Конспект открытого занятия непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте (ОО «Развитие речи») в подготовительной к школе группе. «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками


Цель: Путем интеграции образовательный областей с соответствием возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Через проблемный метод обучения развивать речевые навыки детей, навыки логического мышления, воображение.

Задачи:

  • Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  • Развивать интонационную выразительность.
  • Развивать у детей фонематический слух, закрепить знания гласных и согласных звуков.
  • Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложения с заданным словом.
  • Закрепить умение делить слово на слоги.
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: Презентация к занятию, карточки-схемы, ключи с заданиями.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон доставил в группу письмо. Странно, но оно не подписано. Кто же его прислал? Давайте вместе откроем.

(Дети вместе с воспитателем открывают конверт, где обнаруживают письмо и флэш-карту.)

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю это загадочное письмо:

«Дорогие, дети группы «Букваренок»! Пишет вам Дедушка Грамотей из сказочной страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и точно сможете выполнить мои непростые задания. Мой сундук спрятан на слайде в презентации, который находиться на флэш-карте, ее я отправил вместе с письмом, однако сундучок не простой, а волшебный и чтобы его открыть нужно выполнить задания, которые находятся на ключах. Найти ключи несложно, нужно лишь узнать, где они спрятаны, для этого вы должны отгадать загадки. Мои волшебные помощники спрятали шесть ключей в вашей группе. Если вы найдете все шесть ключей и выполните верно задания, вас ждет сюрприз! Желаю удачи!
Ваш дед Грамотей!»

Воспитатель: Вот это да, ребята! Ну что хотите выполнить задания Дедушки Грамотея?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте тогда посмотрим что находиться на флэш-карте?

Воспитатель: А вот и загадки здесь в презентации. Слушайте первую загадку:

Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало.

(Воспитатель достает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А вот и ключ, а на нем задание.

Задание №1

Воспитатель: Ребята, на задание написано, что вам нужно сосчитать сколько звуков в названии цветка, который изображен на слайде презентации. Что это за цветок?

Дети: Роза.

Воспитатель: Давайте сосчитаем сколько звуков в слове роза. Какой первый звук?

Дети: Р-р-р…

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук? Что нам мешает? Почему получается рычание?

Дети: Мешает язык.

Воспитатель: А если мы не можем пропеть этот звук, то какой он?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Какой второй звук в слове роза?

Дети: О-о-о…

Воспитатель: Можем ли мы его пропеть? Почему?

Дети: Да, он гласный.

(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий и четвертый звук слова и определяют, что З – согласный, А – гласный.)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Давайте найдем остальные ключи и откроем сундучок. Слушайте вторую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать в нашей библиотеке!

(Находят второй ключ и читают задание)

Задание №2

Воспитатель: Наше следующие задание помочь дедушке Грамотею вспомнить слова в стихотворениях, которые находятся на слайде. Давайте поможем Деду Грамотею!

Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь … (ручки)?

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?
В зоопарке у … (зверей).

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки).

Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему … (поможет).

Воспитатель: Вы большие молодцы! Время найти третий ключ!

Воспитатель: Отгадаем еще одну загадку?

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Дети: Глобус! Давайте поищем рядом с глобусом!

(Дети и воспитатель находят ключ за глобусом)

Задание №3

Воспитатель: А задание такое: Определите первый звук в названии каждой картинки на слайде, напишите под ней соответствующую букву и прочитайте пословицу.

(дети выполняют задание за столами)

Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились. Вот, держите ключик! Мы открыли уже три замка! Вы очень старались! Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, но не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют движения по тексту)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем еще одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует.
Он раскрасил мой альбом.

Дети: Карандаш! Нужно искать там, где у нас лежат карандаши!

(Дети находят ключ за подставкой с карандашами)

Воспитатель: Нам нужно записать название предмета изображенного на слайде знаками ( гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, а мягкие согласные – зеленый квадрат), а затем буквами.

Воспитатель: Ребята, какой предмет изображен на слайде?

Дети: Сундук!

(Дети выполняют задание на бумаге)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Эти чудо кирпичи я в подарок получил,
Что сложу из них сломаю,
И всё сначала начинаю.

Дети: Конструктор! Найдем ключ в коробке с конструктором.

Задание №5

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нем следующие задание – игра!

На слайде будут появляться картинки с действиями, а вы будите называть, кто их совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

  • Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
  • Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
  • Кто и что идет, (Человек, дождь, снег, время…)
  • Кто и что стоит, (Дом, стол, столб…)
  • Кто и что прыгает? (Кенгуру, заяц, человек, мячик

Воспитатель: Молодцы, все верно!

Воспитатель: Вот и последний ключик нам осталось отыскать. Давайте отгадаем загадку:

Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! Найдем ключ в спортивном уголке.

(Находят ключ)

Задание №6

Воспитатель: Вот и последние шестое задание! Это игра «магазин». На слайде будут появляться буквы. Покупать можно лишь те продукты, в названии которых есть буквы, что на слайде.

(Ответы детей)

Воспитатель: Вы огромные молодцы! Мы выполнили все задания, давайте откроем сундук с помощью всех ключей, что мы нашли, чтобы узнать, что же такое нам подготовил Дедушка Грамотей? Выложим все ключи по порядку.

(Дети выкладывают ключи)

Воспитатель: А вот и сюрприз!

Включается мультфильм, который любят дети.