Занятия по пониманию инвалидности в общеобразовательной школе. Тема: «Инвалидность – особенность человека»

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Вступление

В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РСО-Алания от 24.10.2007г. №958 о готовности участвовать в совместном проекте с Представительством Детского фонда ООН ЮНИСЕФ на Северном Кавказе «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья» на базе ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ВЛАДИКАВКАЗ» (далее ГБОУ) был открыт специальный (коррекционный) класс для детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА).

Целью проекта: создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры.

Нужна была предварительная работа с нормативно развивающими детьми о том, что в классе появится «особый» ребенок. Вот тогда пришла идея разработать цикл занятий по пониманию инвалидности.

Занятие (для детей начальных классов)

Цель: познакомить детей с понятием инвалидность.

Задачи занятия:

  • выявить, что знают обучающиеся о людях с инвалидностью, с особые возможности здоровья (далее-ОВЗ);
  • познакомить с видами инвалидности;
  • испытать на себе эти трудности, с которыми встречаются дети с ОВЗ и преодоление их.

План занятия:

  • беседа « Люди вокруг нас»;
  • средства и приспособления для преодоления препятствий;
  • игра « Перевернутые люди» (здоровые дети на месте инвалидов).

Ход занятия

1. Беседа «Люди вокруг нас» (7-10 минут)

- Кто знаком или встречался с людьми с ОВЗ? (Ответы детей…..)

- Как вы думаете, у нас в городе много людей с ОВЗ? (Ответы детей…..)

- По каким причинам становятся инвалидами? (Ответы детей…..)

- А среди кого инвалидов больше - пожилых или молодых? (Ответы детей…..)

- А как вы относитесь к людям с ОВЗ? (Ответы детей…..)

- С какими препятствиями сталкиваются инвалиды? (Ответы детей…..)

- Они могут работать или нет? (Ответы детей…..)

- Какие есть возможности у людей с ОВЗ? (Ответы детей…..)

2. Борьба с препятствиями

- Какая адаптированная среда нужна для людей в колясках? (Какие есть в нашей школе)

Примерные вопросы

Предположительные ответы

Кто пользуется пандусами?

Родителям с детскими колясками; пожилым людям; людям с НОДА и т.д.

Какие еще нужны приспособления для людей с НОДА?

Поручни, лифт, подъемник

А лифтами кто пользуется?

Для всех людей: мамам с детскими колясками, жителям высотных домов, грузчикам

3. Работа в группах. Игра «Перевернутые люди»

Здоровые дети становятся на месте детей с ОВЗ, дети делятся на две группы.

  • 1 группа - «Человек без ноги»
  • 2 группа - «Человек без руки»

Выходят по одному участнику с каждой группы (добровольцы).

Можно использовать метод соревнования.

Задание для 1 группы: «Ученик на одной ноге пропрыгивает от дальней стены класса до первой парты, надевает рюкзак на плечи и обратно». Дети сменяют друг друга, и в роли человека без ноги побывает вся группа.

Можно предложить выполнить несложную работу на доске (записать слова).

Задание для 2 группы: «Участник должен, держа правую руку в кармане брюк, надеть пиджак и застегнуть пуговицы или молнию».

Можно поменять задание: «Написать левой рукой на доске».

Даются разные фразы: «Я ученик»; «Землю мой дом родной» и т.д.

Дети сменяют друг друга, и в роли человека без руки побывает каждый ребенок.

Участники каждой группы выполняют задание, а остальные поддерживают и начинают считать: «Раз, два, три и т.д.»

Группы меняются заданиями, теперь 1 группа - «Человек без руки», а 2 группа - «Человек без ноги» и выполняют задания.

4. Дискуссия после Игры «Перевернутые люди»

 Вопросы группам:

  1. Как вы себя чувствовали? (необычно, неуверенно, чувство страха и т.д.)
  2. Трудно вам было? Когда особенно (при движении, при письме и т.д.)
  3. С какими еще трудностями встречаются люди с НОДА? (мало специального транспорта, не везде пандусы, поручни и т.д.)

5. Вывод

- Что вы можете сказать о людях с ОВЗ?

- Выразите одним словом свое отношение к людям с ОВЗ и напишите на карточках.

На карточках появляются слова:

  • УВАЖЕНИЕ
  • ВНИМАНИЕ
  • МУЖЕСТВО
  • СТРЕМЛЕНИЕ
  • ДОБРОТА

6. Результаты занятии

«Занятия по пониманию….» позволяют детям не только получить новую информацию о людях с инвалидностью и расширить свой кругозор. Изменения касаются и внутреннего мира ребят, их ценностных установок.