Что предметы старины рассказать тебе должны

Разделы: Краеведение


 «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» Козьма Прутков.

Важной составляющей школьных курсов Отечественной истории, обладающей значительными возможностями для активизации учебно-познавательной деятельности  школьников, является материал региональной и местной истории.

Во-первых, он делает историю близкой и доступной для школьников  благодаря непосредственному наблюдению и эмоционально окрашенному восприятию исторических объектов, архитектурных сооружений, памятников и т.д.

Во-вторых, при обращении к этому материалу формируется чувство причастности к истории родного края, а значит, и к истории Отечества и мира в целом.

Изучение местной истории всегда было присуще цивилизованным странам.

На мой взгляд, проблема сегодняшнего дня состоит не в том, чтобы каждого педагога вооружить строго технологическим алгоритмом действий, а помочь учителю, используя свой внутренний потенциал, возможности найти свой наиболее оптимальный и эффективный путь к душе ребенка, заставить его полюбить предмет, а процесс обучения сделать понятным и взаимно интересным.

В современных условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет воспитывать гражданина на основе жизни его родителей, односельчан, истории развития села, города.

Как изучать родной край?

Традиционно изучение прошлого конкретного региона заключается в описании событий, происходящих на его территории. Это позволяет конкретизировать те или иные события, явления истории России. В тоже время процессы, происходящие в пределах отдельных территорий, раскрывают проблемы общегосударственного развития.

Богатую пищу для размышлений и раздумий дает музейный предмет. С его помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края или даже всего человечества.

Исследовательская работа начинается с малого.
Учитель, таким образом, оказывается вооруженным новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

Вещи-экспонаты могут много рассказать о жизни в прошлом. Рассматривая вещь и размышляя над тем, что мы видим, сравнивая ее с другими вещами, мы можем узнать о ней, ее времени очень многое.

На уроках можно использовать музейные экспонаты. Работа с экспонатом ведется по плану.

План

  1. Наименование предмета.
  2. Материал и техника изготовления (кустарная, промышленная).
  3. Визуальное описание.
  4. Для чего и как использовался предмет?
  5. Используется ли в современное время?
  6. Сохранность предмета.

Каждая группа получает музейный экспонат. Например: колокольчик, колодка для валенка, мутовка, льняные нитки, с лоскутком, веретено, с челноком, сумка портяная, капсюльница, удостоверение победителя социалистического соревнования, письмо участника Первой мировой войны, газета «Правда» 1945 года, облигация, чек урожай 90.

Задача составить рассказ (легенду) о предмете, ее времени, пользуясь планом.

Предмет оживает, он является живым свидетелем своего времени. Учащиеся работают с дополнительной литературой, интернетом, соотносят события, узнают много нового.

Так рождаются экскурсии, сообщения, доклады.

Например:

  • Слышу звон бубенцов издалека
  • Валенки поносишь — годков десять сбросишь
  • Лен ты, мой лен
  • Монета на ладони
  • История города Слободского и Слободского района
  • Как на вятке заработать рубль
  • Горячи калачи из русской печи
  • Путешествие в первобытность
  • Мягкое золото
  • Орден в моем доме

Исследовательские, проектные работы:

  • Перевейся, ярый хмель
  • С легким паром
  • Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой
  • Виват, царь Петр Алексеевич
  • Как же молоды мы были (из истории СКМОЖ с. Лекма)
  • История профилактория фабрики «Белка»
  • Последняя высота
  • Как живешь библиотека
  • Когда я на почте служил ямщиком
  • История спичечной фабрики «Красная звезда»
  • ВСК «Этап» центр патриотического воспитания
  • Христорождественский женский монастырь
  • города Слободского Вятской Епархии

Изучение истории родного края выходит за пределы урока, идет дальше, складывается система краеведческой работы.

Только целая система способна дать положительный результат. Возникает она не сразу, постепенно.

Краеведение в школе - это связь с жизнью, с современностью, это использование таких методов обучения, как исследовательский, экскурсионный, это путь приобщения учителей и учащихся к творческому труду.