Биологический брейн-ринг. 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель: в игровой форме закрепить знания учащихся по естественнонаучным дисциплинам, получить новые; научить учеников слушать друг друга, работать в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакаты о природе, заготовленные заранее карточки-задания.

Ожидаемые результаты: привить учащимся любовь к родной природе.

Оформление: картины и плакаты о природе.

Ход мероприятия

1 конкурс «Составь слово»

Проводится с целью определения порядка выступления команд.

Командам раздаются карточки,на которых написаны буквы: А,В,Д,Е,З,И,К,Н,О,П. Используя их, командам необходимо составить слово ЗАПОВЕДНИК. Ведущий делает подсказку, говоря что слово обозначает название одной из территорий, специально созданной человеком для охраны природы.

2 конкурс «Разминка»

Каждой команде предлагается ответить поочередно на 3 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.Как объяснить «плач» у деревьев?

2.Какое дерево цветет летом?

3.Самое популярное дерево России?

4.Какие наши деревья «плачут» весной?

5.Какие деревья зацветают весной первыми и почему?

6.Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими медоносами?

7.Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью?

8.Что можно узнать по свежеспиленному пню?

9.Как узнать стороны света по стволу дерева?

3 конкурс «Кто больше вспомнит названий лесных ягод»

Учащимся предлагается заполнить заранее подготовленную таблицу, вставив пропущенные буквы. Во время выполнения задания звучит музыка. За каждую угаданную ягоду 0,5 балла.

1

Б

 

Р

 

Ч

 

 

А

1

Б

 

Р

 

С

 

Л

 

Т

2

Ч

 

Р

 

М

 

 

А

2

Ж

 

М

 

Л

 

С

 

Ь

3

Б

 

У

 

Н

 

 

А

3

Б

 

Г

 

Л

 

Н

 

К

4

Г

 

Л

 

Б

 

 

А

4

Б

 

Я

 

Ы

 

Н

 

К

5

О

 

Л

 

П

 

 

А

5

С

 

О

 

О

 

И

 

А

6

Ш

 

П

 

В

 

 

К

6

З

 

М

 

Я

 

И

 

А

7

Л

 

М

 

Н

 

 

К

7

К

 

Ы

 

О

 

Н

 

К

8

Б

 

Р

 

А

 

 

С

8

А

 

Т

 

Н

 

Д

 

Я

ОТВЕТЫ

1. бирючина

 1. бересклет

2. черемуха

 2. жимолость

3. брусника

 3. багульник

4. голубика

 4. боярышник

5. облепиха

 5. смородина

6. шиповник

 6. земляника

7. лимонник

 7. крыжовник

8. барбарис

 8. актинидия

4 конкурс. Викторина «Правда ли это?»

Учащимся предлагается ответить на вопросы по очереди и заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы

Из жизни насекомых.

  1. В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны)
  2. Бабочки живут один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края)
  3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, они выделяют едкую жидкость, раздражающую кожу)

Из жизни рыб.

  1. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безопасна)
  2. Некоторые рыбы живут внутри огурцов? (Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морских огурцов, куда они проникают через дыхательное отверстие)
  3. В Японии едят ядовитых рыб? (Да. У рыбы фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток,который удалит яд и сделает мясо безвредным)

Из жизни рептилий.

  1. Чтобы спастись от врагов,крокодилы притворяются бревнами? (Нет. Таким приемом крокодилы пользуются, чтобы подкрасться к жертвам).
  2. Кобра танцует под звуки дудочки факира? (Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, готовясь к атаке)
  3. Змеи могут совершать прыжки в высоту до метра? (Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву)

Из жизни зверей.

  1. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? (Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы)
  2. Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира)
  3. Одинокие волки воют на луну? (Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята)

5 конкурс. Викторина «Птицы»

Учащимся предлагается заполнить таблицу, вставив пропущенные буквы и ответить на вопрос: кто больше знает птиц? Во время проведения конкурса звучит музыка. За каждую угаданную птицу команда получает 0,5 балла.

1

Ч

 

Ж

 

 

1

К

 

Л

 

К

-

2

С

 

Ч

 

 

2

Ч

 

Б

 

С

-

3

В

 

 

Ь

 

3

Ч

 

Й

 

А

-

4

А

 

 

Т

 

4

Ф

 

Л

 

Н

-

5

Г

 

 

Ь

 

5

В

 

Р

 

Н

-

6

У

 

 

А

 

6

Д

 

Т

 

Л

-

7

Г

 

 

А

 

7

Д

 

О

 

Д

-

8

С

 

 

А

 

8

С

 

Й

 

А

-

9

О

 

 

Л

 

9

С

 

Р

 

Ж

-

10

Г

 

 

Ф

 

10

Щ

 

Г

 

Л

-

11

У

 

 

Д

 

11

С

 

Р

 

Ч

-

12

Ц

 

П

 

Я

12

Б

 

К

 

 

Н

13

С

 

К

 

Л

13

Л

 

Б

 

 

Ь

14

Ф

 

З

 

Н

14

К

 

Н

 

 

Р

15

П

 

Т

 

Х

15

Я

 

Т

 

 

Б

ОТВЕТЫ:

1. чиж

 1. кулик

2. сыч

 2. чибис

3. выпь

 3. чайка

4. аист

 4. филин

5. гусь

 5. ворон

6. утка

 6. дятел

7. гага

 7. дрозд

8. сова

 8. сайка

9. орел

 9. стриж

10. гриф

 10. щегол

11. удод

 11. сарыч

12. цапля

 12. баклан

13. сокол

 13. лебедь

14. фазан

 14. кондор

15. петух

 15. ястреб

 

6 конкурс. «Лекарственные животные»

Давным давно,когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались к знахарям и шаманам. Чем же лечились в те давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав,животных. Безусловно, всем известны лекарственные растения, а есть ли лекарственные животные? Современная медицина использует животных для профилактики и лечения некоторых заболеваний, а также приготовления лекарств.

Учащимся предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

  1. Какими лекарствами делится с человеком пчела? (Мед излечивает простудные и кожные заболевания, пчелиный яд — обезболивающее средство, прополис снимает воспаление).
  2. Какое лекарственное животное предлагал Дуремар? (Медицинскую пиявку. Высасывая кровь, они способствуют снижению кровяного давления. Кроме того, они вырабатывают вещество герудин, препятствующее свертыванию крови)
  3. Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир? (Рыбий жир содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета).
  4. Из шерсти каких животных человек изготовляет лечебную одежду? (Шерстяные жилеты и платки из собачьей и верблюжьей шерсти помогают от приступов радикулита).
  5. Каких ядовитых змей и для чего выращивает человек? (Яд кобры является хорошим болеутоляющим средством и помогает больным, страдающим бронхиальной астмой, стенокардией; яд гремуче змеи используют при лечении эпилепсии; яд гадюки обладает кровоостанавливающими свойствами)
  6. При лечении каких заболеваний используют животные жиры? (Барсучим жиром растирают тело во время простуды, гусиный жир наносят на обмороженные участки кожи)

7 конкурс. Викторина «Деревья»

Учащимся предлагается вписать по вертикали названия деревьев. Во время проведения конкурса звучит музыка. За каждый правильный ответ - 0,5 балла.

НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ В СТОЛБЦАХ:

1. ветла. 2. груша. 3. ольха. 4. осина. 5. пихта. 6. сосна. 7. ясень. 8. инжир. 9. фикус. 10. алыча. 11. чинар. 12. лимон.

В

Г

О

О

П

С

Я

И

Ф

А

Ч

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

У

Ь

И

Х

С

Е

Ж

К

Ы

Н

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

А

А

А

А

А

Ь

Р

С

А

Р

Н

 

8 конкурс. «Устами младенца»

Учащимся предлагается угадать названия деревьев с нескольких попыток, выслушав описание их преимуществ. Чем меньше попыток используют ученики, тем выше полученный балл (от 4 до 1).

  1. Оно может жить до 2000 лет.
  2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
  3. Из него делают бочки и паркет.
  4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
  1. Оно всегда зеленое или голубое.
  2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
  3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
  4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)
  1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
  2. Из него самые лучшие дрова.
  3. Из его коры делают много полезных вещей.
  4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)
  1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатистые и серебристые.
  2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
  3. Оно быстрее всех заселяет гари.
  4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
  1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
  2. Про нее сложено много песен.
  3. Кора целебней ягоды.
  4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами — городовина. (Калина)
  1. С его цветков лучший мед.
  2. Из него делают ложки и лапти.
  3. Цветет летом и очень душистое.
  4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа)

Литература

  1. Тематические игры и праздники по биологии. Л.В.Сорокина. ТЦ “Сфера”. 2005.
  2. Занимательное естествознание. У.Ю.Сухаревская. Издательство «Учитель». 2003.
  3. Биология, экология, здоровый образ жизни. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Издательство «Учитель». 2003.