Интегрированный урок математики и географии "Масштаб"

Разделы: Математика, География


Цель урока: формировать представление о соотношении величин, понятие о масштабе и умение читать масштаб, решать задачи, связанные с понятием масштаба.

Формировать универсальные учебные действия:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
  • Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания.
  • Предметные: знать, что такое масштаб, уметь читать масштаб, уметь решать задачи, связанные с понятием масштаб.

Формы работы: фронтальная работа, работа в группе, индивидуальная работа.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Оборудование: географическая карта Татарстана, план местности (г. Елабуга), курвиметр, линейка, линейка закройщика, изображение простейших микроорганизмов, объёмная модель молекулы магния, домик, фотография, машинка, глобус, циркуль-измеритель, чертёж шестеренки, чертёж фартука.

Ход урока

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Ребята, сегодня у нас пройдет урок математической географии или географической математики. Я хотела бы задать вам вопрос, но ответ на него вы мне дадите по окончании урока. Как вы думаете, можно ли объять необъятное и увидеть невидимое?

У вас на столах лежат листы самоконтроля урока (Приложение 1). По ходу урока вы будете выставлять себе баллы за каждое выполненное задание, и в конце урока поставите себе оценку в соответствии с набранными баллами. Подпишите свои листы самоконтроля, пожалуйста.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Итак, начнем. Ребята, обратите внимание на предметы, которые находятся перед вами (домик, фотография, машинка, глобус, карта, модель атома и кристаллической решетки, изображение простейших микроорганизмов). Какое отношение эти предметы имеют к математике и географии?

- Что общего между всеми этими предметами? (их размеры не соответствуют действительности, одни увеличены, а другие уменьшены в одно и то же число раз)

- А как определить, во сколько размеры изображения отличаются от реальных размеров?

- С каким понятием мы сегодня будем работать на уроке? (Масштаб)

Сегодня на уроке мы будем работать над темой «Масштаб». На уроке географии вы уже изучали это понятие.

Давайте вместе с вами сформулируем цели нашего сегодняшнего урока.

Что мы должны сегодня на уроке узнать? (вспомнить понятие масштаб, научиться решать задачи с использованием этого понятия, найти практическое применение новому понятию)

Вывод: Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое масштаб и найти его практическое применение в жизни. Мы попытаемся ответить на вопрос для чего необходимо изучить эту тему? Убедимся, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока.

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:

Что такое масштаб?

Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Само слово “масштаб” пришло к нам из немецкого языка. Maс означает: “мера”, штаб означает “размер”, что уже говорит о связи с математикой. Слово “масштаб”, придя из немецкого языка, хорошо прижилось в нашей речи.

Какие виды масштабов существуют?

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.

Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке*.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:  Сегодня на уроке мы отправимся в виртуальное путешествие на теплоходе по рекам Кама и Волга. Я буду вашим экскурсоводом, а М.Л. представитель туристической фирмы под названием «Колумб».

Наш родной город Ела́буга (тат. Алабуга, Alabuğa) — город (с 1780 года) в Республике Татарстан России. Административный центр Елабужского района, образует городское поселение город Елабуга.

Входит в Набережночелнинскую агломерацию и Нижне-Камский территориально-производственный комплекс (ТПК).

Одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Тысячелетие города отпраздновано в 2007 году.

Расположен на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тоймы, в 200 км к востоку от столицы республики Казани. Площадь города 41,1 км

С Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И.И.Шишкин (многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей города), здесь же в его доме-музее хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник. В Елабуге находятся музей-усадьба Н.А.Дуровой, музей поэтессы М.И.Цветаевой. В Елабужском уезде родился В.М.Бехтерев (1857—1927) — учёный-психоневролог, в честь него открыт музей.

Нам нужно выбрать самую большую по площади каюту.

Задача 1.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: У вас на столах лежат планы кают в масштабе 1:100. (Приложение 2).  Нужно найти площади всех трех кают и выбрать наибольшую, чтобы было удобно путешествовать.

Площадь первой каюты найдем вместе.

Измерим длину и ширину первой каюты в сантиметрах. Найдем длину и ширину комнаты в действительности. Нужно использовать масштаб. 1 см на чертеже – это 100 см в действительности.

Площади второй и третьей кают обучающиеся находят самостоятельно, работая в парах.

Задача 2.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Теплоход отходит от пристани в 12 часов. Мы поедем на автобусе по маршруту Гимназия №4 – Пристань. Во сколько нужно выехать, чтобы успеть на теплоход, если за две минуты автобус проезжает в среднем 1 км? Масштаб плана местности равен 1 : 20000.

Вопросы: Как найти время? (Надо путь разделить на скорость)

Все ли данные есть в условии задачи? (Нет, мы не знаем расстояние)

Где взять недостающие данные? (Определить по плану местности)

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:

На прошлых уроках мы изучили, что такое план местности.

- Что называют планом местности? (Планом местности называют чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде.)

- Как узнать отношение расстояний на плане к расстояниям на местности? (Для этого надо знать, во сколько раз их следует уменьшить).

Учитель географии рассказывает как пользоваться курвиметром.

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Отправляемся в путешествие. Следующая остановка город Нижнекамск (Красный Ключ).

Нижнека́мск (тат. Түбəн Кама) – город (с 1966 г.) в Республике Татарстан, Россия. Административный центр Нижнекамского района, образует городское поселение город Нижнекамск.

Расстояние до Набережных Челнов — 35 км, до Казани — 236 км. Площадь — 61,0 км². Население Нижнекамска распределялось по национальной принадлежности следующим образом:

– 1989 год: татары (46,5 %), русские (46,1 %), чуваши (3,0 %), украинцы (1,0 %), башкиры (1,0 %);

– 2010 год: татары (50,8 %), русские (43,4 %), чуваши (2,4 %), башкиры (0,7 %), украинцы (0,6 %).

Задача 3.

Чтобы в пути не было скучно, давайте распределим города Татарстана по убыванию численности населения.

Казань

1243500

Набережные Челны

529797

Нижнекамск

237250

Елабуга

73817

Чистополь

60564

Заинск

40635

Нурлат

32954

Бавлы

22258

Агрыз

19704

Камское Устье

4427

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:  Прибываем в Чистополь.

Чи́стополь (тат. Чистай) – город (с 1002 г.) в Республике Татарстан России. Административный центр Чистопольского района и городского поселения город Чистополь.

Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» город включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».

Город расположен на левом берегу реки Кама (Куйбышевское водохранилище), в 100 км к юго-востоку от Казани.

Во время Войны в городе жили:

  • Асеев Николай Николаевич — советский поэт, жил в городе в 1941—1943 годах
  • Пастернак Борис Леонидович — советский писатель, жил в городе в 1941—1943 годах
  • Тарковский Арсений Александрович — советский поэт, переводчик, жил в городе в 1941 году
  • Фадеев Александр Александрович — советский писатель, прозаик, жил в городе в 1941—1942 годах

Задача 4.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: На Чистопольском часовом заводе «Восток» выпускают часы, для которых нужна шестеренка диаметром 2 мм, а на чертеже её диаметр равен 6 см. Во сколько раз деталь на чертеже больше её реального размера? Найти масштаб чертежа.

Ответ: в 30 раз. Масштаб 30 : 1.

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Прибываем в Камское устье. Ка́мское У́стье – посёлок городского типа, административный центр Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Посёлок расположен на правом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище) напротив места впадения Камы, в 117 км к юго-западу от Казани. Речная пристань. Автомобильными дорогами местного значения соединён с Апастово, Тетюшами и Верхним Услоном. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции 57 км.

Населённый пункт основан в 1650 году. Первоначально носил название Богородское.

До 1920 года село Богородское было центром Богородской волости Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 года находилось в составе Тетюшского кантона Татарской АССР. В 1925 году получило современное название.

Статус посёлка городского типа – с 1939 года.

Задача 5.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Знакомая бабушка учителя технологии хочет сшить фартук. У нее есть вырезка из журнала с чертежом, который сделан с помощью линейки закройщика в масштабе 1 : 4. (Приложение 3).

Сколько ткани нужно купить бабушке?

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Ну вот мы и добрались до столицы Татарстана Казани. Каза́нь – город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки. Один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исторически столица (центр) Казанского ханства, Казанского царства, Казанской губернии и Татарской АССР.

Город имеет зарегистрированный бренд «Третья столица России».

В 2005 году было отпраздновано тысячелетие Казани.

Казань неоднократно принимала международные соревнования высокого уровня по различным видам спорта, в том числе XXVII Всемирную летнюю Универсиаду в 2013 году, а также ряд матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.

Улица Баумана – пешеходная улица в историческом центре Казани. Улица начинается около Казанского кремля от Площади Тысячелетия и продолжается на юго-восток до площади Тукая, где пересекается с улицей Пушкина.

На улице Баумана есть памятный знак «Нулевой меридиан Казани» — «точка отсчета», каменный указатель, который информирует, что до Северного полюса — 3808 км, Нью-Йорка — 8033 км, Москвы — 722 км, и т. д.

Задача 6.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Ну а теперь измерим расстояние, которое мы проплыли на теплоходе. Нам снова пригодятся курвиметры и знание масштаба карты.

Домашнее задание

  1. Начертить план вашей комнаты или любой комнаты в квартире или доме в масштабе 1 : 100. Найти площадь комнаты в квадратных метрах.
  2. Определите расстояние между пунктами Казань и Москва по физической карте России.
  3. Найти расстояние между материковыми крайними точками: южная - гора Базардюзю, северная - мыс Челюскин, западная - Балтийская песчаная коса, восточная – мыс Дежнёва.

Итоги урока

Подведем итоги урока. Подсчитайте свои баллы на Листах самооценки, поставьте себе оценку в соответствии с количеством набранных баллов. Затем запишите ответ на вопрос Можно ли объять необъятное и увидеть невидимое?

Продолжите предложения:

Масштаб карты нужно знать для того, чтобы ____________________________________

Сегодня на уроке было _______________________________________________________

Своей работой на уроке я (доволен, не доволен) __________________________________

Что интересного о нашем уроке вы можете рассказать дома? _______________________

Кто из одноклассников помогал тебе на уроке больше всех? ________________________