Экскурсия как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ

Разделы: Внеклассная работа


Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Социальная адаптация детей с ОВЗ связана с их дальнейшим трудоустройством и с включением в общественную жизнь. Это требует наличия у обучающихся таких социальных качеств, как коллективизм и умение общаться со сверстниками и взрослыми. Работа в данном направлении проводится с учениками с самого первого дня пребывания их в нашей школе.  Для многих наших учеников первичная социализация начинается в условиях школы, так как дошкольные образовательные учреждения они не посещали.

При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой группе, а к средней.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.

На своем классе я работаю 8 год, в нем обучаются дети со сложными многочисленными дефектами (слепые, слабовидящие, нарушения опорно- двигательного аппарата различной степени тяжести в сочетании с сенсорными нарушениями).

 В школе дети, помимо учебных знаний, должны получать навыки общения, сотрудничества, усваивать нравственные понятия и ценности, приобретать умения, необходимые для будущей трудовой деятельности. В своей работе я использую различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, и одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.

Возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных задач создание учебно-воспитательного пространства, следствием которого является их успешная интеграция и социализация в современное общество. Внеурочная деятельность - вот один из ключей к успеху, где у детей формируется позитивная Я-концепция. На кружках внеурочной деятельности, ребята получают знания и умения, учащиеся их реализуют на конкурсах детского творчества. Занятия способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию их собственного “Я”, дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.

Традиционно одним из направлений внеурочной работы являются классные часы,Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях, развивают коммуникативные навыки, культуру общения воспитанников, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.

Важным является положительный психолого-эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки, занятия должны проводиться методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости. Главное - радоваться  успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих.

Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому считаю главной задачей для себя - работать в содружестве  с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии.

Одной из эффективных организационных форм работы по включению слабовидящих детей к жизни в обществе является экскурсия.

Экскурсии способствуют:

  • закреплению, расширению и углублению имеющихся и приобретения новых знаний;
  • расширению сферы общения и социальных контактов
  • обогащению знаний и представлений об окружающем мире, обществе, природе;
  • активизации речевого развития и обогащению словаря;
  • развитию основных мыслительных операций;
  • формированию нравственных черт, эмоций.

Традиционно экскурсия является подобием классического школьного урока. Основой упор в ней делается на трансляцию знаний, где экскурсовод выступает носителем информации. Педагог, владеющий средствами общения с детьми с нарушением зрения, в этот момент берет на себя роль посредника, между музейными объектами и ребенком. Надо отметить, что данный вид работы в музейном пространстве безусловно хорош. Но не будем забывать, что экскурсия в большинстве случаев рассчитана на час, а то и полтора часа перемещения по залам, сосредоточенности и концентрации внимания на экспонатах и рассказах экскурсовода. Во время экскурсии необходимо соблюдать правила поведения, которым в жизни учащиеся пользуется редко. Они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях. Поэтому, говоря о работе в музее для детей с ОВЗ, мы имеем ряд ограничений, которые следует соблюдать, чтобы посещение музея не причинило вред таким учащимся. Организовывая экскурсию в музей, я всегда прошу экскурсовода учитывать возможности нашей экскурсионной группы  во время проведения мероприятия, что, естественно, ограничивает пребывание по времени и экскурсионную лекцию по смысловому содержанию. Реализация такого рода деятельности требует разработки особых форм работы с детьми. Они достаточно разнообразны: исследование предметов старины, музейные маршруты, и путешествия, игры, праздники, театральные действа, музейное производство, арт-площадки, мастер классы.

Данный подход к освоению потенциала музейного пространства используется нами на практике . Хочу отметить, возникают сложности с тем, чтобы подготовить не просто экскурсию, или интерактивную экскурсию, с использованием ТСО, но еще и составить ее таким образом, чтобы в ней нашлось место не просто участию, а деятельному подходу для учащихся, пришедших на мероприятие. Поэтому, предлагаемые  к выполнению по ходу экскурсии задания, должны учитывать особенности как образовательные и воспитательные, так и особенности здоровья контингента. Нами апробированы пока самые легкие и доступные для учащихся методы участия.

Это, прежде всего, отчеты, обсуждения, зарисовки, посвященные тематике экскурсии, маршрутные листы, выбор правильного ответа на поставленный вопрос и т.д.
в рамках проекта «Урок в музее», сотрудничаем с Музеем Городского быта и Музеем чая, Музеем истории города Иркутска имени А.М.Сибирякова, Иркутским Областным Краеведческим музеем и его «Отдела природы» (изучение природы родного края).

В работе с детьми мы идём от экспоната, от предмета, постепенно подводя детей к доступным их пониманию обобщениям. Существенной особенностью развития ребёнка является усвоение нового через манипулирование предметами. Таким образом, зрительная информация, которая развита у детей в большей степени, чем у взрослых, обогащается осязанием предмета При работе с детьми мы применяем на занятиях те предметы музейного значения, которые обучающиеся могут взять в руки. Это не баловство, а просто адекватный способ восприятия – ощущение и запоминание формы не зрительно, а на ощупь.

Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает детям подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать всё новые и новые сведения. Вот почему при работе с детьми важно очень чётко знать, какое время займёт экскурсия, что планируете им показать и в каком объёме. Поэтому первую половину экскурсии желательно сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую — внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки что может стать своеобразной паузой в экскурсии.

1. Большую роль играет отбор экспонатов при организации работы с учащимися. появление музейной усталости у детей. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

2. Закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Например, какими бы трудными, не являлись для ребят слова «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант», нужно, чтобы дети не только повторили их вслед за педагогом, но вернулись к ним ещё и ещё раз. Разумеется, сказанное касается и других слов, понятий и сведений, которые, по мнению  педагога, должны остаться в памяти обучающихся.

3. Лучшей формой закрепления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа — самый естественный для детей способ усвоения информации.

Могу сказать, что детям такой формат очень нравится, атмосфера в музее способствует большей заинтересованности и вовлеченности в урок школьников. Даже те кто обычно молчит, активно задают вопросы и интересовались темой, кто то изучает экспонаты в соседнем зале, уединился чтобы обследовать.

Запомнить информацию, по мнению ребят в музее гораздо проще: вокруг экспонаты, которые можно увидеть не на картинке, а вживую. Часть из них можно даже потрогать. Для детей с ограниченными возможностями здоровья каждая экскурсия - это праздник, радость общения с интересными людьми, радость увидеть что-то новое и интересное, радость посещения новых мест.

Благодаря нашей деятельности, учащиеся с ОВЗ получают возможность расширить свои социальные контакты, приобретают навыки коммуникации со сверстниками, могут получить опыт межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, расширить их знания о других людях, и об окружающем мире в целом. Эти формы работы повышают адаптационные возможности детей, которые им будут необходимы в дальнейшем. Школьники стали выезжают на различные городские мероприятия, где им пригодились навыки общения с незнакомыми людьми.

(Научно-практическая конференция «Байкал. Сибирь. Иркутск» Ученик Илья Федоров 6 б класса ГОКУ «Школа-интернат №8 г. Иркутска» 2017 г. Победитель в номинации «Краеведение» ПРОЕКТ «Зеленая линия»)

Экскурсия: музей городского быта

  1. МУЗЕЙ ГОРОДСКОГО БЫТА Мастер-класс: Подарок на пасху
  2. МУЗЕЙ ГОРОДСКОГО БЫТА:  Мастер-класс: «Как учились наши деды»
  3. Музей Городского быта Образовательная  экскурсия «Этикет XIX века в Иркутске»
  4. Научно практическая конференция «Байкал. Сибирь. Иркутск»
  5. Ученик БЛОХИН Владимир ГОКУ «Школа-интернат №8 г. Иркутска» 14 декабря участвовал в НПК «Байкал. Сибирь. Иркутск»
     Победитель в номинации «Краеведение» Блохин Владимир ученик 8 б с работой «Храмы и монастыри города Иркутска»
  6. ЭКСКУРСИЯ, МАСТЕР-КЛАСС В ГОНЧАРНУЮ МАСТЕРСКУЮ «КОЛОКОЛ»
  7. ЭКСКУРСИЯ В МУЗЫКАЛЬНУЮ СТУДИЮ ДОРЕНБЕРГ
  8. Участие в областном творческо-информационном конкурсе «Я-Экскурсовод» 2 место Блохин Владимир в номинации «Храмы и церкви моего города»
  9. Пешеходная экскурсия «Казанский кафедральный собор города Иркутска»
  10. Участие в областном творческо-информационном конкурсе «Я-Экскурсовод» 2 место Блохин Владимир в номинации «Храмы и церкви моего города».

Конечно же, детей всегда больше интересуют экскурсии развлекательного характера – это посещение кинотеатров, боулинга, пиццерии, нежели учебные экскурсии или посещение художественного, или краеведческого музея, экскурсий в природу. Но в любом случае экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.

Желание посетить кинотеатр, боулинг, кафе или пиццерию, поиграть в пейнтбол или боулинг заставляет ребят получить необходимую информацию о времени проведения, условиях, стоимости. Волей-неволей приходится её как-то получать – звонить, пользоваться интернетом, договариваться с другими ребятами класса или школы, с преподавателями и воспитателями. Это ли не социализация?

Таким образом, экскурсии способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире (социализации), развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов, форм работы для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество - это актуальная задача, которую можно решить только совместными усилиями. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе.