Пояснительная записка к программе дополнительного образования "Риторика"

Разделы: Дополнительное образование


Актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы

Не у всех детей стихийно, без целенаправленного руководства взрослого развиваются языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. В настоящее время количество детей с трудностями в обучении достаточно велико.

В центре современной риторики – обучение эффективному общению, которое предполагает следование нормам литературного языка и умение так строить тексты различной функциональной направленности чтобы они максимально решали поставленные перед ними задачи обучения.

Особое внимание уделяется развитию творческой активности, умение применять нестандартные подходы к решению проблем.

При составлении данной программы были проанализированы программы “Детская риторика в в рассказах и рисунках” Ладыженской Т.А., Ладыженской Н.В., Никольской Р.И., Сорокиной Г.И., “Риторика” Ельцовой О.М., использованы материалы из курса “Путешествие в прекрасное” Куревиной О.А., Селезнёвой Г.Е.

Отличительной особенностью программы дополнительного образования “Риторика для младших школьников” является интеграция речевой, творческой и аналитической деятельности, что способствует их творческому росту и социализации.

Цель программы: речевое развитие младших школьников в процессе обучения основам риторики; воспитание межличностного общения.

Задачи обучения:
- познакомить младших школьников с историей возникновения риторики;
- познакомить с нормами литературного языка;
-  рассказать о структуре речи;
- научить выделять фразы и предложения в устной речи;
- формировать умение использовать в речевом высказывании изобразительно-выразительные средства в соответствии с коммуникативными замыслами;
- формировать у учащихся навыки анализа текста;
- формировать умение последовательно излагать свои мысли, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
- познакомить с жанровым многообразием в литературе;
- развить качество голоса (темп, силу, высоту) дикцию, темп речи, дыхание;
-познакомить с правилами речевого этикета, особенностями обучения в различных ситуациях;
- сформировать представление о речевых жанрах;
- познакомить с вербальными и невербальными средствами общения;
- приобщить школьников к лучшим традициям художественной литературы;
- познакомить учащихся с доступными для их восприятия произведениями литературы.

Задачи воспитания:
- умение работать в коллективе;
- воспитать целеустремлённость, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, дискутировать;
-  воспитать интерес к отечественной культуре и литературе;
-  воспитать культуру слушания собеседника;
-  сформировать навыки совместной деятельности;
-  воспитать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Задачи развития:
- развить творческие способности учащихся;
- развить логическое мышление;
- развить воображение;
- развить у детей эмоциональную отзывчивость на восприятие художественной литературы.

Категория обучающихся. Программа разработана для младших школьников 6,5-9 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей)

Срок  реализации программы: 3 года.

Занятия групповые, численный состав группы 12-15 человек. Программа рассчитана на 72 занятия. Занятия производятся 2 раза в неделю по 1 часу. (время занятия включает 45 минут времени и 15 минут перерыв) Сан Пин 2.4.4.3. 172-14.

Предметные результаты:

Учащиеся будут знать:
- историю возникновения риторики;
-  разновидности фольклора.

Учащиеся будут уметь:
- грамотно строить речевые высказывания;
- использовать в речи изобразительные средства языка (подбирать синонимы, антонимы к словам, у потреблять слова с эпитетами);
- различать рассказ, басню, сказку, поэтическое произведение;
- использовать формы речевого этикета адекватно ситуации;
- пересказывать небольшие произведения, выразительно читать стихи;
- они будут сочинять чистоговорки, дразнилки, считалки.

Личностные и метапредметные результаты:
- у обучающихся возрастёт заинтересованность к самостоятельному изучению художественной литературы;
- будет развита эмоциональная отзывчивость на художественную литературу;
- учащиеся будут уметь работать в коллективе.