Конспект урока литературного чтения. П.П.Бажов "Серебряное копытце". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Цель: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

  • Ознакомить с жизнью и творчеством П.П.Бажова;
  • Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Обучать умению характеризовать поступки героев.
  • Развивать память, речь, мышление;
  • Воспитывать любознательность, доброту.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;
  • анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
  • находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
  • понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

  • развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;
  • развитие умения понимать образный язык художественного произведения.

Метапредметные:

Познавательные:

  • уметь составлять характеристику героев;
  • уметь выделять главное;
  • находить нужную информацию, используя толковый словарь;

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
  • оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

  • участвовать в учебном диалоге;
  • выражать свои мысли в учебном диалоге.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, анализ художественного текста.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, беседа.

Приёмы: «Взаимоопрос», «Доброе утро».

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, технология критического мышления.

Оборудование: презентация, конверты с заданиями, учебник литературного чтения 4 класс, выставка книг, раздаточный материал (приложение), рефлексия (плакат с изображением ёлки), толковый словарь, жетоны.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Психологический настрой

1-2 мин

- Еле шорохом шурша
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

Я скажу слова "Доброе утро ..." и назову кого-то из вашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.
- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")
- Доброе утро всем мальчикам!...
- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...
- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...
- Доброе утро всем, кто хочет знать, что за сюрприз я подготовила вам сегодня!
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Слушают учителя, приветствуют учителя.

II. Мотивация к учебной деятельности.
Речевая разминка

2-3 мин

- Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в сказочный дворец (слайд 2). Презентация 1.
- А кто ждёт нас в этом дворце, вы узнаете, отгадав загадку. Читаем загадку все вместе (слайд 3).
- Да это же всем известный Колобок из русской народной сказки. Именно с колобком мы сегодня и будем путешествовать в чудесном мире волшебства (слайд 4,5).
А самых активных путешественников за работу на уроке я буду поощрять жетонами.

Слушают.

Отгадывают загадку:
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…(Колобок)

III. Постановка темы и цели урока.
1) Работа в парах

2-3 мин

- А чтобы узнать в какое произведение мы совершим путешествие, вы должны собрать пазл из конвертов, которые лежат на партах. Один конверт на пару. (слайд 6).
- С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? Правильно, Колобок катится дальше и на пути у него встречается зайчик.
- Кто автор этого произведения? (слайд 7)
- Определите цель урока?

Собирают пазл. (приложение 1)

- Серебряное копытце.
- Павел Петрович Бажов
- Познакомиться с творчеством и произведением писателя, учиться выразительному чтению и т.д.

IV. Открытие новых знаний.
1) Выставка книг П.П.Бажова
25-30 мин

 

- Посмотрите внимательно на наш сказочный дворец, что заметили?
- Библиотека с произведениями П.П.Бажова. (слайд 8-9)
- (Показывает выставку книг). Все эти произведения вы можете найти в библиотеке и прочитать. А мы продолжаем наше путешествие.
- Произведения П.П.Бажова
2) Знакомство с жизнью и творчеством автора - Прежде чем мы начнём знакомиться с новым произведением, давайте познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя П.П.Бажова. Предлагаю совершить следующие путешествие, чтобы узнать о русском писателя П.П.Бажове (Включаю видеозапись) (слайд 10).

Дети слушают и смотрят видео о творчестве и жизни автора.

- В каком году родился автор?
В 1879 году
- Где родился Павел Петрович? - г.Сысерть
- Какие произведения написал? - Малахитовая шкатулка, серебряное копытце и т.д.
- Для кого писал? - для детей и взрослых.
- Что любил собирать? - русский фольклор.
3) Работа с толковым словарём - Что такое фольклор? - фольклор - устное народное творчество.

- Что такое сказ? Найдём значение этого слова в толковом словаре.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование. Теперь мы хорошо знаем автора, и наш герой двигается дальше, а мы вместе с ним.(слайд 11) Для того чтобы он смог уйти от волка нам нужно выполнить следующее задание. (слайд 12)
(За правильные ответы даю жетоны)
П.П. Бажов в своем творчестве постоянно обращается к народной жизни, он прекрасно видит и понимает русского человека. Ребята, мне нравятся произведения Бажова, и прежде чем мы будем читать сказ Бажова, давайте проведём словарную работу. Кто-то будет вытягивать слово и стараться объяснить его лексическое значение.

В толковом словаре ищут лексическое значение слова.
4) Словарная работа Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
Барская рукодельня – ручной труд.
Несподручно – неудобно.
Пособник – помощник в делах.
Голбчик – ступенька для всхода на печь.
Ныне – сегодня.
Статочное ли дело – хорошее ли дело.
За правильные ответы даю жетоны.
Объясняют лексическое значение слов.
 5) Знакомство с произведением.
а)Чтение произведения вслух.


6) Просмотр видеофрагмента.
- Молодцы! Ушли от волка и прикатились к Медведю (слайд 13-14).
- Начнём выразительное чтение сказа Серебряное копытце, но вы должны внимательно следить по учебнику (только 1 часть).
- Просмотр видеофрагмента.
Мы познакомились с произведением и можем двигаться дальше.(слайд 15) А к кому же мы попадём на этот раз? (слайд 16). Здесь лисичка с зайчиком весело пели песенку, да и нам с вами пора отдохнуть.

 

 

Слушают и смотрят видеофрагмент.

Продолжают читать вслух.

Физкультминутка Встаньте, пожалуйста.
Включаю физкультминутку «Дед Мороз».
Выполняют движения.
7) Первичное восприятие текста - Продолжаем работу с произведением. Я предлагаю вам приём «Взаимоопрос». Вы придумываете вопрос по содержанию сказа записываете его на листочек (если необходимо) и задаёте его соседу по парте, после того как сосед ответит на ваш вопрос, он задаёт вам свой (Даю жетоны). Возможные вопросы:
1. Назовите главных героев сказки.
2. Есть ли в этом произведении отрицательные герои?
3. Докажите свое мнение.
4. Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?
5. Охарактеризуйте Кокованю, пользуясь цитатами из текста.
6. Охарактеризуйте Даренку. Подтвердите свое мнение цитатами из текста.
7. Охарактеризуйте волшебных животных, пользуясь текстом.
8. Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка?
9. Как они относились друг к другу?
Почему вы так думаете?
10. Почему Коковане и Даренке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

8) Вторичное восприятие текста

Дополнительное задание:
- Я показываю вам иллюстрации, а вы ищите текст соответствующий этим иллюстрациям.

- каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
- герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
Почему все-таки произошло чудо с Даренкой и Кокованей?

V. Подведение итогов.

1-2 мин

- Зачем Павел Бажов написал этот сказ?
- Чему учит этот сказ?
- Главная мысль этого произведения?
- Вам понравился сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов?
У него ещё много сказов и вы можете познакомиться с ними самостоятельно.

Сказка Бажова "Серебрянное копытце" учит:
- ценить природу родного края (Бажов любил Урал, и всячески прославлял его природу и богатства);
- ценить то, чем ты располагаешь (Даренка и Коновани не жадны);
- умению быть добрым и радушным (ухаживание за кошкой Муренкой);
- уметь сопереживать (спасение кошки Муренки от собак);
- уметь благодарить тем,кто тебе помог (Муренка привела козла Серебряное копытце к дому старика с внучкой);
- ждать исполнения желаний (увидеть Даренке, как Серебряное копытце топает копытом, и вылетает хризолит).

VI. Рефлексия

1-2 мин

- Что вы видите на доске?
- Какой праздник скоро будет отмечать вся страна?
- А чего не хватает на нашей ёлке?
- Давайте же украсим нашу ёлочку.
У вас на партах лежат разноцветные бумажные игрушки.
Если урок вам понравился, вы плодотворно работали на уроках, то прикрепите на ёлочку зелёную игрушку;
Если урок вам понравился, но вы не всё усвоили, то жёлтую игрушку;
Если на уроке вам было скучно и вы ничего не выполнили, то красную игрушку.
- Посмотрите, до чего же красивая у нас получилась ёлочка. Я бы тоже хотела повесить зелёную игрушку, так как мне понравилось с вами работать, вы активно и плодотворно поработали.

- Ёлку
- Новый год
- Украшений

 

 

Прикрепляют выбранный цветок.

VII. Домашнее задание

1-2 мин

Запишем домашнее задание. Описать главных героев по плану (приложение 1, приложение 2)
- Мне было очень приятно с вами встретиться и работать. Спасибо за урок! До свидания!

- Прощаются с учителем.

12.03.2019