Тренинг для подростков "В поисках смыслов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Смысл жизни — это максимальное значение,
максимальная ценность чего-то,
к чему ты осознаешь свою причастность.
М.Веллер

Мой успех – это 99 неудач и одна удача!
Саочина Хонды

Научился ли ты радоваться препятствиям?
Восточная мудрость

ЦЕЛЬ:

  • Направить юношей и девушек на поиск истинных целей и смыслов.
  • Помочь сформулировать наиболее актуальные и болезненные проблемы взаимоотношений с прошлым, настоящим, будущим и проанализировать их.
  • Диссоциировать взгляд на жизненные проблемы, изменение их восприятия.
  • Расширить поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях.
  • Повысить уверенность в себе и личностный рост участников тренинга.
  • Актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях.
  • Акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компетентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.

ПЛАН:

  1. Беседа.
  2. Упражнение «Мои смыслы».
  3. Методика «Капля на стекле».
  4. Упражнение «Преодоление».
  5. Рефлексия.
  6. Ритуал «Прощание».

БЕСЕДА

Имеет ли жизнь вообще смысл? И если да, то какой? В чем именно? Или жизнь вообще бессмысленна? Эти вопросы в глубине души мучают каждого человека. Человек на время, даже надолго может совсем забыть об этом, погрузиться с головой в будничные проблемы, заботы, интересы. Но совсем отмахнуться от этого вопроса никак нельзя. И даже самый духовно тупой, заплывший жиром, спящий человек возвращается к этому вопросу, потому что приближается смерть. Наступает старение, болезни и т. д. Умирать страшно. Боится, как правило, тот, кто не раскрыл смысл жизни. Страх перед смертью — это фактически трансформированный страх перед жизнью. Бывает, жизнь проходит очень быстро, дни сменяют один другой, как в калейдоскопе, и однажды вдруг человек становится перед фактом: жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было в ней смысла. Многие философские и психологические течения рассматривают проблему смысла с разных позиций. Вик тор Эмиль Франкл, австрийский психиатр и психолог, находит смысл жизни в самой жизни, в каждом ее мгновении. Им была создана логотерапия, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующие во внешнем мире смыслы: смысл учебы, смысл работы, смысл любви, ненависти, страдания, смерти, существования и т.д.

Жизнь не может лишиться смыслов, ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. Трудно описать жизнь, ее можно чувствовать, дорожить ею. Оценить ее тоже трудно. Жизнь развертывается и вся она — в это мгновенье, «здесь и теперь!» — не больше и не меньше. Мудрый проживает каждый день как последний, нормальный человек живет будущим.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СМЫСЛЫ»

(Работа в тетрадях).

Инструкция. Запишите, пожалуйста, вопросы:

1. Что я даю жизни? (Творчество, работа, учеба...)

2. Что я беру от жизни? (Ценности, переживания, опыт...)

3. Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу.

4. К чему я стремлюсь?

5. Что я даю труду?

6. Что я беру у труда?

7. Как я отношусь к труду?

Запишите, пожалуйста, ответы на эти вопросы. У вас получится маленький трактат о поисках смыслов. Обсуждение. Впечатления.

3. МЕТОДИКА «КАПЛЯ НА СТЕКЛЕ»

I этап. Погружение в релаксационное состояние (расслабление тела по традиционной схеме), или простая краткая установка на релаксацию. Например:

Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание свободно. Представьте…

II Основной текст.

… Представьте, что вы стоите у окна. Барабанит дождь и его капли стекают по стеклу… Какие-то стремительно скользят вниз, другие, словно пытаясь зацепиться и остановить падение, какое-то время плывут по гладкой прозрачной поверхности, оставляя за собой тонкие дорожки и в конце концов тоже теряются за периметром окна.

По небу плывут серые тучи, за сплошной пеленой которых – вы знаете это совершенно точно – чистое голубое небо и яркое теплое солнце. Точно так же, как даже за самой трудной рабочей неделей, есть островок выходных, которые можно сделать яркими и теплыми даже холодной зимой, также как в потоке жизненных проблем обязательно есть события, наполненные особой теплотой, светом, когда каждый миг наполнен ощущением счастья, а груз повседневных забот становится совершенно невесомым…

И в такой серый день порой по-особому хочется вдруг ощутить эту невесомость и оказаться там, за пеленой серых облаков и туч. И в этот момент, вы обнаруживаете, что можете летать. Обнаруживаете, что невидимые крылья уже несут вас в высь… свист ветра и упругость воздуха, прохлада и свежесть… Ощущение свободного полета, независимости и силы, преодолевающей потоки капель и капелек. Где-то далеко, внизу остались люди, деревья, дома … и кажется … еще совсем немного и вот оно чистое небо и теплые лучики солнца, вот она – мечта… И вдруг вы замечаете, что сливаетесь с потоками устремляющихся вниз капелек, превращаясь в одну из них. Неожиданный поворот, или просто усталость… и вас несет назад – вниз. Стараясь удержаться, вы пробуете как-то повлиять на происходящее, и… вам удается зацепиться за чье-то окно. За стеклом горит свет, и кто-то стоит у окна. Может быть, хочется кричать, звать на помощь, хочется внимания и поддержки и есть надежда, что этот человек может помочь. Он же видит безмолвную каплю, катящуюся вниз по стеклу… И вы снова в свободном полете вниз.

… Оказавшись на земле, среди мокрых и липких комочков почвы, холодных камушков и древесных остатков, и оглядевшись вокруг, вы замечаете повсюду множество самых разных по цвету и форме семян и семечек. К некоторым из них подкатываются капельки воды, и они оживают, выпускают ростки и устремляются ввысь. И скоро там, наверху появятся прекрасные цветы или могучие деревья. И вы тоже можете вырастить свой цветок жизни, цветок своей мечты. Нужно только определить каким будет этот цветок, и выбрать соответствующее семечко. И не важно, каким оно будет цветом, размером, главное, чтобы этот выбор был сделан сердцем, сделан вами и для себя.

… И в этот момент, когда вы приближаетесь к своему семечку, соединяетесь с ним, становится не важно – нашли вы это семечко рядом с собой, или в себе… и оказалось, что оно всегда было вашей частичкой… И, ощущая небывалый прилив сил, вдохновения… и легкости, вы устремляетесь вверх… обновленным, свежим, сильным ростком своего творения, или творения и возрождения самого себя. Сквозь толщу преград, пробиваясь к солнцу, вы замечаете, что вокруг уже светло, солнечные лучи играют в жемчужинах воды на листве. И пусть на Земле не будет такого же творения, как ваш цветок, как нет точно такого же человека, как и вы. Как единственная и неповторимая ценность этого мира… И не важно, что вам удалось вырастить – маленькую уникальную незабудку, или огромный розовый куст… ведь это ваше творение, может быть соприкосновение с мечтой.

Ощущая, как распускает веточки и бутоны ваш цветок, вы чувствуете новые силы, новые возможности, и, главное, знаете, что неожиданности, падения и ошибки могут дать огромные силы, опыт и вдохновение на пути к мечте. И сохранив эти ощущения силы, свежести, новых возможностей и нового знания, вы поднимаетесь над своим творением все выше и выше и… вновь переноситесь в комнату с окном. Снова по стеклу катятся капельки. У каждой свой путь и вы знаете, как его можно пройти, вы понимаете то, что им еще только предстоит понять. И может быть, вам захочется что-то сказать, скользящим вниз капелькам, что-то пожелать, о чем-то напомнить. Сделайте это… И я не знаю, что означало для вас это приключение. Что это было – путешествие в свой внутренний мир, где тоже бывает разная погода, где есть капельки, дающие силы и зернышки, из которых можно вырастить новые способности, нового себя. Или это просто рассказ,… фильм об одном из вариантов творения судьбы.

И сейчас, запомнив все то, чему вы, может быть, научились, поняли, все то, что удивило, или показалось важным, возвращайтесь сюда, в наш кабинет.

III Вопросы для обсуждения.

Впечатления, чувства, переживания? Что происходило с вами, какие этапы переживались особенно ярко? Ассоциации с какими жизненными стратегиями в ситуации ошибки или неожиданного препятствия возникают в связи с полученным в упражнении опытом?

У каждого из вас образ капельки вызвал определенные жизненные ассоциации, у каждого есть опыт переживания себя в роли капельки в реальной жизни и есть опыт возрождения себя, самоподдержки в тех или иных жизненных событиях. У каждого есть и свои зернышки, которые удалось прорастить и которые теперь служат надежной точкой опоры – ваш опыт, ваши достижения и победы, открытия каких-то граней своего «Я». Весь этот опыт и личностный багаж жизненных знаний и умений бесценны и стоят того, чтобы поговорить об этом отдельно. Сделаем это мы так.

Возьмите лист бумаги и фломастеры. Внизу мы нарисуем каплю, может быть, у вас их будет несколько. Капля у нас сейчас будет символизировать те жизненные ситуации, в которых вы испытывали что-то подобное тому, что пережили сегодня. От капельки мы проведем ростки, и наша капелька уже обретает образ зернышка (тренер рисует на доске возможный пример), образ возрождения и жизни. На ростках нарисуем листья и цветы. Каждый цветок пусть будет символизировать тот опыт, те жизненные приобретения, которые вы получили, благодаря этим трудностям, проблемам, кризисам. Можно делать поясняющие надписи (10-15 мин).

4. УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕОДОЛЕНИЕ»

Памятка по разрешению проблемных и кризисных ситуаций. Участникам предлагается ее примерный образец, в который они могут вносить изменения в соответствии с имеющимся опытом и особенностями анализируемых проблем.

Памятка по разрешению проблемных ситуаций.

Операция по принятию решения по поводу проблемы состоит из 5 компонентов.

1. Ориентация в проблеме. Здесь важно помнить. Проблемы есть у всех, если у вас есть проблема – вы нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки! Не избегайте столкновения с проблемами, пытайтесь их решать – это в ваших силах! Первая идея не всегда самая лучшая, прежде чем начинать действовать остановитесь и подумайте! При желании вы можете изменить себя и разрешить любые проблемы. Прислушивайтесь к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так! Чем раньше вы обнаружите проблему, тем оперативнее сможете ее решить!

2. Определение и формулирование проблемы. Для того чтобы лучше понять суть проблемы опишите ее по следующим характеристикам: «кто, что, почему, где и как». Остановитесь, подумайте и опишите проблему и свои цели. Ясно и конкретно опишите все доступные факты! Отделите доступную от скрытой информации и факты от предположений! Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Точно определите свои цели, разделив их на рациональные и иррациональные. Для прояснения запутанных областей проблемы можно использовать список «ключей»:

  • Известно
  • Мысли
  • Идеи
  • Мнения
  • Оценки
  • Чувства
  • Реакции
  • Решения
  • Неразрешимое
  • Попытки
  • Неудачи
  • Последствия
  • Ошибки
  • Соглашения
  • Помехи
  • Ресурсы
  • Игнорируется
  • Неправильно понято
  • Не хватает
  • Подавляется
  • Сдерживается
  • Забыто
  • Возражения
  • Достигнуто
  • Полезно
  • Постоянно
  • Меняется
  • Скрывается
  • Положительно
  • Отрицательно
  • Любопытно
  • Загадочно
  • Интересно
  • Скрыто
  • Навязано
  • Осталось без ответа
  • Не существует
  • Желательно
  • Внутренние запреты
  • Навязчивое
  • Беспокойство
  • Можно научиться

Ключи используются в виде вопросов. Например: Какие ресурсы есть для достижения…? Какие попытки делались? Какие препятствия возникали? Делает ли кто-то какие-то оценки? А вы? Что беспокоит в этой ситуации? Какие помехи существуют? Какие ошибки могли или могут быть допущены? и т.д.

3. Генерирование альтернатив. Не критикуя и не оценивая выдвигайте как можно больше вариантов решения проблемы, - они должны быть конкретными и логичными! Пробуйте комбинировать и улучшать идеи.

4. Принятие решения. Оценка возможных решений. Критерии:

  1. Какова вероятность, что этот вариант поможет добиться цели?
  2. Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением наилучшим способом?

Оценка последствий. Личные последствия – время, усилия, эмоциональные издержки или выигрыши, соответствие морально-этическим ценностям, физическое состояние и т.д. Социальные последствия: эффект в семье, у друзей и т.д. Краткосрочные и долгосрочные последствия – как это решение повлияет на меня сейчас? В будущем?

5. Выбор наиболее эффективных альтернатив и преобразование их в оптимальное решение.

Если имеет место расхождение между целью и наблюдаемым последствием, сделайте попытку определить в чем источник трудностей: в процессе решения проблем или претворения в жизнь решений. В первом случае можно еще раз пройти весь алгоритм решения, во втором – следует подумать как улучшить способ реализации решения.

Помните! Наличие проблем свидетельствует, что вы человек, а умение их решать – что вы счастливый человек.

Кризис может стать шансом!

5. РЕФЛЕКСИЯ

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Заполните:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

6. РИТУАЛ «ПРОЩАНИЕ». ПОЖЕЛАНИЕ УСПЕХОВ

Презентация