Рекомендации родителям будущих первоклассников от учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной
деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.

Л.С. Выготский

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни вашего ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.

Давайте уточним, что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их. И также ниже приведены некоторые игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях. Их можно отрабатывать не только дома, но и на прогулке, по дороге в детский сад или домой, в магазине и т.д.

1. Сформированность звуковой стороны речи

Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.

2. Хорошо развита мелкая моторика

- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

- Рисовать отдельные предметов, а так же объединять их единым содержанием.

- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Для развития мелкой моторики используем пальчиковую гимнастику, упражнения с шариками су-джок и иппликатором Кузнецова, изготовление аппликаций, лепку, плетение, вырезание ножницами, графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. Полезно развязывать узелки на шнурках, раскрашивать и рисовать (фломастеры не рекомендуются).

3. Сформированы фонематические процессы

Уметь различать звуки на слух. Владеть навыками звукового анализа и синтеза: уметь слышать и выделять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слоги и слова из звуков;

  • Игра «Эхо» (са-са-за, сы-зы-сы, за-са-за);
  • Игра «Кто больше придумает слов на заданный звук»;
  • Игра «Не ошибись!»

Услышишь звук “С”, подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину (с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с)

Игра «Домики». Перед ребенком раскладываем набор карточек, в названии которых есть нужные звуки. Затем ребенок определяет «дежурный» звук и кладет эту карточку в соответствующий звуковой домик. Таким образом, раскладывает все карточки.

4. Иметь хороший словарный запас

а) Важно знать следующие лексические темы:

- человек, части тела;

- геометрические фигуры;

- овощи;

- фрукты;

- грибы;

- ягоды;

- деревья;

- цветы;

- одежда, обувь, головные уборы;

- семья;

- посуда;

- продукты питания;

- мебель;

- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран);

- детеныши животных и птиц;

- птицы (перелетные, зимующие, домашние);

- транспорт, правила дорожного движения;

- профессии;

- времена года, название месяцев.

Правильно, чтобы ребенок мог ответить не только на вопрос: «Какие фрукты (овощи, мебель…) ты знаешь?», но и «Что такое яблоко (клубника, сапоги...)?» (яблоко - это фрукт, клубника - это ягода и т.д.)

«Назови одним словом»

Корова, лошадь, собака, кошка (платье, майка, шорты, свитер и т.п.)

«Классификация»

Разложить предметные картинки по группам.

Игра «Нужно – не нужно»

Я хочу посадить огород. Какие овощи будем выращивать, картошка нужна? - Да. Слива нужна? - Нет.

(Я хочу посадить сад, купить в магазине себе обувь и т.д.)

«Четвертый лишний»

Три картинки из одной темы, а четвертая относится к другой (огурец, помидор, яблоко, свекла) - Какая картинка лишняя? Почему?

«Магазин посуды»

Посуда для хлеба-хлебница, посуда для масла - маслёнка, посуда для соли - солонка, посуда для сахара - сахарница.

б) Активно использовать словарь синонимов и антонимов.

«Как сказать по-другому»

«Скажи наоборот»

в) Хорошо развит глагольный словарь.

«Кто какой голос подает?»

Собака - лает, петух - кукарекает, лягушка - квакает…

«Кто как передвигается?»

Змея - ползает, заяц - прыгает, муха - летает…

«Кто чем занимается?»

Врач - лечит, учитель - учит, портной - шьет и т.п.

«Что происходит в природе»

Солнце - светит, ручьи - журчат…

«Как движется транспорт?»

Машина - едет, самолет - летит, корабль - плывет…

г) Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться словарем прилагательных. Знал:

- цвета и оттенки;

- прилагательные вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый..);

- прилагательные, связанные с настроением (грустный, печальный, веселый, усталый…);

- относительные прилагательные (апельсиновый, деревянный, пассажирский..);

- притяжательные прилагательные (лисья голова, собачий хвост, заячьи уши, мамина кофта, папина машина…);

«Лови, бросай-цвета называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному (красный - мак, флаг; желтый - лимон, цыпленок..)

«Скажи какой»

Апельсин-круглый, оранжевый, сочный, сладкий, вкусный…

«Чья голова (чей хвост, нос..)?»

«Бывает – не бывает»

Уши у зайца-короткие, круглые?...

5. Сформирован грамматический строй речи

а) Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:

- образовывать прилагательное от существительного;

- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- изменять существительные по числам и падежам;

- изменять глаголы по родам и числам;

- согласовывать числительные и прилагательные с существительными.

«Приготовим сок. Какой сок?» (варенье,

Сок из апельсина-апельсиновый, из

  • «Один - много»
  • «Мой, моя, моё»

б) понимать и употреблять простые и сложные предлоги.

«Где машинка? (зайка, мячик..)»

Играем с любимой игрушкой. Ставим под стул (кладем на стол, убираем в шкаф), ребенок проговаривает, где машинка (стоит под стулом, выезжает из-за стула, выглядывает из-под стола и т.п.)