Групповая работа как одна из форм коллективной деятельности на уроках. Тема: «Путешествие по Японии»

Разделы: Начальная школа


Одной из форм коллективной деятельности учащихся на уроке является групповая работа. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих.

Коллективной (групповой) формой учебной деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учебной деятельности класса, если:

1) Перед всеми учащимися одновременно поставлена цель, как общая цель для всех. Эта цель должна обязательно предполагать самостоятельное нахождение учащимися новых знаний (фактов, правил, свойств и т.п.) или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.

2) Учащиеся выполняют одинаковые задания. Задание должно быть проблемным предусматривать применение полученных результатов к решению других задач; позволить учащимся сделать какое-либо обобщение. Таким образом, групповая  работа способствует приобретению учащимися опыта поисковой деятельности.

3) В основе групповой формы работы должна лежать деятельность учащихся класса, реализующая отношение «действия учителя – действия класса – действия ученика»; то есть в основе формы лежит «активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении».

4) Учащимся оказывается первый вид помощи со стороны учителя и взаимопомощь со стороны друг друга.  Помощь учителя заключается в чёткой постановке перед классом общей для них цели; побуждении учащихся к коллективным действиям, коллективному выполнению задания; подборе соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих учебную деятельность учащихся к достижению целей. Взаимопомощь учащихся включает в себя обсуждение задания с рядом сидящими. Догадка одного ученика, найденный им ответ или подход к решению задачи, подтверждается примерами, пояснениями других. 

5) Руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся. Учитель при руководстве процессом выполнения задания задает им цель, т.е. указывает конечный результат, к которому они должны прийти, ставит перед ними определенную проблему (создает проблемную ситуацию), но не указывает пути и средств достижения цели. Учащимся предстоит самим определить способ решения задачи или «открыть теорему».

6) Подводятся итоги деятельности учащихся класса, как общий достигнутый результат всех учащихся. Чаще всего учитель высказывает суждения типа: «Какие вы сегодня молодцы, сами открыли теорему (правило, свойство и т.п.)» или «Ваш класс сделал сегодня открытие, которое имеет важное значение в математике. Впервые это открытие было сделано в таком-то году, тем то (далее может следовать краткая историческая справка)».

Формирование групп. Группы могут быть постоянного и временного состава.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен всё время осуществлять тщательный контроль за работой детей, учить их сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении упражнений, решении задач. Для успешной организации совместной учебной работы учащихся важно учитывать их взаимоотношения в неучебное время.

Цель: Дать общее представление о стране Япония.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с природой страны восходящего солнца.
  • Дать представления о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
  • Познакомить детей с традиционным занятием, одеждой и праздниками данного народа.
  • Расширять кругозор детей.
  • Познакомить детей с расположением Японии на карте, флагом и столицей Японии.

Развивающие:

  • Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.
  • Развивать творческие способности, аккуратность, усидчивость, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.

Воспитательные:

  • Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям другой страны.
  • Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.

Материалы и оборудование:

  • Кукла в национальном японском костюме, фотография флага Японии, маленький флажок, карта японии, фото мебели и предметов быта жилища для составления интерьера комнаты, цвет, веточки для изготовления экибаны, аудиозапись японской музыки, презентация «Япония»,
  • Презентация выполнения в технике оригами куклы в народном костюме, бумага для изготовления костюма.

Организационный момент.

Класс делиться на пять групп( заранее расставлены столы). Каждой группе выдается пакет по определенному направлению с раздаточным материалом. Дается время, каждая группа представляет свою тему. Изготовление народного костюма в технике оригами выполняют все дети. В начале занятия выбирается пресс цент.

Ход занятия

Звучит японская музыка.

Ребята, как вы думаете, какой стране принадлежит эта музыка? Это музыка принадлежит удивительной стране, и называется она Япония. Посмотрите. Это кукла японка. Её зовут Асэми – что означает утренняя красота. А вы, хотели бы отправиться в Японию – очень  интересную и красивую страну?

Выдаются пакеты с информационным материалом, обговаривается время и условия выступления.

1 группа. Географическое положение Японии (остров, флаг)

Государственный гимн Японии «Кимигаё» (Kimigayo) в переводе означает «Господство Императора».

На флаге Японии: Красный круг в центре флага на белом фоне.

Значение и история флага Японии: Белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце.

Территория Японии насчитывает свыше 3400 островов, включая необитаемые. Протяженность территории с запада на восток составляет в самом широком месте больше 1000 километров.

Высочайшая горная вершина – Фудзи – 3776 метров.

Население насчитывает 126 млн. человек.

«Географическое положение»: У берегов Восточной Азии, омываемая Тихим океаном и тремя морями: Японским, Охотским и Восточно-Китайским, на четырех больших островах и множестве мелких, расположена страна, которую мы называем Японией. Она похожа на плывущего дракона, голова которого – самый северный и близкий к России остров Хоккайдо. Туловище дракона образует самый большой остров Хонсю, а лапы и хвост – острова поменьше: Кюсю и Сикоку. Эти четыре острова составляют 98% Территории Японии. А всего Японский архипелаг включает более чем 6800 островов, причем только 340 из них имеют площадь свыше 1 км2.

«Токио» - столица Японии сейчас в городе проживает около 12 млн. человек. Пожалуй, нет другой такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной, яркой и дорогой.

«Население» Государственный язык – японский. Многие японцы говорят по-английски. Денежная единица – иена. Средняя продолжительность жизни: мужчины – 76 лет, женщины – 83 года.

2 группа. «Особенности национального характера японцев»

Японцев отличает сильная привязанность к своей семье, учебному заведению, месту работы, Родине. Поэтому, представляясь незнакомому человеку, японец назовет свою фамилию и имя, а вслед за этим, школу или университет, если он учится, либо компанию, если он работает Японцы любят коллективно работать, путешествовать, отдыхать, коллектив для них не просто группа людей, а именно группа «своих».

Другая важнейшая черта японского национального характера – трудолюбие и прилежание, С древних времен японцы занимались выращиванием риса. Это тяжелый и ответственный труд.

В отношениях с другими людьми японцы, как правило, очень вежливы, уважительны. Они верны слову, проявляют терпимость и склонность к компромиссу. Им вообще свойственны дружелюбие и сочувствие к людям. Японцы очень дорожат своим престижем и честью, не любят насмешек, нередко принимают их за оскорбления и отвечают силой.

3 группа. «Жилище»

Большую часть времени члены семьи проводят на полу, поэтому главная задача – с минимумом мебели и декора создать комфортное пространство, наполненное теплом и гармонией.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой-бы то ни было мебели. Полы в доме покрыты плетеными циновками(коврики), стены и окна сделаны из бумаги, наклеенной на деревянный каркас, а ночью все спят на полу. В таких домах нет центрального отопления, и спать приходиться на толстых ватных матрасах, накрываясь такими же толстыми одеялами. По утрам все это убирается во встроенные шкафы и комната освобождается для работы или игр. В каждом доме есть фарфоровые изделия и посуда с характерным орнаментом.

«Костюм» (заготовка костюмов, краски, каранадаши)

В повседневной жизни японцы носят европейскую одежду, но в особо торжественных случаях и на праздники надевают традиционную одежду – кимоно – прямой халат с широкими мешкообразными рукавами, запахивающийся на правую сторону. Оно не имеет застежек и придерживается в талии поясом оби. Кимоно отвечает климатическим условиям Японии: в холодное время плотный пояс хранит тепло, а в жаркую и влажную погоду широкие рукава обеспечивают прохладу. Его носят как женщины, так и мужчины.

До сих пор японцы используют и традиционную обувь – гэта и дзори.

Гэта – деревянныя маленькая скамеечка на двух ножках высотой до 10 см или с высокой колодкой. Дзори – деревянные или соломенные сандалии.

Неотъемлемая деталь японского быта – зонт, необходимый в условиях дождливого климата.

Проходить в японский дом в уличной обуви нельзя. Оставьте ее у входа.

4 группа. «Икебана» (мастер класс) собирают экибану группами

Софу Тэсигахара - автор заповедей икебаны. Икебана является  не просто композицией из цветов, она представляет собой цветочную скульптуру, Экибана- это сочетание в себе гармонии красоты и равновесия. Работая с растениями, надо разговаривать с ними. Если в композиции главную роль играют цветы, то ваза должна быть простой. Если же главным элементом является ваза, то цветы должны быть скромными и неприметными. Чтобы комбинировать древесные ветки и цветы следует пользоваться высокими и узкими вазами. Рисунок на вазе и общая композиция должны гармонировать друг с другом.

В современных домах икебана приносит восточные нотки, украшает интерьер дома и создает спокойствие и умиротворенность.

Для получения современной икебаны можно использовать различные виды материалов, живые и сухие цветы, а также ветки и корни. В Японии букеты из сухих цветов имеют особую популярность. Живые и сухие цветы выделяют фитонциды(полезные вещества), которые обладают противовирусное веществами, очищают воздух и обеззараживают пространство.

5 группа. «Семья и образование»

Японская семья имеет в среднем двух детей. Чувство особого почтения японцы испытывают к родителям, старшим братьям.

Японские семьи живут тесно. Шум мешает заучивать наизусть. Промышленность выпустила деревянные разборные ящики в рост сидящего человека с партой и электрической лампой внутри. Этакие наглухо изолируемые от внешнего мира одиночные камеры, которые можно быстро и легко складывать и ставить в комнате. Ящик отпирается только снаружи: пока не вызубришь – не выйдешь. Зубрежке отдано все свободное время. Каждый вечер, до 12 ночи, иногда и в воскресенье школьники учат, а точнее, именно зубрят, английские слова - по словарю страница за страницей.

К поступлению в университет старшеклассники готовятся очень серьезно. В Японии бытует поговорка: «Будешь спать 4 часа, в университет поступишь; будешь спать 5 часов – провалишься».

В Японии учебный год начинается первого апреля. Школьники учатся с апреля по июль, затем с сентября по декабрь и с января по март.

Ребенку до 5-летнего возраста позволяют практически все, однако по мере его взросления все больше становится ограничений, все строже требуют от него полного послушания. В 6 лет японские мальчики и девочки идут в начальную школу; проучившись в ней 6 лет, почти все они переходят в 3-х летнюю младшую среднюю школу, затем в 3-х летнюю старшую школу. Учебный год в японской школе – самый длинный в мире – 240 дней.

Несмотря на это преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками в дополнение к школьным урокам еще 5-6 часов в день.

Увильнуть невозможно. Бдительные родительницы, охваченные сильным стремлением определить своих детей в университеты, непременно престижные, не позволят часами подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не окажется выполненной. Пытаться ввести японский матерей в заблуждение - напрасный труд. Они не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задача по физике или вызубрен параграф из курса географии. Современных японских родительниц недаром прозвали «келку мама» - «мама, одержимая образованием». Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу вместо заболевшего ребенка, сесть за его парту и дословно записать объяснение учителей по всем предметам. Дома она заставит ребенка выучить это назубок.

Пресс центр (2-3 ученика из класса). Фиксируют каждое выступление. После выступления групп, дается слово.

Заключение

Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Мы думаем, что пробудили у вас большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера. Но это всего лишь «маленький островок» в знакомстве с этой удивительной, загадочной и неповторимой страной. Страной – Восходящего Солнца.