Открытый урок по ОПК по теме «Отношение христианина к природе». 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Предмет: Основы православной культуры.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: акцентировать внимание детей на ответственности человека за сохранение природы.

Задачи:

  • обучающие
    • систематизирование знаний детей об экологической катастрофе, которая грозит планете, если люди не вспомнят, что природа – храм Божий.
    • познакомить детей с суждением М.В.Ломоносова о великом христианском служении – изучать законы природы;
  • воспитательные - воспитание уважения и чувства личной ответственности за сохранение и приумножение природы;
  • развивающие – развитие экологического мышления и умения его применять в жизни.

Планируемые результаты:

предметные

  • учащиеся узнают, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца;
  • почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться;

метапредметные

  • анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию;
  • моделировать на основе текста самостоятельные высказывания.

личностные:

  • формировать личную ответственность за сохранение природы,
  • развивать нравственно-этические чувства - милосердие.

Основные термины и понятия урока: ответственность за мир, христианское милосердие, ковчег, экология.

Информационно-образовательная среда:

  • мультимедийная установка,
  • презентация к уроку,
  • учебник
  • раздаточный материал

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесные, проблемно-поисковые, практические.

Ход урока

Этап 1. Вводный (мотивационно-организационный) – 3 мин.

Организация деятельности учащихся.

Учитель.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Надеюсь, что наш встреча будет для вас полезной, урок - познавательным, а эмоции – положительными.

Этап 2. Основной (информационно-аналитический)

1. Подготовка к восприятию нового материала. – 12 мин.

Учитель. Послушайте отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок»:

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!»- и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс котёнка домой и уж больше не брал его с собой в поле.

Вопросы для обсуждения:

1. Оцените поступок Васи. (Ответы детей: Вася поступил храбро. В начале он не подумал о том, какая беда может случиться с маленьким, беззащитным, несмышленым котенком, но потом вспомнил пословицу «Мы в ответе за тех кого приручили» и пришел на помощь.)

2. Что могло произойти, если бы дети не услышали крика охотника? (Ответы детей: Котенок мог бы погибнуть.)

3. Можно ли было избежать такой ситуации? (Ответы детей: Да, если бы Вася был более ответственным.)

4. Как поступил мальчик по отношению к котенку? (Ответы детей: Проявил милосердие, заботу.)

Итак, мы обсудили ситуацию, в которой мальчик проявил милосердие к котенку.

Учитель.

- А как с точки зрения православной культуры мы называем человека? (Христианин.)

Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «Блажен, иже и скоты милует» («Блажен человек, который и животных милует»).

Милосердное отношение к животным проявляется например, в том, что человек заботится о домашних питомцах и жалеет их, не выбрасывает на улицу, как ненужную вещь, даже если они состарились или стали доставлять неудобства. И конечно, христианин пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и борется против жестокого отношения к ним.

Христианин взаимодействует не только с животными, но и со свей природой.

2. Сообщение темы урока

Учитель.

Сегодня на уроке мы узнаем, что же делает человека выше природы и какую же ответственность несет человек за сохранение природы.

Тема нашего урока: «Отношение христианина к природе».

3. Работа над новым материалом. – 20 мин.

Учитель. Христиане верят в то, что у природы есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в природу. Поэтому, познавая мир, христианин постепенно постигает и замысел его Творца.

Комментированное чтение текста учебника

Задание 1 (фронтальная работа)

Учитель. Давайте с вами познакомимся со словами М.В.Ломоносова и ответим на вопрос: Почему необходимо познавать мир?

Чтение текста учебника на странице 84 абзац 2.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги - книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.

Ответим на вопрос: Почему необходимо познавать мир? (ответы детей)

Учитель. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

Задание 2 (практическая работа)

Знакомясь с высказыванием Ломоносова мы можем выделить три ключевых понятия: Бог, человек, природа. У вас на столах лежат 3 круга. На каждом написано одно слова: Бог, человек, природа. В процессе чтения текста из учебника страница 84 (7 абзац) и страница 85 (1, 2, 3 абзацы) расположите их один над другим так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит.

После прочтения дети объясняют свой выбор: Бог выше человека, человек выше природы и несет за нее ответственность.

Учитель. К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе прекрасный храм Божий. Люди ведут хозяйство так жадно и бездумно, что, по сути, отравляют нашу планету. Воздух, вода и почва потеряли свою чистоту. Некоторые виды животных исчезли с лица земли.

К чему это может все привести? (ответы детей)

Учитель, обобщая ответы детей.

Мир надо не только познавать. В мире надо трудиться, а иначе все это может привести к экологической катастрофе.

Задание 3

Учитель. Однажды мир уже пострадал из-за человека. Давайте прочитаем с вами на странице 85 учебника в разделе это интересно библейскую историю и рассмотрим на странице 84 репродукцию А.Айвазовского «Всемирный потоп» (дети рассматривают картину и сообщают как художник воплотил библейскую историю).

Имея опыт прошлого, наша задача не повторять эти ошибки в настоящем.

Сегодня, люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы ее защиты.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.

Физминутка

Учитель.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Дети выполняют упражнения.

Самостоятельная групповая работа учащихся (мини-проекты)

Учитель. Сейчас я предлагаю  выполнить творческое задание в группах.

Группа 1.

Задание. Составьте правила поведения человека в окружающей нас природе.

Группа 2.

Задание. Нарисуйте знаки, которые показывают, что нельзя делать в лесу.

Группа 3.

Задание. Придумайте мероприятия по озеленению территории школы летом.

Организация учителем работы в группах. Защита проектов.

Обсуждение.

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) - 10 мин.

1. Обобщение урока

Учитель.

- Вспомните тему урока.

- Каким же должно быть отношение людей к природе? (Милосердным, ответственным и т.д.)

Какими знаниями вы можете сегодня поделиться со своими родными, друзьями.

Прием «Закончи предложение»:

  • Теперь я знаю….
  • Теперь я могу….
  • Теперь я умею….

2. Рефлексия

Учитель передает детям глобус и предлагает, передавая его друг другу, сказать, чем можно помочь планете?

3. Домашнее задание

Каждому из вас я выдала колышек от забора (картонный).

  • Для чего нужны колышки? (Чтобы построить забор).
  • Для чего нужен забор? (Чтобы защитить жилище).

Такой забор мы с вами организуем вокруг макета земного шара.

Дома ваша задача записать на нем доброе дело для природы.

Урок окончен. Спасибо!