Урок литературы "Лирика Николая Туроверова в контексте эпохи". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 11.

Цели урока: Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; формировать умения трактовать художественный текст в связи с исторической эпохой; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, изобразительное искусство.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с творчеством казачьего поэта Н.Туроверова.
  • подготовить учащихся к восприятию романа М.Шолохова «Тихий Дон».
  • содействовать формированию гражданских и нравственных качеств посредством приобщения обучающихся к чтению, эстетическому и эмоциональному восприятию русской поэзии
  • вовлечь учащихся в учебный диалог путем организации работы в группах; стимулировать мыслительную и речевую активность обучающихся.

Планируемые образовательные результаты: соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять ключевые проблемы русской литературы;

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей).

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, учебные тексты.

Планируемые образовательные результаты:

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять ключевые проблемы русской литературы;

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей).

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, учебные тексты.

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся

Оборудование

Оргмомент

Объявление темы, постановка целей

 Включение в деятельность

 

I. Вводный (организационно-мотивационный) этап.
 
Беседа

Для эпиграфа нашего урока я взяла стихотворение И.Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из тьмы веков на мировом погосте
Звучат лишь письмена.

 

Участие в беседе

 

- Как вы понимаете эти строки?
О каких письменах идет речь?

Учитель. Тема нашего урока: "Лирика Николая Туроверова в контексте эпохи".

Работа по определению лексического значения слова.

Предполагаемый ответ:
Слово бессмертно Лирика и проза, воспоминания и письма– это «послания» из века двадцатого, его первых трагических десятилетий – потомкам, в том числе и нам, живущим уже в XXI веке
 
Вопросы
- Как вы понимаете значение слова «эпоха»?
- А что значит словосочетание « в контексте эпохи»? В каком значении употреблено в нем слово «контекст?»

Предполагаемый ответ:
Слово бессмертно Лирика и проза, воспоминания и письма – это «послания» из века двадцатого, его первых трагических десятилетий – потомкам, в том числе и нам, живущим уже в XXI веке

В данном случае слово «конте́кст» употреблено в более широком значении: контекст — среда, в которой существует объект (например, «в контексте времени»), т.е. речь идет о времени, когда жил и писал поэт.

 

Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы откроем для себя то, что увидел и услышал казачий поэт Николай Туроверов в роковые годы гражданской войны и как воплотил это в своем творчестве. Многие годы имя Николая Николаевича Туроверова было неизвестно российскому читателю. И только сейчас мы знакомимся с его богатым поэтическим наследием, и только сейчас мы можем оценить его вклад в русскую культуру, в сохранение культуры казачества. Русская зарубежная пресса называла его «поэтом талантливейшим», «последним выразителем духа мятежной ветви русского народа — казачества».
Как и всякий настоящий поэт, он, несомненно, знал о своей высокой миссии:
Мне сам Господь налил чернила
И приказал стихи писать.
Я славил все, что сердцу мило,
Я не боялся умирать…

Стихи Николая Туроверова высоко ценил Иван Бунин.

Прежде чем мы познакомимся с биографией и творчеством Н.Туроверова, хочу рассказать вам о цикле документальных фильмов «Русские без России», снятом известным российским режиссёром Никитой Михалковым.
Один из фильмов сериала был посвящен русским казакам, оказавшимся на чужбине.
Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент из этого фильма, посвященный трагической судьбе русского казачества в эмиграции.

ЭПОХА (от греч. epoche, букв. — остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие-либо характерные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеофрагмент

Среди казаков-эмигрантов был и Николай Туроверов. Уверена, что материал, который вы увидите, поможет вам понять, чем были мотивированы поступки этих людей, осознать трагедию изгнанного, забытого, но всей душой оставшегося преданным Родине русского человека. Составление опорного конспекта по теме урока  

Сообщения подготовленных учащихся о жизненном и творческом пути Н.Н.Туроверова

Практическая работа: анализ стихотворений (работа в группах).
Дома вы перечитали стихотворения А.Блока, М.Цветаевой и М.Волошина, ответили на вопросы, а сейчас проведете маленькую исследовательскую работу, сравнив стихотворения этих авторов с предложенными стихотворениями Н.Туроверова.

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на текст, с использованием своих записей, сделанных на основе наблюдений (исследование было домашним заданием)
Выполняют работу в группах, готовятся к выступлению.
Иллюстрациями к
выступлению учащихся является
презентация
(Приложение 1)
Задания для 1 группы:
1. Перед вами стихотворения
М. Цветаевой « Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь», М.Волошина «Гражданская война» и Н.Туроверова «Мороз крепчал. Стоял такой мороз..», сопоставьте содержание этих произведений,
подумайте, что объединяет их, какова позиция авторов, едины ли они в своей оценке описываемых событий. Свои ответы подтвердите примерами из текстов.

(Приложение 2)
Предполагаемые ответы:
Стихотворения точно отражают страшные последствия братоубийственной войны.
Каждая эпоха имеет свои краски. Анализируя колорит этих стихотворений, можно заметить характерные цвета времён гражданской войны: белый и красный.
Само противоборство в стихотворениях ярко представлено антитезами: белый-красный, справа–слева, свой-чужой, сзади-прямо, одни и другие, те и другие.
Все предложенные для сравнительного анализа стихотворения объединены протестом против братоубийственной войны. Каждый из авторов находит очень убедительные доказательства того, что народ – это одна семья, что общечеловеческие ценности важнее любых других.
В стихотворении М.Цветаевой Русь оплакивает белых и красных, потому что это её сыновья, они для неё неразделимы, жизнь каждого бесценна. Герой стихотворения М.Волошина стоит между врагами и молится за них, за спасение страны и за сохранение сочувствия, милосердия, доброты и любви.
А у Туроверова упоминание о Сочельнике на время стирает противостояние между красными и белыми. Сочельник-преддверие Рождества- чудесного праздника. Семейного, доброго, любимого с детства .Сочельник- память о довоенной мирной и счастливой жизни, о теплом и уютном доме.
Для поэтов гражданская война – национальная трагедия. В своих произведениях они предстают перед нами подлинными патриотами, их позиция сегодня нам понятна и близка.
 
2. Задания для 2 группы:
Что сближает стихотворение А. Блока «На поле Куликовом» и стихотворение Н. Туроверова «Покров»
Найдите подтверждение в текстах и дайте развернутый ответ.
(Приложение 3)
Предполагаемые ответы:
Поэты обращаются к прошлому для того, чтобы найти соответствия настоящему. Они становятся свидетелями событий, которые по своему накалу и размаху не уступают Куликовской битве и битве за Азов.
И в стихотворении А.Блока, и в стихотворении Н.Туроверова появляется символический образ Богородицы как воплощение светлого, чистого идеала, который помогает выстоять в годину тяжелых испытаний.
 

3. Задание для 3 группы:
Как перекликаются образы отрывков из поэмы А.Блока «12» и стихотворения Н.Туроверова «Было их с урядником тринадцать»?
В чем сходство и в чем различие этих образов, что они символизируют ?

(Приложение 4)

Предполагаемые ответы:
В стихотворении Туроверова казачий разъезд, оказавшись в ловушке, погибает от холода в заснеженном поле. Смерть молодых казаков оборачивается в мире ином райским блаженством, «оледенелые берега» - как бы превращаются в высшей реальности в «райские берега», снег, засыпающий умирающих – в Господню ризу. Урядник и двенадцать его казаков соотнесены с Христом и апостолами.
 
Беседа
- Что является главной темой стихотворений Н.Туроверова?
Такой же прием использует в своей поэме «Двенадцать» Блок.
Но Блок уподобил апостолам красногвардейцев – убивающих, Туроверов, его опровергая, сближает с учениками Христа казаков – умирающих. Умирающих за веру и отечество, защищая вековые традиции и свободу. И Христос не оставляет их. сопровождая к «райским берегам».
В поэме Блока красноармейцы «без креста» стреляют в Святую Русь.
И Христос оставляет их. Кровавый флаг в его руках – это символ поруганной веры, предупреждение, попытка Христа-Спасителя разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее.
 
- Можно ли говорить о том, что поэзия Н.Туроверова вписывается в контекст эпохи? Предполагаемые ответы:
Безусловно. В его лирике отражены трагические страницы нашей истории. Поэт является участником этих роковых событий, глубоко переживает за судьбу своего отечества. Искренне и правдиво передает свои чувства, выражает то, что переживали тысячи его соотечественников, вынужденно ставшие эмигрантами, для которых основным смыслом стали воспоминания о родине,
о пережитом, о событиях, разрушившихвших и его собственную жизнь, и судьбы его современников.
Запись песни В.Леонидова
«Берег русский»

Оценка деятельности учащихся на уроке.
Задание на дом. Авторы приведённых ниже стихотворений - Михаил Светлов (1903-1964), в 1919 году пошёл добровольцем в Красную Армию, и Николай Туроверов (1899-1972), сражавшийся в гражданскую войну против большевиков.
Михаил Светлов "В разведке".
Николай Туроверов "Уходили мы из Крыма"

Как можно полнее ответьте на вопросы:

  1. Чем похожи эти стихотворения (обратите внимание на содержание и на форму)
  2. В чём основные различия между ними.

 

 

 

Источники информации

  1. http://lioness10.livejournal.com/105705.html
  2. star-foxy.livejournal.com Война и мир казацкого поэта. Николай Туроверов.
  3. Саша Митрахович. Николай Туроверов. Биография кратко nestoriana.wordpress.com Николай Туроверов.
  4. Сто избранных стихотворений https://www.stihi.ru
  5. Лев Баскин. Имя на поэтической поверке.
  6. Николай Туроверов https://www.stihi.ru https://wiki2.org/ru/Туроверов,_Николай_Николаевич
  7. Е.В.Семёнова. Бояны Белого Креста. Н.Н.
  8. Туроверов. Литературно-художественный портал Изба-читальня. www.chitalnya.ru
  9. Н.Михалков. Казачий поэт Николай Туроверов. iamruss.ru russkline.ru
  10. Н.Станюкович Николай Туроверов - боян казачества
  11. Николай Туроверов: биография и творчество | Ростов-Дом rostov-dom.info› 2010/04…i-mir-nikolaya-turoverova/
    http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/novosti/68000/zachem-reshili-potrevozhit-prah-kazachego-poeta-nikolaya-turoverova/
  12. Рефотека ру refoteka@gmail.com Ранчин А.М. Поэзия Николая Туроверова
  13. Туроверов Н. Горечь задонской полыни... – Ростов-на-Дону, 2006.
  14. Туроверов Н. «Бурей растревоженная степь». – Ростов-на-Дону. 2008.
  15. Туроверов Н. Стихи. – М. 1995; Туроверов Н. «Двадцатый год – прощай, Россия». – М. 1999.

16.05.2019