Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  1. Продолжить совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений А.С.Пушкина (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).
  2. Обогащение пассивного словаря литературными словами: ветхая, невод, землянка.
  3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  4. Развивать логическое мышление детей и умение разгадывать кроссворды; творческие способности, память, воображение.
  5. Приобщать к владению русским языком: учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.
  6. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта А.С.Пушкина.

Предварительная работа с детьми: чтение произведений А.С.Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

Материалы и оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, работы детей по сказкам А.С.Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

Ход занятия

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании,
Благополучного конца.

(В.Берестов)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в необычное путешествие. Путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? (…) Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой-рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…». Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

(Появляется Бабушка-рассказушка)

Бабушка-рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

(Дети здороваются с Бабушкой-рассказушкой, предлагают присесть и отдохнуть).

Бабушка-рассказушка: Ну что ж дети, а вы сказки любите? Как начинаются сказки, подскажите?

(Ответы детей: Жили-были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.)

Бабушка-рассказушка: А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:

1.

Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (Повариха)

2.

Ты волна моя, волна
Ты бурлива и вольна…
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!

- Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (Буян)

3.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (Петушка)

4.

Правду молвит молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (зеркальце) одно.

5.

Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (Гвидон)

6.

Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил был славный царь (Дадон)

Получается ключевое слово: Пушкин.

Бабушка-рассказушка: Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям)

Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.

Бабушка-рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

1.

Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (клубок)

Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.

Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

(Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила»).

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

Физминутка:


У Лукоморья дуб зелёный;
(Дети поднимают руки вверх)
Златая цепь на дубе том:
(Делают движения руками крест на крест)               
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
(Идут друг за другом по кругу)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Движения руками вправо, влево)
Там чудеса:  там леший бродит, 
(Закрывают глаза руками)
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит;
(Движение «волна» сверху вниз)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;  
(Идут по кругу на внешней стороне стопы)
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
(Повороты вокруг себя)
Дети садятся на стульчики.

(Появляется Кот)

Кот: - Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Вы готовы? (…)

Воспитатель: Ребята,  мы справимся с заданиями?

(Дети: Справимся).

Конверт № 1

Продолжи фразу:

- Кабы я была царица – говорит одна девица
То на весь крещеный мир, приготовила б я пир.
- Царь с царицею простился
В путь дорогу снарядился,
- И царица у окна
Села ждать его одна.
— Жил-был поп
Толоконный лоб,
- Пошел поп по базару
Посмотреть кой- какого товару.
— Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
- Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело!
— Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
- Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года!
— Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
— Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
- А орешки не простые,
Все скорлупки золотые!

Конверт № 2

Игра «Собери сказки».

В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.

- Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».

- Рыбка, старик, дворец «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Лебедь, комар, белка «Сказка о царе Салтане».

Конверт № 3

Игра «Составь слова из слогов».

На доске написаны слоги:

КА

РУ

ВОД

РЕ

С

РЫБ

С

НЕ

МО

РИК

 

ТА

   

ТА

 

ХА

     

 

- Из какого произведения эти слова? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Объяснить смысл слов:

  • «землянка» - жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
  • «ветхая» - старая, покосившаяся.
  • «невод» - сеть для ловли рыбы.

Конверт № 4

Задание называется: «Поиграем в рифмы»

  • Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка
  • Совет – ответ, привет
  • Майка – гайка, зайка, зазнайка
  • Палка – галка, скалка, скакалка
  • Кот – бегемот, кашалот
  • Кружка – подружка, клюшка
  • Крыльцо – кольцо
  • Берёзы – розы, мимозы, слёзы
  • Осины – апельсины
  • Град – виноград, шоколад, мармелад.

Конверт № 5

Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и, если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

  • Царевна-Лебедь, лиса, комар
  • Мачеха, яблоко, колобок
  • Поп, кот Леопольд, Балда
  • Старуха, золотая рыбка, журавль
  • Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Кот: Вы справились со всеми заданиями и под корнями дуба найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!

(Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок).

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Катись клубок впереди, детей из сказки выводи». (Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы).

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями и за это получаете награду.

Читайте Пушкина, друзья! Читайте  сказки!
И будет жизнь тогда полна. Тепла и ласки!

Использованная литература

  1. «Занятия по развитию речи в подготовительной группе», В.В.Гербова.
  2. «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С.Ушаковой.
  3. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С.Ушаковой.
  4. «Приобщение детей к художественной литературе», Мозаика-Синтез.
  5. «Художественная литература в развитии творческих способностей детей», Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н.