Межпредметный урок "Интеграция математики, русского языка и технологии при изучении темы «Геометрические фигуры". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Место в учебном плане: 35 урок (5 уроков в неделю).

Количество человек: 28.

Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут.

Тип урока: Комбинированный урок (открытие новых знаний, закрепление имеющихся знаний и навыков, обобщение и систематизация знаний из разных предметных областей.

Цель урока: ознакомление с геометрическими фигурами: равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, трапеция, прямоугольная трапеция, параллелограмм на примере танграма.

Задачи:

Образовательные:

  • На основе ранее изученного геометрического материала познакомить обучающихся с новыми видами геометрических фигур
  • Научить правильно писать слова, называющие геометрические фигуры
  • Научить самостоятельно разбивать квадрат на части танграма и составлять заданную модель

Развивающие

  • Создать на уроке условий для развития мыслительных способностей
  • Формировать умение анализировать и систематизировать полученные знания
  • Развивать навыки самоконтроля и самооценки
  • Развивать мелкую моторику кистей рук
  • Пополнить словарный запас учащихся

Воспитательные

  • Формировать познавательный интерес к математике, русскому языку
  • Формировать культуру коммуникативного общения

Практические

  • Научиться самостоятельно разрезать квадрат на части танграма

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Напоминает о правилах работы с ножницами.

Д. приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Вводная часть (актуализация имеющихся знаний)

Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Оно будет включать в себя математику, русский язык и технологию. А поможет нам этот объект.
Показывает танграм

Что вы знаете об этом объекте?

Отвечают, например:
это танграм;
это старинная китайская головоломка;
её нужно разрезать и можно составлять разные фигуры;
состоит из 7-ми деталей.

Постановка задач

Как вы думаете, что мы будем делать и как объединить с его помощью три предметных области?

Отвечают, например:
будем разрезать;
будем составлять фигуры из егодеталей;
узнаем, как пишутся новые  слова .

Основная часть
Систематизация имеющихся знаний (русский язык, математика)

Демонстрирует лист бумаги прямоугольной формы
Назовите объект.
Что доказывает, что это прямоугольник?
Кто может правильно записать это слово на доске?
Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения русского языка?
Предлагает записать слово прямоугольник в словарь, выделить корни и соединительную гласную.

Узнают прямоугольник, аргументируют ответ.
Один ученик записывает слово прямоугольник на доске.
Все ученики записывают слово в словарик, делают разбор.

Систематизация имеющихся знаний (русский язык, математика, технология)

Как сделать из прямоугольника квадрат?

Давайте выполним эти действия.
Покажите получившиеся фигуры. Что доказывает, что это квадрат?

Обратите внимание на линию сгиба в получившемся квадрате. Как она называется?
Что значит это слово?
Предлагает обратиться к толковому словарю.
http://www.endic.ru/ozhegov/Diagonal-7027.html
Запишем слово диагональ и отметим "опасные места".

Предлагают способ деятельности.
Действуют обсужденным способом.
Демонстрируют, аргументируют.

Называют слово диагональ, знакомятся с определением. Узнают новое значение этого слова.
Один ученик записывает слово диагональ на доске.
Все ученики записывают слово в словарик, отмечают «опасные места».

 

Разрежем этот квадрат по линии сгиба. Как называются получившиеся фигуры?
Что доказывает, что это треугольник?
Кто может правильно записать это слово на доске?
Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения русского языка?
Предлагает записать слово треугольник в словарь, выделить корни и соединительную гласную.

Разрезают.
Называют получившиеся геометрические фигуры, аргументируют ответ.
Один ученик записывает слово треугольник на доске.
Все ученики записывают слово в словарик, делают разбор.

Знакомство с новыми характеристиками известных объектов (русский язык, математика, технология)

Берет один треугольник:
Давайте рассмотрим треугольник. Этот треугольник равнобедренный. Так называются треугольники, у которых две стороны равны. Давайте запишем слово равнобедренный в словарик.
Записывает на доске равнобедренныйв словарь, предлагает  выделить корни и соединительную гласную.
Соединяем левый и правый угол, делим треугольник пополам. Разрезаем.
Какие получились треугольники?
Откладываем эти два треугольника. Это первые две детали танграма.

Отвечают, например:
прямоугольный, у него две стороны у него равны.
Записывают равнобедренный слово в словарик, делают разбор.

Выполняют действие
Треугольники получились равны, прямоугольные, равнобедренные

 

Берем второй большой треугольник. Соединяем нижние углы и сгибом обозначаем точку середины его основания
Опускаем прямой угол треугольника в точку середины основания треугольника. Разрезаем по линии сгиба.

Выполняют действие по инструкции

Знакомство с новым объектом (математика, русский язык, технология)

У нас получился еще один треугольник и новая геометрическая фигура.
Знаете ли вы, как она называется
У нас получилась трапеция., т.к две стороны параллельны, это трапеция равнобокая.
Кто может правильно записать это слово на доске?
Что вы можете сказать об этом слове с точки зрения русского языка?

Высказывают предположения:
четырехугольник
Один ученик записывает слово трапеция на доске.
Все ученики записывают слово в словарик, выделяют опасные места.

  Предлагает записать слово трапеция в словарь, выделить опасные места
Слышали ли вы это слово в другом значении?
Предлагает обратиться к толковому словарю.
http://ozhegov.info/slovar
Высказывают предположения, основываясь на личном опыте.

 

Разрезаем по линии сгиба. Треугольник откладываем к готовым фигурам танграма.

Выполняют действие

 

Складываем трапецию пополам, разрезаем.
Какой объект мы получили

Высказывают предположения:
четырехугольник, трапеция

 

У нас получилась прямоугольная трапеция.
Рассмотрим в ней углы.

Рассматривают трапецию, находят прямой угол, тупой и два острых. Называют признаки тупых и острых углов.

 

Возьмем одну трапецию, соединим тупой угол с нижним прямым углом, разрежем.
Какие фигуры у нас получились?
У нас, кроме треугольника, получился параллелограмм.
Что это за фигура?
Предлагает обратиться к толковому словарю.
slovarozhegova.ru/word.php?wordid=19911 и записать слово параллелограмм в словарик

Выполняют действие по инструкции.
Называют фигуры?
Треугольник, четырехугольник
Один учение находит значение слова в словаре, зачитывает, записывает на доске параллелограмм.
Все ученики записывают слово в словарик. Подчеркивают опасные места.

 

Возьмём вторую трапецию, соединим острый угол с прямым. Разрежем по линии сгибаю Какие фигуры получились?

Выполняют действие по инструкции, называют фигуры: квадрат, треугольник.

 

Посчитайте, сколько фигур у вас получилось

Считают фигуры (их 7)

Итоговая часть
Аналитическая деятельность

У. предлагает детям проверить, получился ли у них танграм. Для этого предлагает ученикам вспомнить  алгоритм их действий во время урока.

Дети вспоминают алгоритм действий.

  Соберите квадрат из полученных семи геометрических фигур. Собирают квадрат.

Практическая деятельность

У. предлагает детям попрактиковаться в сборе фигур из деталей танграма.
Для практической работы учащимся предлагается два варианта работы- по образцу и по силуэту. Дает возможность ученикам самостоятельно выбрать уровень сложности или после простого задания выполнить также сложное.

Выбирают для себя уровень сложности задания, собирают картинку.

Объединение результатов работы

Организует выставку работ учащихся

Осуждают работы и делятся своими мнениями

Рефлексия

У. предлагает учащимся закончить любую из предложенных фраз:
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило...

Рефлексируют свою деятельность на уроке, например:
Теперь я могу сам сделать головоломку;
У меня получилось собрать картинку по силуэту;
Меня удивило, что танграм можно сделать самому;
Я узнал, как пишутся слова: треугольник, параллелограмм;
Я попробую дома показать сестре, как сделать танграм;
Я узнал, то такое трапеция и какие значения этого слова.