Методическая разработка «Музей и дети»

Разделы: Дополнительное образование


Возраст обучающихся: 5-9 лет (на каждый год обучения разработана своя экскурсионно-познавательная программа, сроком реализации на 1 год).

Вид занятий: экскурсионные, внеклассные.

Актуальность: Внедрение в образовательный процесс новаторских идей способствует изучению собственной истории, значимости и красоты русской речи, памятников, поддержанию традиций.

Цель: Использование воспитательного и познавательного потенциала музеев как источника знаний в дополнительном образовании детей.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с музейной культурой и структурой;
  • умение устанавливать связь между общими понятиями культуры и узким хореографическим направлением;
  • продуктивное изучение теории, понимание связи прошлого и настоящего;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к искусству танца, к традициям народной культуры;
  • воспитание трудолюбия;
  • воспитание самодисциплины в ходе экскурсионных занятий;

Развивающие:

  • развитие памяти;
  • игровых навыков;
  • общей культуры поведения обучающихся.

Новизна методической разработки: В соответствии с современными требованиями к образованию музей обладает более широким диапазоном возможностей, чем любые другие образовательные учреждения для решения некоторых задач и проблем воспитания и образования.

Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости.

Дошкольный и младший школьный возраст – благодатное время для восприятия детьми знаний о национальной культуре.

Внеклассная воспитательно-экскурсионная программа первого года обучения. (Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов)

Тема: «Отроку благочестие блюсти или как воспитывали дворянских детей»

Цель: Изучение влияния декабристов на культуру Сибири через более детальное изучение быта и устоев домов декабристов.

Задачи:

  • научить детей понимать суть повествования устного рассказа, прорисовывать в сознании образы;
  • научиться применять полученные знания в танцевальной культуре, рисовать «живые картины»;
  • познакомить детей с бытом и культурой XIX века.

Актуальность: Особенность данного цикла занятий состоит в том, что экскурсионные внеурочные занятия имеют единую сквозную тему, рассчитанную на весь год, которая совпадает с конечной целью изучения курса и помогает достичь цели поставленной во всем образовательном процессе года. Кроме того экскурсии
направлены на досуговое времяпровождение детей. В воспитательно-образовательном процессе принимают участие музейные работники.

Краткое содержание: Программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее входят 8 тематических занятий-игр и заключительный бал. Занятия проходят с частотой раз в месяц, начиная с сентября, на территории двух усадеб: Дома Волконских и Дома Трубецких.

Продолжительность каждого занятия – 45 минут.

1. Знакомство с домом. (Дом Волконского)

Дети попадают в Дом Волконских, где их встречают Учитель и молодая дворянка, Нелли Волконская. Учитель приехал издалека, и хозяйка дома показывает ему свой дом. Дети вместе с сотрудниками и сопровождающим педагогом знакомятся с предметами XIX века. Все занятие построено в виде диалога между сотрудниками и детьми. В конце занятия дети получают небольшие альбомы, которые они будут вести на протяжении всей программы. После знакомства с домом проводится небольшая викторина.

2. Занятие-игра «Путешествие по старому городу». (Дом Волконского)

Дети вместе с Нелли и ее учителем отправляются в путешествие по старому городу. Им нужно будет пройти по карте старого Иркутска, которая представлена в виде большой напольной игры. По ходу игры им будут задавать несложные вопросы, и все обязательно получат памятные сувениры.

3. Знакомство с историей семьи. (Дом Трубецких)

Хозяйка дома Трубецких, Зиночка Трубецкая знакомит детей со своей
семьей. У детей появится возможность осознать, что означают давно знакомые им слова «семья», «род», «фамилия», «династия», «реликвия». Заранее получив задание, поговорить с родителями о своих предках, дети смогут составить родословные своих семей.

4. Силуэтный театр. (Дом Трубецких)

Дети узнают историю силуэтного рисунка. Увидят, как за 3 минуты можно нарисовать силуэтный портрет. Своими руками создадут силуэтные пейзажи. А завершит занятие рождественское представление театра теней.

5. Урок за столом «Принимаем гостей». (Дом Волконского)

Нелли Волконская приглашает к себе на чаепитие. Дети в игровой форме знакомятся с основными правилами поведения за столом. Узнают, как проходили званые ужины в дворянских семьях. У них есть возможность провести праздничное чаепитие в дворянской усадьбе.

6. Раздельное занятие «Дамские и мужские тайны» (Дом Волконского)

Нелли знакомит девочек с основными видами популярного в XIX веке рукоделия. Они сами украсят свои альбомы сухими цветами и соберут несложные бусы. Они также сами сделают веер и познакомятся с языком веера.

А у мальчиков будет возможность познакомиться с основными видами войск, определить к какому виду войск принадлежали они и вылепить из глины небольшого солдата в кителе этого войска.

7. Занятие по рисунку (Дом Волконского)

Учитель знакомит Нелли и детей с основными видами живописи. Затем дети проходят по дому и описывают картины, которые они видят в доме. Дети познакомятся с настоящими картинами XIX века, а в конце занятия у них будет возможность отдохнуть и расслабиться. Дети поиграют в популярную в XIX веке игру «Живые картины», изобразят сами, что нарисовано на заранее подготовленных несложных картинах.

8. Занятие по танцу (Дом Волконского)

На уроке танца ученики погрузятся в атмосферу подготовки к балу - важнейшей составляющей жизни дворянина 19 века. Ребята познакомятся с правилами светского этикета, увидят «живое» исполнение характерных танцев той эпохи (кадриль, мазурка, котильон), услышат знаменитые классические музыкальные произведения и начнут разучивать танец (полонез) для своего первого настоящего дворянского бала.

9. Заключительный бал

На этом балу дети продемонстрируют все, чему они научились за год. Они будут танцевать, играть в живые картины, разыграют силуэтный спектакль и познакомятся с еще одной популярной в XIX веке игрой. Игрой в фанты. И по традиции бал закончится праздничным чаепитием.

Внеклассная воспитательно-экскурсионная программа второго года обучения. (МБУК Музей истории города Иркутска имени А.М.Сибирякова филиал Дом ремесел)

Тема: «Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры в г. Иркутске»

Цель: приобщение детей к русским народным праздникам, традициям. Расширение представления детей о народных праздниках.

Задачи:

  • знакомство с календарными праздниками русского земледельческого цикла,
  • участие в играх, исполняя бытовые игровые хороводы, которые раскрашивают жизнь ребёнка,
  • узнать историю родного края,
  • понять, как много сил души вложили предки в культуру края, частью которого является их семья и наш центр.

Актуальность: воспитание уважение к памяти прошлых поколений,
бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Особенность данного цикла занятий состоит в том, что экскурсионные внеурочные занятия имеют единую сквозную тему, рассчитанную на весь год, которая совпадает с конечной целью изучения курса и помогает достичь цели поставленной во всем образовательном процессе года. Кроме того экскурсии направлены на досуговое времяпровождение детей.

1. Тема: Масленица (занятие 2 часа);

2. Тема: Пасха (занятие 2 часа);

3. Тема: День святой Троицы (занятие 2 часа);

4. Тема: Фольклорный праздник «Капустные посиделки» (занятие 2 часа);

5. Тема: «Похороны мух», «Злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут» (занятие 2 часа);

В учебно-творческих мастерских музея дети знакомятся со следующим направлениям художественных ремесел:

1. Тема: Русский народный костюм (занятие 2 часа), по итогу детьми сделаны слайдовые презентации;

2. Тема: Работа с бисером; (занятие 2 часа)

3. Тема: Шитая кукла;(занятие 2 часа)

4. Тема: Лоскутное шитьё; (занятие 2 часа)

5. Тема: Тесто пластика; (занятие 2 часа)

6. Тема: Ручное ткачество. (занятие 2 часа)

Внеклассная воспитательно-экскурсионная программа третьего года обучения. (Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачёва)

Тема: «С искусством по жизни»

Цель: приобщение обучающихся к искусству путем более подробного знакомства с художественным направлением.

Задачи:

  • научить находить связи в разных направлениях искусства, устанавливать метасвязи;
  • научить выражать зрительные образы с помощью движений в танца;
  • развитие образного мышления.

Актуальность:Изучение картин в музее делает натуру ребёнка более чувствительной, тонкой - следовательно, более способной переживать хорошие и добрые чувства. Уроки рисования в музее способствуют развитию творческого воображения. Воображение поможет создать хореографический образ, и детский танец станет, ярче и выразительней.

Особенность: данного цикла занятий состоит в том, что экскурсионные внеурочные занятия имеют единую сквозную тему, рассчитанную на весь год, которая совпадает с конечной целью изучения курса, и помогает достичь цели поставленной во всем образовательном процессе года. Кроме того экскурсии направлены на досуговое времяпровождение детей.

1. Тема. Как рождается картина?

2. Тема «Какого цвета вода». Просмотр мультимедийного фильма о творчестве И.К.Айвазовского. Мастер-класс на тему: «Морской пейзаж», техника: акварель.

3. Тема «Коралловый риф». Просмотр документального фильма о жителях океана. Мастер-класс на тему: «Рыба», роспись фигурок акриловым красками.

4. Тема. Линия в живописи и танце.

5. Тема. Васнецов «Снегурочка». В технике коллаж Зимняя сказка.

6. Тема Подарки своими руками. Подарки к новому году.

7. Тема «Облака». Просмотр мультимедийного фильма из цикла «Русский музей – детям. В мастерской художника». Мастер-класс «Облака», техника: гуашь.

8. Тема «Легче воздуха». Просмотр документального фильма по истории воздухоплавания. Мастер-класс на тему «Воздушный шар», смешенная техника.

9. Тема «Радуга». Просмотр короткометражного фильма о радуге. Мастер-класс «Радуга», роспись фигурок акриловым красками.

10. Тема «Пустыня». Просмотр короткометражного фильма о пустыне Сахара. Мастер-класс «Животные пустыни», техника: коллаж.

11. Тема «Дерево». Просмотр мультимедийного фильма из цикла «Русский музей – детям. В мастерской художника». Мастер-класс «Дерево», техника: гуашь, акварель.

12. Тема «Пейзаж». Просмотр мультимедийного фильма из цикла «Русский музей – детям. В мастерской художника». Мастер-класс «Пейзаж», техника: гуашь, акварель.

13. Тема «Портрет». Просмотр мультимедийного фильма из цикла «Русский музей – детям. В мастерской художника». Мастер-класс «Портрет», техника: гуашь, акварель.

14. Тема «Искусство анимации». Просмотр короткометражного фильма «Мультфильм своими руками». Мастер-класс «Аниме», роспись фигурок акриловым красками.

15. Тема «Букет». Просмотр мультимедийного фильма из цикла «Русский музей – детям. В мастерской художника». Мастер-класс «Волшебные цветы», техника: гуашь, акварель.

16. Тема «Растения хищники». Просмотр короткометражного фильма из цикла «Растения хищники». Мастер-класс «Волшебные цветы», техника: гуашь, акварель.

Бесспорно, музей и учреждения дополнительного образования – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что
они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка.

В результате успешного сотрудничества, музей стал не только местом досуга, но и хорошей образовательной базой.

Приложение.