведение


Цель: Закрепить знания о многообразии и особенностях строения и применения травянистых растений Амурской области.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление знаний о многообразии и особенностях строения и применения травянистых растений Амурской области.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса к природе Амурской области, логического и творческого мышления, творческой инициативы в игре, умения анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения к друг другу, заботливого и бережного отношения к природе, расширение кругозора.

Количество игроков: 2-5 команд по 5-6 человек.

Материалы: игровое поле, карточки с вопросами, карточки с загадками, таблички с названиями команд (команда «a», команда «b» и т.д.), фломастер, секундомер или песочные часы на 1 минуту, фотографии растений (по желанию).

Правила игры: Играть могут от 2 до 5 команд по 5-6 человек в каждой. Команды называются буквами латинского алфавита – a, b, c, d, e. Команды по очереди открывают вопросы на игровом поле 5х5, если команда отвечает на выбранный вопрос, то вместо номера вопроса на этой клетке поля ставится буква, соответствующая названию команды. Если команда не может ответить, отвечает любая другая команда, знающая ответ. В случае, если другая команда не даёт правильного ответа, вопрос снимается, клетка на игровом поле остаётся пустой. Дальше выбирает вопрос следующая по очереди команда.

Игровые цели команд:

1) первой ответить на 3 (если играет более 3 команд) или 4 (если играют 2-3 команды) вопроса, под номерами, находящимися рядом на одной прямой линии по горизонтали, вертикали или диагонали;

2) не допустить выигрыша другой команды, открывая вопросы на выбранной ей линии. На обсуждение вопроса каждой команде даётся не более 1 минуты.

Ход игры

Участники команд занимают свои места вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды (команда «a», команда «b» и т.д.). Учитель приветствует команды, напоминает правила игры. На доске изображено игровое поле:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Для определения очередности ходов каждый игрок отгадывает загадку о растении, поэтому на каждую команду по количеству игроков учитель готовит на отдельных карточках комплект загадок (https://urok.1sept.ru/articles/644970/, https://urok.1sept.ru/articles/666006/).

На отгадывание загадок даётся не более 1 минуты.

Команда, у которой больше всего правильно отгаданных загадок, имеет право первого хода. В случае, если отгаданных загадок у команд одинаково, то команды ходят в алфавитном порядке.

Первая команда называет номер на игровом поле, учитель зачитывает вопрос, команда через 1 минуту даёт ответ: если ответ верный, то вместо номера вопроса ставится буква команды. Ход переходит к следующей команде и так до тех пор, пока одна из команд выиграет или пока сложится ничья.

Учителю понадобится помощник, который быстро проверит правильность отгаданных загадок каждой команды и по числу верных ответов установит очередность ходов. Этот же помощник должен будет в ходе игры фиксировать время на обсуждение вопроса командой с помощью часов с секундной стрелкой (или песочных часов на 1 минуту), расставлять буквенные обозначения на игровом поле.

В конце урока, на усмотрение учителя, производится оценивание игроков команды-победителя и наиболее активных участников.

Вопросы:

  1. В соцветии у этого растения много невзрачных жёлто-зелёных цветочков. Возможно, поэтому растение назвали «акорус» (Acorus), что переводится как «некрасивый», «неукрашенный». (аир)
  2. В Англии за схожесть цветков этого растения то со шлемом, то с капюшоном окрестили его «капюшоном монаха». В ботанике его называют аконитом, от греческого города Аконе, возле которого произрастало это растение. (борец)
  3. Цветки этого растения не закрываются на ночь, круглые сутки «стоят на вахте», как бы предупреждая об опасности: «здесь можно и утонуть». (вахта трёхлистная)
  4. Французские девушки, провожая парней на войну, дарили им эти цветы, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые скорее вернулись домой победителями. Воины верили в чудодейственную силу цветка и сохраняли его как талисман. (гвоздика)
  5. Происхождение названия этого растения происходит от греческого слова «дельфин» из-за отдаленного сходства цветочной почки растения с фигурой дельфина. (дельфиниум, или живокость)
  6. О нём поэт Н.А.Заболоцкий писал: «Я не мыслю себе августа без плакун-травы, раздольно растущей на каменистых островных берегах. Её тревожно-красные кисти в озерной зыби лучатся отсветами истории и народной поэзии». (дербенник)
  7. Этот сорняк относится к растениям-барометрам и может предсказывать погоду. Если утром цветки-звёздочки не раскрылись, значит днём будет дождь. Если цветки не раскрылись и днём, значит, дождь будет на следующий день. (звездчатка средняя, или мокрица)
  8. Ярко-жёлтые цветки, по форме очень похожие на лопасти вентилятора, а плотные продолговатые листочки, собранные в сухую погоду, дают при заварке настой красивого золотистого цвета, обладающий целительной силой. (зверобой)
  9. Древние греки называли так радугу, а потому и цветок, схожий с радугой по окраске, стали также именовать. Греки считали эти цветы осколками упавшей на землю радуги. (ирис, или касатик)
  10. Со строением цветка связано название растения, данное Карлом Линнеем не без умысла: цветок состоит из трёх лепестков, два из которых крупные, ярко-голубые, а третий – бледный и намного меньше по размерам. Из трёх тычинок две тоже длинные, а третья короткая. Это и дало Линнею повод назвать род в честь братьев Коммелинов, двое из которых были известными учёными, а третий ничем подобным не прославился. (коммелина)
  11. Травка для игры в «петуха или курочку». Загадываешь, какой получится гребешок: если сорвать метёлку со стебелька снизу-вверх: высокий, неровный – значит, петух, ровный, низкий – курочка. Угадал – желание сбудется. (костёр)
  12. В славянской мифологии именно в них русалки превращались днём. Древние греки считали, что в неё превратилась прекрасная богиня Нимфа, которая олицетворяла животворную силу природы. (кувшинка)
  13. Буйно цветущие заросли этого растения производят ошеломляющее впечатление: будто по лугу рассыпались золотые сверкающие самородки. (купальница)
  14. В народе считают: зацвел – лето перевалило на вторую половину. И вот «косогор превратился в пенный каскад: так и хлещут цветы-гейзеры, окутывая траву млечным паром. Не кисти, а взбитые сливки! – столько в них лёгкости и белизны», – так поэтично пишет о растении Ю.Линник. (лабазник)
  15. Происхождение русского названия этого растения не прояснено до конца. Одни считают, что оно произошло от слова «гладыш», за гладкие листья, другие – от слова «ладан», т.к. его цветки издают сильный и приятный запах. (ландыш)
  16. Цветок этого редкого растения необыкновенно красив. На цветоносном стебле, над поверхностью воды, приподнимаются розовые крупные цветки. Фон им создают крупные воронковидные, приподнимающиеся над водой, и плавающие листья на длинных черешках. (лотос)
  17. Стоит только потереть лист этого растения, как сразу станет ясно, что перед нами. Лист издает сильный пряный аромат, сопровождаемый лёгкой «холодинкой». (мята)
  18. Её плоды очень похожи на пастушью сумку или кисет, отсюда и русское название растения. (пастушья сумка)
  19. Существует легенда, по которой этот цветок является воплощением прекрасной девушки. В Китае он является символом долголетия и любви, в Японии олицетворяет застенчивость, а в Индии, Цейлоне, Иране, Пакистане считают его символом неуклюжести и глупой гордыни. (пион)
  20. Его соцветие достигает 30 см длины. После отцветания остается бурый, почти чёрный, бархатистый початок. Возможно, что латинское название растения имеет греческое происхождение: «туфос» (typhos) переводится как «дым» – початки чёрные, будто обгорелые. (рогоз)
  21. Ослепительно белые цветки этого первоцвета похожи на звезду, только лучей у этой звезды семь. А ведь цветок из семи лепестков – явление редкое. Отцветая, семилучевая звездочка падает на землю сразу вся, а не отдельными лучиками, т.к. все лепестки соединены между собой. (седмичник европейский)
  22. Хорошо запоминаются с первого взгляда оригинальные цветки с пузыревидными чашечками, которые выглядят как миниатюрные «бочонки». Если такой «бочонок» резко и сильно сжать, то услышим хлопок, щелчок, откуда и произошло одно из названий растений – хлопушка. (смолёвка)
  23. Главную красоту этого сорняка составляют цветы – белые душистые зонтики (относится к семейству зонтичные). К особенности можно добавить то, что она не боится морозов и зимует с зелёными листьями, а в районах с мягким климатом растёт круглый год. (сныть)
  24. В этом растении так много кремнезёма, что если его подержать над огнём, то останется не горстка пепла, а белый скелет, который не рассыплется. Раньше растение использовали вместо соды и порошка для чистки посуды, а также вместо наждачной бумаги, чтобы сделать ровным дерево или кость. (хвощ)
  25. Все растение обильно покрыто желёзками, содержащими сильно пахнущее эфирное масло. И в солнечный жаркий день его выделяется так много, что если поднести к нему зажженную спичку, то эти пары вспыхнут голубоватым пламенем, совершенно не принося растению никакого вреда. Поэтому в народе его ещё называют неопалимой купиной. (ясенец)

Литература

  1. Гринкевич Н.И., Сорокина А.А. Легенды и быль о лекарственных растениях. – М.: Наука, 1988. – 176 с.
  2. Денисова В.Г. Химия. VIII-XI классы: Открытые уроки. – Волгоград: Учитель, 2003. – 63 с.
  3. Елина Г.А. Аптека на болоте: Путешествие в неизведанный мир. – СПб.: Наука, 1993. – 496 с.
  4. Жирмунская Н.М. Сорняки на садовом участке. Биология, польза, контроль. – СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2014. – 112 с.
  5. Колпакова О.В. Детский травник. – М.: Белый город, 2011. – 143 с.
  6. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш. шк., 1992. – 272 с.
  7. Шлотгауэр С.Д. Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск: Изд. дом «Приамурские ведомости», 2002. – 256 с.