Внеурочный курс по физике «Волновая оптика, квантовая и атомная физика». 11-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа

Класс: 11


Пояснительная записка

Цель обучения физике: формирование научных знаний в области естественных наук, понятий, законов, современной физической картины мира; формирование экспериментальных умений и навыков, знакомство с основными направлениями научно-технического прогресса. В результате обучения физике учащийся должен не просто освоить программу, а научиться самостоятельно приобретать и применять знания в любой ситуации.

Общеобразовательная: получение знаний основ физики - системы начальных, общих основных и специальных физических знаний, включающий в себя формирование понятий: о физике как науке, основных ее разделах, методах и инструментах познания, основных теориях и законах и о физической природе процессов, физических объектов и явлений; приобретении умений и навыков применения знаний на практике.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения подрастающего поколения в ходе формирования обобщенного научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы (при раскрытии аспектов выяснения роли и места человека и человечества во Вселенной и отношения "человек-Вселенная"), воспитание нравственности и гуманитарно-эстетических начал.

Развивающая: формирование устойчивых познавательных интересов и развития познавательных возможностей учащихся (овладение разнообразными логическими операциями, подведение к более сложным уровням обобщения, переход от формально-логических форм мышления к качественно более высоким, диалектическим и творческим формам и т.д.).

В процессе изучения физики ученики приобретают умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им в жизни:

- понимать происходящие в окружающем мире явления и события,

- владеть необходимыми знаниями для их объяснения,

- уметь использовать эти знания на практике,

- формирование познавательных интересов учащихся и ориентация их на активное усвоение способов познавательной деятельности.

В определении физики как науки заложено сочетание как теоретической, так и практической частей.

Главной задачей лабораторного практикума является установление связи теории и практики на основе экспериментальных исследований. Ученики приобретают навыки и умения в обращении с измерительными приборами, аппаратами, экспериментальной техникой, установками, технологическим оборудованием, проводят непосредственные экспериментальные наблюдения, и осмысливают изучаемые явления и процессы.

Лабораторные занятия предназначаются для углубленного изучения научно-теоретических основ предмета, овладения современными методами и навыками экспериментирования с применением новейших технических средств обучения.

Одной из важных задач учителя является формирование у учащихся широких представлений о современной физической картине мира, в которой найдут отражение новейшие научные открытия и гипотезы, описывающие, объясняющие и предсказывающие поведение физических систем во всем мире.

Планируемые результаты

Программа курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих образовательных результатов:

Личностные результаты

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  •  формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

Содержание курса

Волновая оптика (15 ч.)

Развитие взглядов на природу света. Определение скорости света.

Плоская и сферическая волна. Фронт волны. Принцип Гюйгенса-Френеля. Интерференция света. Когерентность. Условия максимума и минимума. Интерференция в тонких пленках. Применение. Кольца Ньютона. Дифракция света. Виды дифракции. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон Малюса. Использование. Закон Бугера – Ламберта. Спектры. Спектры поглощения и испускания. Спектральные приборы. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн.

Явления, обусловленные квантовой природой света (7 ч.)

Возникновение квантовых представлений. Тепловое излучение. Гипотеза Планка. Фотоны. Масса и импульс. Давление света. Опыты Лебедева. Действия света. Теория фотоэффекта. Фотоэффект внешний и внутренний. Применение.

Основы теории относительности (4 ч.)

Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца. Относительность промежутков времени и расстояний. Относительность массы. Элементы релятивистской динамики.

Атомная и ядерная физика (8 ч.)

Атомная физика. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Атом водорода по Бору. Радиусы орбит электронов в атоме водорода. Энергия электрона в атоме водорода, скорость и ускорение электрона в атоме водорода. Спектральные серии атома водорода: Бальмера, Лаймана, Пашена, Брекета. Опыты Франка и Герца. Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры. Принцип работы и виды лазеров. Особенности лазерного излучения. Твердотельный рубиновый лазер. Гелий – неоновый лазер.

Состав атомных ядер. Изотопы, изобары, изотоны.Энергия связи ядер. Закон радиоактивного распада. Открытие нейтрино. Естественная радиоактивность, альфа, бета и гамма-излучения. Закон смещения Содди. Биологическое действие радиоактивного излучения

Тематическое планирование

Тема

Выделено часов

Тип занятия

Метод обучения

Межпредметные связи

Самост. работа уч-ся в аудит.

1

Развитие взглядов на природу света. Определение скорости света

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

2

Плоская и сферическая волна. Фронт волны. Принцип Гюйгенса-Френеля

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

3

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

4

Интерференция света. Когерентность. Условия максимума и минимума

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

5

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

6

Интерференция в тонких пленках. Применение. Кольца Ньютона.

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

7

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

8

Дифракция света.  Виды дифракции. Дифракционная решетка

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

9

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

10

1. Определение длины волны с помощью дифракционной решетки

1

Лаб

Вып. Раб.

Математика

Вып. Раб.

11

Поляризация света. Закон Малюса. Использование. Закон Бугера – Ламберта

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

12

2. Изучение зависимости интенсивности света от степени поляризации

1

Лаб

Вып. Раб.

Математика

Вып. Раб.

13

Спектры. Спектры поглощения и испускания. Спектральные приборы. Спектральный анализ

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

 

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

14

3. Градуировка спектроскопа и определение длины световой волны

1

Лаб

Вып. Раб.

Математика

Вып. Раб.

15

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

16

Постулаты специальной теории относительности. Преобразования Лоренца. Относительность промежутков времени и расстояний. Относительность массы

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

17

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

18

Элементы релятивистской динамики

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

19

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

20

Возникновение квантовых представлений. Тепловое излучение. Гипотеза Планка

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

21

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

22

Фотоны. Масса и импульс

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

23

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

24

Давление света. Опыты Лебедева. Действия света. Теория фотоэффекта

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

25

Решение задач

1

Практ

Реш. задач

Математика

у/о
р/з

26

Фотоэффект внешний и внутренний. Применение

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

27

Атомная физика. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Атом водорода по Бору

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

28

Радиусы орбит электронов в атоме водорода. Энергия электрона в атоме водорода, скорость и ускорение электрона в атоме водорода

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

29

Спектральные серии атома водорода: Бальмера, Лаймана, Пашена, Брекета. Опыты Франка и Герца

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

30

Лаб. Работа 4 Изучение спектров атомов газа. Виртуально

1

Лаб

Вып. Раб.

Математика

Вып. Раб.

31

Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры. Принцип работы и виды лазеров. Особенности лазерного излучения. Твердотельный рубиновый лазер. Гелий – неоновый лазер

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

32

Состав атомных ядер. Изотопы, изобары, изотоны

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

33

Энергия связи ядер. Закон радиоактивного распада. Открытие нейтрино

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

34

Естественная радиоактивность, альфа, бета и гамма-излучения. Закон смещения Содди. Биологическое действие радиоактивного излучения

1

Лекция

Ил. Обуч

Математика

у/о
р/з

 

Итого за год: 34 часа

 

 

 

 

 

Приложение "Лабораторный практикум к курсу «Волновая оптика, квантовая и атомная физика»"

Видеоприложение "Принцип Гюйгенса"

Презентация "Изучение атомных спектров"