Профилактическое занятие «Я могу…»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: повышение правовой культуры обучающихся, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде.

Задачи:

  • формировать правовую культуру;
  • оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;
  • формировать навыки безопасного поведения в обществе;
  • закреплять правовые знания у подростков;
  • развивать умение работать с документами;
  • оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация; карточки с вопросами теста; таблички с надписями «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; таблица с описанием преступлений (правонарушений); листы бумаги, ручки.

Категория участников: учащиеся 8-9 классов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ведущий:Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать здесь и сейчас. Давайте познакомимся.

Ритуал приветствия.

Ведущий: первым представляется ведущий. Затем первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор"). Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («Это - веселый Виктор, а я - привлекательный Павел»). Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и так далее, по кругу.

Разминка.

Упражнение «Поезд».

Ведущий: Участники стоят в кругу. Ведущий начинает, а стоящие по часовой стрелке от него участники продолжают поддерживать обычного хлопка (открытыми ладошками). А стоящие против часовой стрелке от него участники продолжают поддерживать ритм   хлопка закрытыми ладошками (т.е. сложив их ракушкой). Должно создаваться ощущение, будто движется поезд. Ритм всякий раз увеличивается.

2. Вступительное слово – приветствие педагога-психолога.

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о правах.

Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и  ответственность за их выполнение, неисполнение  которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.

Ведущий: Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем.

Работа по теме занятия.

Ведущий: Работа в команде. Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на 3 группы.

Участники делятся на 3 группы по 5 человек.

2.1. Ведущий: Блиц-опрос.

Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. Если команда отвечает неверно, вопрос передается другой команде.

  1. Что такое право? (Норма, правило).
  2. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
  3. Защитник на суде? (Адвокат)
  4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
  5. Обвинитель на суде? (Прокурор)
  6. Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
  7. Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).
  8. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).
  9. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
  10. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
  11. Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
  12. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
  13. Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
  14. Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
  15. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).

 За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Участники выполняют задание.

2.2.  Ведущий: А теперь поговорим о правах. У вас на столах лежат тесты, на вопросы которых нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных. Время для обдумывания – 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

(Тест по 4 вопроса каждой команде)

1 команда

1 вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители
б) родственники
в) никто*
г) сверстники

4 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*

2 команда

1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно*
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям

3 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

4 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители.

2.3. Ведущий: А сейчас настало время узнать: знаете ли вы закон? Мы будем по порядку называть различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».

Ведущий: За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Но, прежде чем мы начнем конкурс капитанов, я прошу посмотреть на слайды и вспомнить, различия между уголовной и административной ответственностью.

Демонстрация на экране видов юридической ответственности.

«Знаете ли вы закон?».

  1. Ученик разбил стекло (административная).
  2. Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).
  3. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).
  4. Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).
  5. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).
  6. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).
  7. Учащиеся  угнали автомашину и разбили ее (уголовная).
  8. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).

2.4. Ведущий: А теперь вам необходимо будет квалифицировать преступление (правонарушение).

 Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых  перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям.

Ведущий: Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Для правильной квалификации вы можете использовать УК РФ и КоАП РФ. Приступайте.

Работа с таблицами.

«Квалифицируйте преступление».

Всего перечислено 8 преступлений (правонарушений).

№ п/п
Преступления, правонарушения
Юридическое название

1

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

2

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

3

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

4

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

5

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

6

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

7

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

8

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

Ведущий:А теперь предлагаюподсчитаем количество баллов у каждой команды.

Подведение итогов. Выявление лидеров.

3. Заключительная часть

Ведущий: А теперь выполним следующее упражнение «Я хочу - я могу».

Предлагаю каждому участнику группы составить два списка: своих желаний и своих возможностей.

Участники выполняют задание.

Обсуждение:

- Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились?

- Могут ли  предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?

Ведущий: Итак, мы сегодня выяснили, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Нарушая  права, человек  будет иметь неприятности с Законом. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий.
Хочу процитировать слова французского философа ХVIII Вольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…».

4. Рефлексия

Участники садятся в круг. Передавая друг другу мячик, отвечают на вопросы.

Ведущий:

- Что узнали нового на нашем занятии? 

- Где это вам пригодится в жизни?

- Пригодится ли вообще?

- Почему?

Ритуал прощания.

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Нам приятно было общаться! До сви-да-ния- МЫ!»

Литература

1. Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека. – 2005. – № 10. – стр. 66-67 (Правовое воспитание).

2. Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок. – 2010. – № 6. – стр.30-31.

3. http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений.