Эффективные формы работы с применением ИКТ для решения задач художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время предъявляются новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции. Среди прочих навыков педагоги-дошкольники должны владеть базовыми ИКТ-компетентностями: уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, а также создавать свои образовательные ресурсы и использовать их в своей педагогической деятельности.

Навыки использования ИКТ в педагогической практике смогут повысить качество образовательного процесса, сделать процесс воспитания и обучения привлекательным для дошкольников.

В чем главные преимущества ИКТ?

  • Динамичность, воздействие сразу на несколько органов чувств, игровой характер заданий и упражнений, красочное и интересное их оформление материала повышают эффективность образовательного процесса, увеличивая его привлекательность в глазах детей.
  • Возможность при использовании интерактивных обучающих игр и программ перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок старшего дошкольного возраста становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Требования к используемым материалам:

  • Качество используемого материала:
  • чёткая картинка;
  • качественный звук;
  • выбор цветов для анализа изображения, соответствующий возрасту детей;
  • реалистичные образы персонажей и окружающей действительности.
  • При использовании презентаций учитывать требования: Одна, максимум две картинки на слайд.
  • Учёт размера картинки.

Говоря об активном использовании ИКТ в работе с дошкольниками, нельзя также забывать и об охране здоровья ребенка. Нужно всегда помнить о том, что необходимо соблюдать требования СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 при организации занятий с использованием мультимедиа:

  • не более 10 минут в зависимости от возраста дошкольников 3 раза в неделю,
  • поддержание здорового микроклимата в помещении,
  • проведение специальной гимнастики для глаз,
  • соблюдение безопасной дистанции работы с приборами.

В соответствии с требованиями ФГОС в 2015 году материально-техническая база МБДОУ «Детский сад №2 «Теремок» была пополнена следующим мультимедийным оборудованием: комплектом интерактивных досок (сенсорный экран, проектор и ноутбук с набором обучающих программ); современной аудиотехникой. Педагоги ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации по работе с интерактивной доской.

Мне бы хотелось поделиться с вами, уважаемые коллеги, опытом своей работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в области художественно-эстетического развития детей. ИКТ в своей педагогической практике я применяла давно и накопила большой объем материала. В этом году я поставила перед собой задачу систематизировать накопленный материал и выделить наиболее эффективные формы применения ИКТ.

На мой взгляд, для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников, наиболее эффективными являются следующие формы работы с применением ИКТ:

Интерактивные:

  • Интерактивные обучающие компьютерные игры и программы
  • Виртуальные экскурсии

Без интерактивного компонента:

  • Презентации
  • Обучающие видеофильмы и мультфильмы
  • Аудиоэнциклопедии

Давайте рассмотрим более подробно эти формы работы, определим их значение для художественно-эстетического развития дошкольников и условия их наиболее эффективного применения для организации образовательного процесса в ДОУ.

Интерактивные обучающие компьютерные игры и программы

Интерактивные обучающие игры и программы — программное обеспечение, тренирующее и обучающее детей в игровом режиме. Может применяться как для обучения, так и для развлечения.

Интерактивные обучающие игры и программы ценны тем, что позволяют ребенку занять активную позицию при получении знаний, а не быть пассивным объектом педагогического воздействия. Получение знаний при работе с обучающими играми и программами превращается в интересную и увлекательную деятельность. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

В своей работе мы применяем игровую обучающую программу «Творческая деятельность: образовательно-игровая деятельность в детском саду» (ЗАО «Новый Диск-трейд, 2012 г). Сама программа представляет собой ряд интерактивных обучающих упражнений. Она позволяет заниматься интерактивным конструированием из геометрических фигур, создавать орнаменты и узоры из различных элементов, эскизы для росписи предметов народных промыслов, заниматься художественно-декоративной деятельностью на предмете примеров народного промысла.

Работать с данной программой особенно удобно на занятиях по аппликации или конструированию, так как дети имеют возможность создать свой виртуальный образ из предложенных фигур, поэкспериментировать с его изменением, сохранить результат, чтобы позже вернуться к нему при необходимости. С помощью этой программы они легко осваивают такую непростую форму конструирования, как конструирование по схеме, поскольку сами могут принять непосредственное участие в ее создании.

Интерактивные программы могут быть использованы как при работе с интерактивной доской на занятии с группой детей, так и индивидуально – при работе за компьютером. Оба варианта работы с игровой обучающей программой вызывают неизменный интерес у детей.

Игровой характер заданий и упражнений, красочное и интересное их оформление значительно повышают эффективность образовательного процесса, увеличивая его привлекательность в глазах детей. Обучающие интерактивные программы позволяют ребенку не только научиться распознавать и сочетать цвета, знакомиться с правилами создания композиции, реализовывать фантазийные сюжеты, но и развивать навыки планирования деятельности. Они развивают самостоятельность, инициативу, творчество, умение выполнять задание, доводить начатое до конца. Особенно ценят дети возможность сохранить и распечатать продукты своего творчества.

Виртуальная экскурсия

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами виртуальных экскурсий являются:

  • Доступность - возможность получить сведения о тех местах, где дошкольники в силу удаленности или недоступности объекта побывать не могут.
  • Возможность максимально точно и наглядно представить информацию, согласно принципу, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать».
  • Возможность повторного просмотра.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет представить сведения о местах, недоступных для реального посещения, а также для посещения здесь и сейчас, не выходя за стены детского сада, сэкономить время и средства. Достоинства таких экскурсий в том, что мы, педагоги, сами можем отбирать нужный материал к занятиям, составлять необходимый маршрут с учетом образовательных целей и интересов детей.

Для подготовки виртуальной экскурсии требуется большая подготовительная работа, такая же, как и при подготовке к реальной экскурсии.

Я разработала алгоритм действий по подготовке виртуальной экскурсии. Начинаем с выбора темы. Далее определяем цели и задачи экскурсии, выбираем литературу, создаем видеотеку из фотографий и видеозаписей. И наконец составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий). Сопровождающий текст может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода».

Следующий этап – это показ экскурсии.

Виртуальные экскурсии можно использовать на занятии, где используется новый материал. Также виртуальная экскурсия позволяет стать итогом работы на этапе закрепления материала.

«Виртуальная экскурсия в типографию». Здесь мы посетили типографию, узнали, как ее работники печатают газеты, журналы, книги. Во время настоящей экскурсии у детей не было бы возможности заглянуть внутрь печатной машинки, рассмотреть, как сшиваются страницы, какие используются краски, ведь это опасно. Виртуальная же экскурсия не угрожает жизни и здоровью воспитанников. После увиденного дети нарисовали к книге сказок обложку.

«Виртуальная экскурсия на космическую станцию». Данная интерактивная экскурсия активизирует внимание дошкольников, формирует у них интерес с Космосу, позволяет увидеть красоту нашей Вселенной во всем ее многообразии, что в обычной жизни нам недоступно. Увиденное дети выражают в своем творчестве на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.

Виртуальные экскурсии в мир природы: «Путешествие в осенний лес», «Краски летнего леса» знакомят дошкольников с временами года, учат видеть и слышать красоту природы, (развивают эстетический вкус и дают замысел для творчества, которое выражается в продуктивной деятельности детей на занятиях по рисованию.

Также с помощью виртуальных экскурсий удобно знакомить детей с миром театра, рассказывать о редких профессиях, совершать походы в музеи и картинные галереи и т.д. Такие впечатления – и все это впоследствии дети могут выразить в своих творческих работах.

Презентация

Презентация – это короткое и наглядное представление информации, помогающее воспитателю более детально раскрыть суть того, что он хочет донести до воспитанников. Она представляет собой набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации презентации. Такие презентации можно посмотреть детям на интерактивной доске, показать на экране при помощи проектора, а также на индивидуальных ноутбуках. (Преимущество таких презентаций в том, что воспитатель может остановиться на понравившейся детям картине, увеличить изображение с целью детального его рассмотрения.)

Примеры таких презентаций: «В грибном царстве», «Овощи и фрукты – полезные продукты». Здесь дети рассматривают слайды с картинками. Если вызывает понравившаяся картина интерес мы ее увеличиваем, детально рассматриваем, делаем выводы здесь и сейчас и продолжаем просмотр слайдов дальше. После этого выражаем увиденное в рисовании, аппликации, лепке.

Презентация

Обучающие видеофильмы и мультфильмы

Видеоматериалы, которые мы используем на занятиях художественно-эстетического цикла – это короткие видеофильмы или мультфильмы. Их преимущества:

1) Наглядность;

2) Аудио + видео + графика

3) Более «живая» форма (анимация)

Видеоматериалы мы используем на занятии как наглядный материал в знакомстве дошкольников с народными промыслами. Показываем видеофрагменты, где мастера поэтапно изготавливают глиняные игрушки, дощечки, ложки и.т.д, расписывают изделия различными росписями. Такие демонстрационные материалы в формате видео способны завораживать своим содержанием и воспитывать эстетический вкус, доступно показывать техники рисования, лепки того или иного промысла.
Примеры таких видеофильмов: «Красота городецкой росписи», «На выставке народных глиняных игрушек». После дети могут воплотить красоту увиденного в своем творчестве - в лепки, рисовании.

Аудиоэнциклопедии

Еще одна задача, которая легко решается с применением ИКТ — интересная для детей подача нового материала. Для того, чтобы расширять представления детей об изобразительном искусстве, архитектуре, народных промыслах, я использую аудиоэнциклопедии. Аудиоэнциклопедии, которые я использую в своей работе, – это познавательный музыкальный спектакль для детей дошкольного возраста.

Преимущества аудиоэнциклопедий:

  • Отсутствие готового визуального ряда развивает воображение ребенка.
  • Работают в зоне ближайшего развития: расширяют кругозор и словарный запас старших дошкольников.
  • Аудиоинформация дает возможность «отдохнуть» глазам ребенка.

Аудиоэнциклопедии из серии «Детская энциклопедия с Чевостиком и дядей Кузей» (автор – Елена Качур) – это замечательная серия аудиокниг, в которых два веселых героя, Чевостик и Дядя Кузя, каждый раз отправляются в увлекательное путешествие и, наблюдая за различными событиями и явлениями, делятся своими познаниями с любознательными слушателями. Аудиоспектакль озвучивают профессиональные актеры, которым без труда удается захватывать внимание детей. Полученная при подобном «эмоциональном» прослушивании информация надолго остается в памяти детей.

Для решения задач художественно-эстетического развития старших дошкольников больше всего подходят аудиоэнциклопедии «Знакомство с театром», «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Как жили на Руси», «Замки». Прослушивание аудиоэнциклопедий дает повод детям самостоятельно открыть детские иллюстрированные издания, изучать представленные в них изображения и сопоставлять их с полученным при прослушивании аудиоэнциклопедии знаниям. Именно с помощью аудиоэнциклопедий мне удобнее всего давать детям начальные представления об архитектуре, театре, культуре, о правилах поведения в картинной галерее.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей интересным для них, а значит, более эффективным, открывает новые возможности образования.