Игра как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающихся начальной школы с ОВЗ

Разделы: Внеклассная работа


«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства, программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.

Как отмечает И.Ф.Клименко, ценностно-смысловые ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность. Слайд 2

В жизни младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом. Однако это происходит в процессе систематически осуществляемой коррекционно-развивающей работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она обеспечивает выделение и осмысление младших школьников социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка - быть как взрослый.

Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная ценность.

Именно в преодолении трудностей проходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь к другим.

В игре формируются навыки коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе.

В играх детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевая игра носит целенаправленный характер. Важно, чтобы в игре ребёнок фантазировал, строил, творил. Только тогда можно воспитать инициативу, настойчивость, коллективистские навыки.

Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития.  Наблюдая за детьми, за их проявлениями в игровой деятельности, часто можно увидеть, что многим детям трудно наладить контакт со сверстниками, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

В ходе игры происходит формирование психических процессов и действий, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, отношения детей и взрослых. Дети учатся играть рядом, не отнимать игрушки друг у друга, сотрудничать, достигать общей цели.

В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно, активно усваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.

Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого, отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка. Но в самостоятельных играх порой наблюдается и такое: одни дети не проявляют инициативы, не умеют устанавливать контакты со сверстниками, другие - чрезмерно активны во взаимоотношениях со сверстниками, эгоистичны, излишне самолюбивы. Поэтому воспитатель должен использовать такие методы и приемы, которые могут активизировать ребенка на проявление инициативы.

Так как в моем классе дети с тяжелыми нарушениями речи. У них наблюдается слабое моделирование отношений, дети не проявляют активности для совместной игровой деятельности, каждый играет сам по себе, т.к. дети при речевых нарушениях могут плохо понимать друг друга. Не владеют умением общаться, договариваться. Эмоционально неустойчивы. Самостоятельная игра – кратковременна. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Общение вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Дети часто используют любимые игрушки, действиям с которыми они уже обучены. Слайд 3

К примеру: целью игры - занятие с куклой - является формирование у детей умений, правильно играть с данной игрушкой и приобретение ими эмоционально-нравственного опыта. Эмоции, которые испытывает ребенок, играя с куклой относясь к ней, как живому существу, способствуют развитию его чувств, придают игре элементарное нравственно-этическое содержание.

Есть куклы-сверстники, интересны куклы-малышки, игры с которыми способствуют развитию заботливого отношения к младшим; помогают утвердиться в роли старшего. Слайд 4 Сюжеты игр с куклами, самые разнообразные: укладывание куклы спать, кормление куклы, куклы идут на прогулку, причесывание куклы, купание куклы и так далее  в процессе таких игр, у всех детей формируется доброта, забота, отзывчивость. У детей с ОВЗ игры в куклы направлены на воспитание заботливого отношения к людям.

В играх с куклами типа «День Рождения куклы», «Приход гостей» Слайд 5 эффективно осуществляется воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру, показываю детям пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Вовлекая детей в игру, создаю игровую ситуацию, например: в игре «Семья». Я предложила Ксюше: «Давай с тобой поиграем в игру «Семья». Я буду бабушкой, а ты кем будешь?» - Я мамой.

А кукла Маша будет твоей дочкой. Слайд 6

В игре «Семья» формируются общечеловеческие ценности: любовь к семье, своим близким, забота о своих близких.

В игре «Больница» Слайд 7 задача воспитателядовести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему здоровью. Врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей. Эти игры способствуют отражению различных отношений, характеризующих любовь, гуманизм, здесь формируются такие качества как доброта, сострадание, милосердие. В процессе игры в «Магазин» Слайд 8 обращаю внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу;

В сюжетно-ролевой игре «Школа» формирую ценностное отношение к школе, уважение к учителю, к одноклассникам. Формирую образ учащегося.

Чтобы у детей не пропал интерес к этим играм, постоянно нужно стремиться кобогащению сюжета, стараемся дать детям новые знания и представления.

Только через игру происходит эффективная коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Игра это интересная деятельность, а главное, значительно более полезная в плане перспектив развития.

При организации сюжетно-ролевых игр, нужно всегда помнить, что успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер.

В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.

Литература

  1.  Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / Художник А.А.Селиванов-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.: ил. – (После уроков).
  2.  Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: книга, полезная для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. — М.: Новая школа, 2000.
  3. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А.Степанова, М.Э.Вайнер, Н.Я.Чутко; Под ред. Г.Ф.Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
  4.  Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. — 2001. — № 4. — С. 3–7.