Работа социального педагога с детьми, находящимися на длительном лечении

Разделы: Социальная педагогика

Класс: 11


Социальный педагог, несомненно, является ключевой фигурой в процессе воспитания личности компетентной в социально-правовом отношении.  В организации своей работы отдаёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и педагогов, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. На основе этих требований и построена работа социального педагога в ГКОУ АО «Средняя общеобразовательная школа №4» (до переименования «Санаторно-лесная школа для детей, нуждающихся в длительном лечении»).

Специфика работы в школе такова, что учебный процесс осуществляется без отрыва от лечебно-профилактических мероприятий ГБУЗ ОКПТД стационар №5 филиал для детей по лечению всех форм туберкулеза, точнее можно сказать, что процесс лечения обучения и воспитания идут параллельно. И работа с детьми, находящимися на длительном лечении имеет ряд специфических особенностей. Дети различные по состоянию здоровья, срок пребывания в нашей школе от 3-х месяцев до года и более, с различным уровнем подготовки (дети обучались в общеобразовательных школах, гимназиях, а также в школах с особыми образовательными нуждами) некоторые дети вообще по независящим от них причинам не посещали школу.

На момент поступления в школу, дети в большей массе находятся в стрессовом психоэмоциональном состоянии: оторванность от дома, семьи, пребывание в условиях больницы, новый детский коллектив, новые учителя и воспитатели, другие требования к организации учебного процесса. Дети замыкаются, снижается уровень познавательной деятельности, уровень мотивации учебной деятельности, неустойчивость эмоциональной сферы, повышенный уровень тревожности, сниженная потребность в общении. Очень сложная задача помочь ребенку преодолеть это состояние. Поверить в себя и свои силы. Это достигается созданием благоприятного психологического климата, где немаловажную роль играет социальный педагог. В данном образовательном учреждении я работаю с сентября 2004 года и, учитывая, специфику нашего учреждения, я определила круг целей и задач, скорректировала направления деятельности, которые смогли бы способствовать раскрепощению ребенка, повысили уровень его познавательной активности, учебной мотивации, одним словом нивелировали стрессогенный фактор в учебно-воспитательном процессе.

Цели деятельности социального педагога в нашей школе это:

  1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка в условиях длительного лечения.
  2. Оказание  ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации  в условиях стационара.
  3. Защита ребенка в его жизненном пространстве.
  4. Организация тесного взаимодействия педагогического и медицинского персонала для улучшения условий пребывания детей в стационаре.

 Задачи:

  1. Формирование у ребенка, поступившего в стационар навыки общения, помощь в адаптации к новой среде.
  2. Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей или лиц их заменяющих.
  3. Организация консультативной работы.
  4. Социально-педагогическая профилактика укрепления и охраны здоровья, щадящая корректировка индивидуальных качеств и контактов ребенка в условиях длительного лечения.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с туберкулезной интоксикацией.

Направления деятельности социального педагога в нашей школе:

  1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
  2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.
  3. Социально-педагогическое консультирование.
  4. Содействие педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
  5. Организационно-методическая деятельность
  6. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
  7. Фандрайзинг.

В процессе работы социального педагога по  направлению социально-педагогического исследования для выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов в личных беседах выявляется проблемное поле, интересы и склонности учащихся, уровень их социальной защищенности.  С учащимися проводятся различные виды анкетирования: уточнение уровня социального благополучия, оценка жизненных целей ребенка, диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей, выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время,  диагностика личности подростка и ее социальных связей, результаты анкетирования анализируются и доводятся до сведения классных кураторов и воспитателей. 

Проанализировав результаты анкетирования, проведенного в самом начале моей деятельности, я поняла, что наши дети, в основном, имеют смутное представление о своих правах и обязанностях, «Здоровый образ жизни» понимают, как выполнение правил личной гигиены и только, проблемы, которые их беспокоят больше всего -  это отсутствие денег у родителей, неясное представление своего будущего. Однако, учащиеся не ставят деньги главной жизненной ценностью, творчество и личный успех являются для них важной ценностью. Возникла необходимость в создании «Школьной общественной приемной», где дети, родители, учителя и медработники могли бы получить необходимую социально - правовую консультацию. К работе в «Школьной приемной» был привлечен психолог, врачи – специалисты стационара, инспектор ОПДН. На момент поступления в школу на каждого ребенка заполняется так называемый «Показатель социального здоровья ребенка», который включает в себя следующие характеристики:

Социальные характеристики

1. Состав семьи __________________________________________________
2. Семья: полная, неполная, опекун, сирота. Многодетная______детей
3. Жилищно-бытовые условия: отдельная кв. с уд., без уд, частный дом, общежитие, барак, съемная кв, закрытые детские учреждения.
4. Социальное положение: рабочие, служащие, предприниматели, фермеры, неквалиф. труд, военные, безработные, инвалиды.
5. Особенности учебной деятельности__________________________________
6. Положение в классном коллективе___________________________________
7.Отношение к общественно-полезному труду____________________________
8.Направленность интересов:__________________________________________
5. Доход семьи ______________________________________________________
6.Уровень социального благополучия семьи______________________________
7. Поведение ребенка в школе__________________________________________
8. Внешкольное общение ребенка_______________________________________
Уровень самооценки личности:_________________________________________
Вредные привычки (их характер)________________________________________
10.Эмоциональные отношения родителей с детьми________________________
Инвалидность по туберкулезу (иная)_____________________________________
Рекомендации _________________________________________________

Сведения, почерпнутые из этого показателя, помогают школьному куратору и воспитателю наладить контакт с ребенком, по возможности раскрыть его творческие способности. Проводится выявление социального статуса учащихся, при чем, по данным нашего учреждения растет процент заболеваемости туберкулезом в семьях, где неплохой достаток, а то и вовсе семья в финансовом отношении благополучная.

Сравнительная характеристика социального статуса учащихся

Следует отметить тот факт, что наличие в нашей школе детей из разных образовательных учреждений положительно влияет на общий психоэмоциональный фон. Дети учатся быть терпимыми друг другу и взаимно обогащают друг друга.

Среди наиболее  важных проблем  наших учащихся выделяются:

  1. Морально-психологический фон учреждений (семей), откуда пребывают дети.
  2. Школьная мотивация.
  3. Отношение к здоровью.
  4. Взаимопонимание и адаптация детей к новым условиям.

Специфика нашей школы состоит еще и в том, что это учреждение, где состав детей постоянно обновляется, поэтому социальный педагог взаимодействует не только с родителями, или лицами их заменяющими, педагогическими работниками, но и с медицинским персоналом, педагогами учреждений из которых пребывают дети. Так как одна часть учащихся нашей школы это воспитанники детских домов и коррекционных интернатов, другая – из неблагополучных, неполных семей, то работа с родителями включает в себя следующие направления:

  1. Социально-правовое консультирование.
  2. Пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков.
  3. Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье.

В силу специфики нашего учреждения, нет возможности проводить полные родительские собрания, поэтому работа с родителями и лицами их заменяющими носит индивидуальный характер. На протяжении учебного года проводятся беседы на темы «Проблемы адаптации школьника к условиям стационара», «Проблемы школьной успеваемости и болезнь», «Принципы отношений взрослых и детей», «Когда в семье больной туберкулезом»

Методика проведения бесед строится таким образом, чтобы каждый родитель или опекун серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались отыскать пути индивидуального решения педагогических задач. Опыт убеждает, что активизация педагогического мышления родителей в значительной степени способствует жизненной ситуации воспитательного характера, к примеру, после проведенной беседы: «Как вести себя в конфликтных ситуациях?» родителям были предложены различные ситуации, над которыми они смогли поразмышлять.

В направлении правового воспитания школьников хорошо организована совместная работа с инспектором ОПДН Кировского района, направленная на взаимодействие социального педагога и инспектора ОПДН, профилактику правонарушений среди подростков. Совместно с инспектором ОПДН были разработаны планы взаимодействия по проведению бесед и консультаций для школьников. Поскольку состав детей в нашей школе непостоянен, работа с инспектором носит консультативный, разъяснительный характер. Для профилактики асоциального поведения, охраны жизни и здоровья учащихся проводятся беседы с учащимися.

Кроме этого с целью социально-правового просвещения всех участников образовательного процесса оформлен постоянно обновляющийся стенд «Я и закон», из которого школьники и преподаватели могут почерпнуть полезную информацию по интересующим социальным и правовым вопросам. Проводятся круглые столы, беседы совместно с работниками правоохранительных органов «Правила безопасного поведения», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», для педагогов и воспитателей интерактивные беседы «Как вовремя заметить беду», «Подросток и суицид».

В школе введена практика проведения занятий по правовому воспитанию школьников, занятия проводятся с учащимися разных возрастных групп. Так в начальной школе занятия по правовому воспитанию проводятся на основе программы «Защити меня», дети знакомятся со статьями Конвенции, передают ее содержание в рисунках. Для среднего звена разработана система классных часов «Права и обязанности», где ребята узнают о статьях «Конвенции о правах ребенка», знакомятся со статьями Уголовного и Гражданского Кодекса РФ, Конституцией РФ, а со старшим звеном социальный педагог работает в тандеме со школьным психологом и занятия носят в основном треннинговый характер.

Еще одна из проблем наших учащихся – низкая мотивация учебной деятельности и это понятно, большинство детей из неблагополучных семей, и, кроме того для многих из них известие о наличии такого заболевания как туберкулез становится шоком, и все диагностики, беседы, мероприятия деятельности социального педагога ,направлены на то, чтобы вывести ребенка из этого состояния, помочь ему адаптироваться к новым условия, поэтому для старшеклассников проводятся тренинги «Учусь, потому что…», «Умеем ли мы общаться?». Игра-дискуссия «Время выбирает нас», познавательная игра «Я и мой мир» направленные на активизацию познавательных интересов школьников, проводится цикл психологических занятий, направленных на повышение мотивации к учебной деятельности.

Для организации досуговой деятельности в условиях длительного лечения, предупреждения распространения вредных привычек и правонарушений в школе широко используются различные социально творческие проекты, в которых участвуют практически все обучающиеся: «Здоровье это здорово», «Астрахань многонациональная», «Помним, гордимся!» и др. работа которых направлена на укрепление и сохранение здоровья детей, находящихся на длительном лечении, создание благоприятных психологических условий для раскрытия творческого потенциала детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Презентация. Социальное партнерство

Социальный педагог и педагогический коллектив школы строит тесные отношения со всеми субъектами микросоциума, включая обучающихся, их семьи, различных социальных партнеров.

Активная и систематическая работа ведется с ОГБУК «Музей-заповедник Астраханский кремль» - организация выездных выставок на базе школы выставок, организация виртуальных экскурсий, в гости к обучающимся с концертами и театральными постановками регулярно приезжают музыканты Астраханской филармонии, Астраханского государственного театра кукол, Областного центра развития творчества детей и юношества. Астраханская государственная консерватория не базе нашей школы реализует программу «Школа плюс театр», которая с частности включает в себя организацию выездных спектаклей, концертных программ, лекториев о музыке и музыкантах. С беседами и лекциями выступают специалисты Областного детского наркологического центра и Музея Газпрома.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: повышение качества образования, формирования социального интеллекта и субъектности школьника

Нарушения в здоровье способствуют формированию отклоняющегося поведения, приводят к психологической нестабильности, деформируют личность ребенка. Для детей, имеющих туберкулезную интоксикацию, большое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение, которое отличается своей спецификой, так как в процессе лечения одновременно способствует решению проблем личности ребенка и является реальной возможностью повышения эффективности образовательного процесса. Поскольку практически все наши учащиеся в той или иной мере дети со сложной судьбой и нуждаются в психо-социальной коррекции совместно с психологом проводятся мероприятия по предупреждению распространения среди учащихся алкоголизма, наркомании. Но следует отметить тот факт, что из-за постоянной смены учащихся возникает трудность в прослеживании динамики и диагностики и, зачастую, нет возможности провести повторное диагностическое обследование. Необходимо отметить, что среди наших учащихся практически 70% отмечают тот факт, что здоровье стоит для них в числе первых жизненных ценностей. Это понятно, наличие тяжелого заболевания ведет к переосмыслению ценностей даже у такой максималистки настроенной части населения как подростки. Социальный педагог вместе с педагогическим и медицинским персоналом организует мероприятия по реабилитации учащихся, в стенах нашей школы ведется  огромная работа в этом направлении. Любое мероприятие в нашей школе отвечает двум главным критериям «Не вредит здоровью», «Полезно для здоровья».